Папки-передвижки

Опытно-экспериментальная деятельность деятельность как средство формирования исследовательских умений старших дошкольников

Елена Незнамова
Опытно-экспериментальная деятельность деятельность как средство формирования исследовательских умений старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Объект исследования : процесс формирования исследовательских

умений детей дошкольного возраста.

Предмет исследования : опытно-экспериментальная деятельность как

средство формирования исследовательских умений детей старшего

дошкольного возраста.

Цель исследования : изучить влияние опытно-экспериментальная

деятельности на процесс формирования исследовательских умений детей

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность деятельность как средство формирования исследовательских умений старших дошкольников» размещена в разделах

старшего дошкольного возраста.

5

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были

определены следующие задачи исследования :

1. Провести анализ проблемы исследовательских умений в научной

педагогической литературе.

2. Провести анализ научной литературы по проблеме формирования

исследовательских умений дошкольников.

3. Представить опытно-экспериментальную деятельность как средство

формирования исследовательских умений детей старшего дошкольного

возраста.

4. Провести эмпирическое исследование по формированию

исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста

посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что

опытно-экспериментальная деятельность выступает эффективным средством

формирования исследовательских умений детей старшего дошкольного

возраста.

Организация исследования выпускной квалификационной работы

предусматривала использование следующих групп методов: теоретические

(анализ педагогической литературы по проблеме исследования,

систематизация и обобщение научного материала) и эмпирические

(диагностические замеры, беседы с детьми, педагогическое проектирование,

количественный и качественный анализ эмпирических данных).

Методологическая база исследования :

- положения о роли целенаправленного формирования

исследовательского поведения и исследовательских умений дошкольников

(Г. И. Бабенко, Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов, А. И. Савенков и др.);

- положения о методике организации опытно-экспериментальной

деятельности детей (Н. А. Воробьева, А. С. Захарова, Н. Н. Поддьяков и др.).

Практической базой исследования выступило МБДОУ «Детский сад

№ 68 «Ромашка» Старооскольского городского округа». В исследовании

6

принимали участие дети подготовительной группы (возраст 6-7 лет) в

количестве 20 человек (12 девочек и 8 мальчиков).Проблема развития исследовательских умений ребенка привлекала

внимание ученых с давних времен. Подготовка дошкольника к

осуществлению исследовательской деятельности, поиск эффективных

средств развития исследовательских умений детей становятся важнейшими

задачами современного образования и одновременно представляют собой

одну из наиболее актуальных проблем в теории, а особенно в практике

дошкольного образования. В связи с этим необходимо определить

содержание понятия «исследовательские умения» в научной педагогической

литературе.

Представляя общую характеристику исследования как процесса,

отметим, что оно выступает одним из четырех универсальных типов

мыслительной деятельности человека (наряду с проектированием,

конструированием, и управлением, наиболее адекватно соответствующей

социокультурной миссии образования в целом [8, с. 55].

В общественном сознании существуют представления об исследовании

как установлении, обнаружении, понимании действительности. Готовность и

способность исследовать новое в окружающем мире путем реального

взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это

чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его

личностного, творческого, познавательного и социального развития.

Касаясь этимологического анализа слова «исследования», заметим, что

под этим типом деятельности подразумевается : «извлечь нечто «из следа»,

т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам,

отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах» [23, с. 596].

8

Это является принципиальной особенностью организации мышления при

исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности,

внимательности, аналитических навыков, в отличие, например, от

проектного типа организации мышления.

Обсуждение проблемы исследовательских умений логично начать с

уточнения определений исследовательской деятельности и

исследовательского поведения.

Исследовательская деятельность – это «активность человека

направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями

окружающего мира, их упорядочение и систематизацию» [4, с. 6]. Основой

исследовательской деятельности называют : поисковую активность

(поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней при

отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном

учете степени его эффективности) и исследовательское поведение [32, с. 15].

В деятельности человека исследовательское поведение выступает как

универсальная характеристика, пронизывающая все другие виды

деятельности. Оно выполняет важнейшие функции в развитии

познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении

социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. Понятие

исследовательского поведения находится в одном ряду с такими

фундаментальными понятиями как научение, интеллект, творчество, образуя

с ними неразрывную связь (А. Н. Поддьяков, Н. Н. Поддьяков).

В своей работе А. Н. Поддьяков дает следующее рабочее определение

исследовательскому поведению : «это поведение, направленное на поиск и

приобретение новой информации из внешнего окружения» [24, с. 38].

В процессе исследовательского поведения выделяют две

взаимосвязанные подсистемы: поиск информации (подсистема приобретения

знаний об объекте) и обработка поступающей информации (подсистема

преобразования и использования знаний).

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду»Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду» «Почему надо беречь воду?» Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях. Цель: Закрепить знания о значении воды.

Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Эти опыты мы с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Эколята-защитники природы» Дети принимали активное участие в опытах.

Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой»Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» В рамках тематической недели опытов и экспериментов в нашем детском саду один.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

«Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами». Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами. Цели и задачи: показать, что воздух есть вокруг нас, в воде, что мы дышим воздухом.

Экспериментальная деятельность для старших дошкольников в летний период Примеры экспериментов, проводимых в летний период 2016 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Аистёнок» Объекты экспериментальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность деятельность как средство формирования исследовательских умений старших дошкольников
Опубликовано: 13 января 2021 в 19:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность деятельность как средство формирования исследовательских умений старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Незнамова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД