Елена Незнамова
Опытно-экспериментальная деятельность деятельность как средство формирования исследовательских умений старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Объект исследования : процесс формирования исследовательских
умений детей дошкольного возраста.
Предмет исследования : опытно-экспериментальная деятельность как
средство формирования исследовательских умений детей старшего
дошкольного возраста.
Цель исследования : изучить влияние опытно-экспериментальная
деятельности на процесс формирования исследовательских умений детей
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность деятельность как средство формирования исследовательских умений старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2021
старшего дошкольного возраста.
5
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были
определены следующие задачи исследования :
1. Провести анализ проблемы исследовательских умений в научной
педагогической литературе.
2. Провести анализ научной литературы по проблеме формирования
исследовательских умений дошкольников.
3. Представить опытно-экспериментальную деятельность как средство
формирования исследовательских умений детей старшего дошкольного
возраста.
4. Провести эмпирическое исследование по формированию
исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста
посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что
опытно-экспериментальная деятельность выступает эффективным средством
формирования исследовательских умений детей старшего дошкольного
возраста.
Организация исследования выпускной квалификационной работы
предусматривала использование следующих групп методов: теоретические
(анализ педагогической литературы по проблеме исследования,
систематизация и обобщение научного материала) и эмпирические
(диагностические замеры, беседы с детьми, педагогическое проектирование,
количественный и качественный анализ эмпирических данных).
Методологическая база исследования :
- положения о роли целенаправленного формирования
исследовательского поведения и исследовательских умений дошкольников
(Г. И. Бабенко, Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов, А. И. Савенков и др.);
- положения о методике организации опытно-экспериментальной
деятельности детей (Н. А. Воробьева, А. С. Захарова, Н. Н. Поддьяков и др.).
Практической базой исследования выступило МБДОУ «Детский сад
№ 68 «Ромашка» Старооскольского городского округа». В исследовании
6
принимали участие дети подготовительной группы (возраст 6-7 лет) в
количестве 20 человек (12 девочек и 8 мальчиков).Проблема развития исследовательских умений ребенка привлекала
внимание ученых с давних времен. Подготовка дошкольника к
осуществлению исследовательской деятельности, поиск эффективных
средств развития исследовательских умений детей становятся важнейшими
задачами современного образования и одновременно представляют собой
одну из наиболее актуальных проблем в теории, а особенно в практике
дошкольного образования. В связи с этим необходимо определить
содержание понятия «исследовательские умения» в научной педагогической
литературе.
Представляя общую характеристику исследования как процесса,
отметим, что оно выступает одним из четырех универсальных типов
мыслительной деятельности человека (наряду с проектированием,
конструированием, и управлением, наиболее адекватно соответствующей
социокультурной миссии образования в целом [8, с. 55].
В общественном сознании существуют представления об исследовании
как установлении, обнаружении, понимании действительности. Готовность и
способность исследовать новое в окружающем мире путем реального
взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это
чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его
личностного, творческого, познавательного и социального развития.
Касаясь этимологического анализа слова «исследования», заметим, что
под этим типом деятельности подразумевается : «извлечь нечто «из следа»,
т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам,
отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах» [23, с. 596].
8
Это является принципиальной особенностью организации мышления при
исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности,
внимательности, аналитических навыков, в отличие, например, от
проектного типа организации мышления.
Обсуждение проблемы исследовательских умений логично начать с
уточнения определений исследовательской деятельности и
исследовательского поведения.
Исследовательская деятельность – это «активность человека
направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями
окружающего мира, их упорядочение и систематизацию» [4, с. 6]. Основой
исследовательской деятельности называют : поисковую активность
(поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней при
отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном
учете степени его эффективности) и исследовательское поведение [32, с. 15].
В деятельности человека исследовательское поведение выступает как
универсальная характеристика, пронизывающая все другие виды
деятельности. Оно выполняет важнейшие функции в развитии
познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении
социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. Понятие
исследовательского поведения находится в одном ряду с такими
фундаментальными понятиями как научение, интеллект, творчество, образуя
с ними неразрывную связь (А. Н. Поддьяков, Н. Н. Поддьяков).
В своей работе А. Н. Поддьяков дает следующее рабочее определение
исследовательскому поведению : «это поведение, направленное на поиск и
приобретение новой информации из внешнего окружения» [24, с. 38].
В процессе исследовательского поведения выделяют две
взаимосвязанные подсистемы: поиск информации (подсистема приобретения
знаний об объекте) и обработка поступающей информации (подсистема
преобразования и использования знаний).