лариса черепинова
Описание рабочего пространства
▼ Скачать + Заказать документы
На развитие речи дошкольника большое влияние оказывают окружающее его пространство и коррекционно-развивающая среда. Поэтому, создание условий, способствующих преодолению речевых дефектов и развитию речевых возможностей дошкольника, возможно только в хорошо оснащенном логопедическом кабинете.
Мой кабинет представляет собой специально оборудованное комфортное и безопасное помещение для групповых и индивидуальных занятий с детьми. Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определена целями коррекционно-образовательной работы, подбором предметного содержания, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Кабинет условно разделен на несколько зон.
Публикация «Описание рабочего пространства» размещена в разделах
Первая зона – это зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагается большое настенное зеркало. Работая с каждым ребенком индивидуально перед зеркалом, мы выполняем специальные артикуляционные упражнения. Дети играют с вертушками, дуют на разнообразные легкие предметы (листочки, ватные шарики, перышки и т. п.) эти упражнения развивают правильное дыхание и готовят органы артикуляции к правильному произношению звуков. Если с опорой на зрительный, слуховой, тактильный контроль нужная артикуляция не получается, то используется механическая помощь - логопедические зонды или шпатели.
Вторая образовательная зона предназначена для совместно организованной деятельности с детьми по развитию речи и по подготовке к обучению грамоте. Это пространство оборудовано многофункциональной магнитной доской, на которую крепятся сказочные персонажи, приходящие на занятия по развитию речи и обучению грамоте, они очень нравятся детям, крепятся предметные картинки, карточки со звуковыми символами и буквами. Четыре учебных стола и стулья соответствуют группам роста по ГОСТу и действующим СанПиНам и имеют приятную желтую окраску. На стене расположена азбука морских обитателей, три настенных разноцветных замка с гномами Звуковичками красного, синего, зеленого цвета. Каждый гном имеет свое имя и очень хорошо знаком ребятам. Каждую неделю в замках поселяются новые «жильцы» - новые буквы. Также над замками светит веселое солнышко, которое помогает ребятам при выполнении мимических и артикуляционных упражнений.
Третья зона – это зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена довольно вместительными книжными шкафами и содержит следующие разделы и учебно-методические пособия:
- по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики и др.);
- по фонематическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонематического слуха и др.);
- по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов и др.);
- для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления
(счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок «Четвертый лишний», набор карточек на обобщающие темы).
Также на открытых полках хранятся авторские дидактические игры («Лишний звук», «Разноцветное путешествие», «Думай – отвечай»). Наглядно-методические пособия и игры сделаны из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены. Размеры мебели, наглядно-дидактический материал, игры подобраны в соответствии с возрастом детей, зеркало и окно по мере необходимости закрываются шторами-жалюзи.
Опыт свидетельствует, что в результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к индивидуальным и подгрупповым занятиям.