Алексюк Зинаида Викторовна
Определение направления исследовательской работы по развитию моторики кисти руки как средство подготовки к звукопроизношению
▼ Скачать + Заказать документы
Определение направления исследовательской работы по развитию моторики кисти руки как средство подготовки к звукопроизношению младших дошкольников.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучаний речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия своевременного формирования звуковой культуры речи.
Публикация «Определение направления исследовательской работы по развитию моторики кисти руки как средство подготовки к звукопроизношению» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, словопроизношения в соответствии с языковыми нормами. Эта задача предусматривает развитие звукового аппарата (умение регулировать громкость произношения слов и фраз, выработку умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (в зависимости от содержания высказывания изменение высоты и силы голоса, темпа речи и так далее). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.
А. И. Максаков отмечает, что реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям :
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты - фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикулярного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и так далее).
В зависимости от физических и психологических возможностей детей, задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяются неравномерно. Например, в младшем возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте – выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности.
Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму.
Русский язык обладает сложной звуковой системой. Звуковые единицы характеризуются с точки зрения образования звука (артикуляционные свойства языка, звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные качества). Все эти факторы взаимосвязаны.
М. М. Алексеева, В. И. Яшина анализируют исследования по проблеме воспитания звуковой стороны речи детей. А. Н. Дроздов показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой стороны слова.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка.
Л. С. Выготский, говоря об усвоении ребенком звуковой стороны языка, подчеркивал, что сначала он овладевает внешней структурой знака, т. е. звуковой. Д. Б. Эльконин писал по этому поводу: «Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи».
Количество правильно произносимых звуков психологи связывают с расширением запаса активно используемых слов. Отметим также, что методика обучения дошкольников чтению, разработанная Д. Б. Элькониным и его последователями (Л. Е. Журовой, Г. А. Тумаковой, основана на действии со звуковой стороной языка. Обучение чтению начинается с введения ребенка в звуковую действительность языка, чтобы обеспечить последующее усвоение грамматики и связанной с ней орфографии.
Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте.
Как показали исследования М. М. Кольцовой, нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, практически являющейся частью двигательной области. Известно, что около двух третей всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
На основании выше сказанного можно утверждать, что выбранная мною тема актуальна. Это побудило меня к проведению исследования в МБДОУ №24, г Ростова-на-Дону.
В связи с этим, возникла Проблема: Каким образом работа по развитию моторики кисти руки влияет на подготовку детей к звукопроизношению.
Цель: Выявить возможности работы по развитию моторики кисти руки в подготовке детей к правильному звукопроизношению.
Объект исследования : процесс подготовки к развитию звукопроизношения у детей четвертого года жизни.
Предмет исследования : работа по развитию моторики кисти руки как средство подготовки детей к чистому звукопроизношению.
Гипотеза: если систематически проводить работу по развитию моторики кисти руки, можно добиться повышения уровня готовности детей к звукопроизношению.
Задачи
1. Изучить теоретические основы проблемы воспитания чистого звукопроизношения.
2. Проанализировать педагогические исследования по использованию работы над совершенствованием моторики кисти руки.
3. Подобрать диагностические задания для выявления уровня развития звуко - и словопроизношения, для развития моторики кисти руки.
4. Разработать систему заданий по развитию моторики кисти руки для детей четвертого года жизни.
5. Разработать методические рекомендации по использованию работы по развитию моторики кисти руки с целью подготовки детей к звукопроизношению.
Методы исследования :
- анализ теоретических источников;
- педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ.