МААМ-картинки

Описание случая работы с горем методами кризисного консультирования

Светлана Владимировна Масагутова
Описание случая работы с горем методами кризисного консультирования
▼ Скачать + Заказать документы

Описание случая работы с горем.

К психологу обратилась учительница 2 класса общеобразовательной школы. Пояснив, что в ее классе есть девочка, которая очень эмоционально реагирует на замечания, промахи в учебной деятельности, пояснив при этом, что девочка ударница. Учительнице было рекомендовано, предложить маме девочки (назовем ее Катя) обратиться за консультацией к психологу.

Публикация «Описание случая работы с горем методами кризисного консультирования» размещена в разделах

На первой встрече с мамой девочки выяснилось, что Катя примерно 5 месяцев назад стала эмоционально негативно реагировать на замечания в ее адрес и малейшие неудачи в учебе (кричать, огрызаться, говорить грубо с мамой и ближайшими родственниками – с дедушкой и бабушкой). Мама девочки пояснила, что раньше за дочерью такого не наблюдалось. Попросила позаниматься с дочерью на улучшение ее поведения.

Из дальнейшей беседы выяснилось, что на глазах у Кати в 3- летнем возрасте повесился отец. Далее она рассказала, что в тот день они с отцом Кати поссорились, находясь у свекрови, которая жила через дорогу от их дома. Отец девочки ушел домой, а она и Катя задержались. Через некоторое время она ушла домой, но в дом зашла не через ограду, а через огород, а Катя спустя какое-то время пошла от бабушки домой через основной вход (через ограду, там, по ее словам, она увидела повешенного отца. Далее события происходили таким образом, что на похоронах девочка не была, и в дальнейшем, все старались не говорить на эту тему, а если она задавала вопросы и пыталась говорить об уведенном, то ей говорили, что ей это приснилось, ее папа просто умер. Так же выяснилось, что мама девочки испытывает к бывшему супругу двойственные чувства – с одной стороны она говорит, что любила его, с другой – с другой, их семейная жизнь не доставляла ей радости у нее по этому поводу скопилось много обиды на него. Когда дочь задавала вопросы о том, какой был папа, мама ей всегда рассказавала, только хорошее, при этом испытывала на него сильную обиду и злость. Примерно в начале 2 класса, свекровь, которая раньше сдерживала свою неприязнь к бывшей невестке, стала говорить Кате о своих чувствах к ней, обвиняя ее в смерти сына. При этом, рассказы об отце Кати сходились не только хороших моментов его жизни, но и того, что он часто выпивал, и другие подробности.

У психолога (у меня) сложилось достаточно хорошее впечатление от мамы девочки. Женщина 30 лет, очень любящая своего ребенка, понимает, что, чтобы помочь дочери справиться со своими эмоциями и негативными выкриками в адрес своих близких необходимо быть честной и откровенной перед собой и психологом. Она интуитивно понимала причины такого поведения дочери и хотела ей помочь.

Запрос. Таким образом, первоначальный запрос клиента – мамы 9-летней девочки был в том, чтобы психолог поработал на коррекцию негативного поведения. Мама девочки в действительности хотела знать правильно ли она и ближайшие родственники поступили, скрывая от ребенка слезы от проживания горя и отрицая произошедшее. Кроме того, хотела устранить недопонимания и возникшее напряжение между ней и дочерью. В ходе консультации мамы девочки запрос трансформировался в прояснение того, что происходит с дочерью и помочь девочке прожить утрату близкого человека (горе).

Ход работы.

1. Маме девочки была предложена психотерапия по неоправданным ожиданиям от замужества (из ее рассказа у них была дизфункциональная семья, по проживанию горя от утраты супруга). Она отказалась, сославшись на то, что живут они не в Чернушке и добираться до психолога достаточно проблематично, при этом приняла предложение о консультациях по выстраиванию взаимоотношений и поведения с дочерью. Согласилась привозить девочку на песочную терапию.

2. С мамой Кати было проведено 4 консультации : 1- на выяснение истинного запроса, на прояснение ситуации и выстраивание стратегии работы; 2- о возможностях сказкотерапии – были даны рекомендации по сочинению сказки о животных с некоторыми событиями из реальной жизни (в частности о том, как умер отец, каким он был и о его положительном отношении к Кате) – т. е. перестать отрицать очевидное; 3,4 - обсуждение результатов работы и дальнейшее планирование.

3. С Катей была проведена диагностика эмоционального состояния (тест Люшер и ЦТО, проективный тест «Рисунок семьи».

4. С Катей было проведено 3 занятия по песочной терапии.

Применяемые тактики:

- первичное консультирование для прояснения запроса,

- индивидуальное консультирование,

- активное слушание,

- диагностика,

- сбор информации и разработка плана коррекционной работы,

- «проработка» чувств.

Результаты. Все три сессии песочной терапии Катя проводила действия сначала в левой части песочницы (символизируещей прошлое, потом в верхнем правом углу (символизирующий реального отца) и в середине (символ - Эго клиента). При этом она брала воду и выходила в туалет (символизирует слезы). На третьей сессии песочной терапии Катя проиграла сюжет Дня Рожденья, при этом у нее в песочнице была в нижнем правом углу бала женская фигура, фигура мужчины и фигуры детей - девочки и мальчика (угол реальной матери, в верхнем правом углу она зарывала и доставала сокровища (символ-ресурсы).

На третьей консультации с мамой Кати выяснилось, что она решила воспользоваться рекомендациями рассказать сказку. Она сказала, что ей не пришлось почти ничего рассказывать, т. к. только она начала катя ей сказала, что она все помнит и рассказала ей о том, что она увидела: оказывается она видела всю подготовку к процессу повешения отца, рассказала, что он ее выгонял, но она не ушла и видела как все происходило, даже рассказала, как у него дергались ноги. Они вместе поплакали. Катя так же рассказала маме, что она его видит. В связи с этим, они приняли решение перед сном папе желать спокойной ночи. В беседе мама сказала, что почувствовала облегчение после этого разговора.

На 4 консультации мама поблагодарила за помощь, и сказала, Катя поделилась с мамой о том, что перестала видеть папу и теперь просит у нее братика. Катя стала менее агрессивно реагировать на замечания и неудачи в учебе. Таким образом, Катя подошла к завершающей стадии проживания горя, смысл и задачи которого в том, что образ отца занимает особое место в душе девочки, и когда она о нем вспоминает у нее накатывается светлая печаль, а не горе и от воспоминаний о положительных моментах о нем - у нее появляются ресурсы для жизни.

Процессы которые происходили со мной как психологом в процессе консультирования мамы девочки – это шок от услышанного, ужас, жалость к девочке, сочувствие. В процесс консультирования вносилось только сочувствие и понимание.

Считаю, что работа с ребенком была завершена, т. к. Катя прожила все основные этапы проживания горя, ее эмоциональное состояние, на тот момент, нормализавалось и она подошла к завершающей стадии проживания горя, на которой основную помощь может оказать ее мама и близкие. Маме были даны рекомендации по работе с собственным сопротивлением на воспоминания девочке об отце, активном слушании ребенка.

То психотерапии для самой мамы, она отказалась.

Публикации по теме:

Описание опыта методической работы Описание опыта методической работы по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физической.

Описание опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Идея: Способствовать нравственно - патриотическому развитию.

Описание опыта работы «Нравственное воспитание детей через приобщение к произведениям устного народного творчества» Описание педагогического опыта углубленной работы по теме: «Нравственное воспитание детей через приобщение к произведениям устного народного.

Описание опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Описание опыта работы по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Проект «Светлая Пасха» с детьми средней.

Описание опыта работы по теме «Развитие экологической культуры детей через региональный компонент» Актуальность. "Любовь к Родине начинается с любви к природе". В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает.

Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровьяОписание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Описание опыта работы Мальцевой Галины Викторовны по теме: «Система игр и упражнений по коррекции психомоторных нарушений у детей с нарушением.

Описание опыта работы «Ознакомление детей с миром природы в процессе познавательных игр и упражнений» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме: «Ознакомление детей с миром природы в процессе познавательных игр и.

Описание опыта работы воспитателя Как сказал Сухомлинский Василий Александрович: Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек, не может стать настоящим воспитателем,.

Описание педагогического опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей младшего возраста» Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде.

Описание работы с алгоритмом использования электронной интерактивной дидактической мультимедийной игры «Угадай-ка» – Игра: «Угадай-ка!» (Детский альбом П. И. Чайковского) – Возраст: старшие дошкольники 6-7 лет – Цель пособия: • развитие предпосылок ценностно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание случая работы с горем методами кризисного консультирования
Опубликовано: 9 января 2017 в 06:20
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание случая работы с горем методами кризисного консультирования» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Владимировна Масагутова (УИ 997282) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД