Елена Нефедьева
Описание проведённых мероприятий с детьми, в рамках проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Наш проект мы запланировали к началу летнего периода, так как именно в это время предоставляется больше возможностей: во- первых, для организации и проведения индивидуальных и групповых игр, во-вторых, можно уделить большее внимание развитию ребёнка в той области, в которой он недостаточно силён, в- третьих, ориентироваться на зону ближайшего развития.
Публикация «Описание проведённых мероприятий с детьми, в рамках проекта» размещена в разделах
Занимались с детьми индивидуально или небольшими подгруппами. Каждую неделю мы знакомили детей с новой игрой и закрепляли то, что вызывало трудности. В течение недели все дети были вовлечены в игру. При проведении дидактических игр мы пользовались краткой словесной инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. В начале, мы не требовали от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названия цвета. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задание, так как именно в практической деятельности происходит накопление представлений о свойствах предметов. Мы помнили, что соотнесение, различение и называние цвета предметов, объединение слова и представления, для детей данного возраста - сложная умственная деятельность, поэтому не перегружали детей.
Формировать представления о цвете, величине, форме предметов мы старались в течение всего дня. Например, при приеме детей, обязательно обращали внимание на цвет одежды ребенка: - «Аня, какая на тебе красивая зеленая футболка, найди в группе игрушку такого цвета. А ты, Павел, сегодня в желтой футболке. Давайте посмотрим, у кого еще сегодня одежда желтого цвета. В утренние часы, когда в группе один - два ребенка обязательно проводили индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр. Просили ребенка называть фигуры, их цвет и размер, но не требовали, если он отказывался. Во время режимных моментов обращали внимание детей на цвет и форму полотенец, фартуков, салфеток, посуды и пр. В сюжетно - ролевых играх также обращали внимание детей на цвет предметов: «Какого цвета тарелочку тебе дать?», «Доктор, какого цвета таблетки мне нужно пить, желтые или белые?».
Разнообразие игр, имеющих похожие цели, с одной стороны, помогали закрепить пройденный материал, с другой стороны - поддерживать у детей познавательную активность. С каждой игрой дети проявляли все больший интерес, старались добиваться результатов, садились заниматься с вопросом: - «А во что мы сегодня будем играть?», просили повторить игру еще раз и неохотно отдавали пособия, когда за некоторыми детьми приходили родители, дети просили немного подождать, пока они закончат игру.
Во время работы мы столкнулись с такими трудностями, как потеря интереса, затруднение в тех или иных заданиях («Кто что делает?», «Помоги куклам найти свои игрушки», «Построй по образцу»). Наибольшее трудности в играх испытывали: Никита С. (он не успевал за другими детьми, Максим Г. (не понимал, что от него вообще хотят, Влад Л. (ему было трудно, т. к. он плохо говорит, а показать стесняется, Аня В., Вика Д., Ксюша П. (все время, когда к ним обращались, замыкались в себе, стеснялись). Но в целом игры вызывали у детей радость, интерес. Им очень нравился дидактический материал, особое внимание привлекли матрешки новые куклы в платьях разного цветового спектра.
Медлительным детям, таким как Саша Х., Андрей К., Оксана Л., мы давали время подумать, не спеша выполнить задание. С некоторыми ребятами, тревожными, неуверенными в своих силах (Василиса В.) мы выполняли задания совместно. Активно использовалась похвала, эмоциональная поддержка каждого из детей. Кроме того, с родителями детей, испытывающих определенные трудности, проводились индивидуальные консультации. На таких беседах мы стремились донести до родителей основные результаты работы, трудности, с которыми сталкивается их ребенок, а также предлагали вниманию основные рекомендации для взаимодействия с детьми в зависимости от их особенностей (медлительности, гиперактивности, тревожности).
По ходу усвоения детьми новых знаний и умений они стали быстрее включаться в игры, наибольший интерес вызвали игры: «Приходите на лужок», «Ходит, ходит Саша…». В игре «Приходите на лужок» детям очень нравилось быть ведущими, т. к. все повторяли их действия, но с заданием справлялись не все. После того как мы поиграли в эту игру несколько раз, ребята стали с заданием справляться быстрее и допускать меньше ошибок. Особый интерес у мальчиков вызвала игра «Расставь машины в гаражи». Эту игру мы использовали в рамках непосредственно образовательной деятельности по конструированию. Мальчикам очень понравилось строить гаражи для новых машинок. Дети просили поиграть с ними снова, мы выбирали игру (в которую уже играли) совместно, а потом мы проводили новую игру. Ребята быстро научились организовываться, садились на стулья и ждали начала игры, в играх охотно принимали участие.
Легче всего проходили игры, связанные с ознакомлением величины («Чаепитие матрешек», «Кукла и куколка», «Весёлые матрёшки», «Огурчики и помидорчики»). Особенно эти игры вызывали большой интерес у девочек. После проведения занятий девочки охотно устраивали «чаепитие» матрешек и кукол, в кукольном уголке, привлекали в свои игры мальчиков.
Особый интерес дети проявили к игре «Укрась бабочку», «Почини одежду зайчику». В связи с тем, что дети маленькие им было трудно положить геометрические фигуры на прорисованные контурной линией круги (квадраты). Но дети очень старались, и даже у кого не получалось они пробовали снова и снова.
Для обучения обобщению и классификации по признаку цвет, проводились игры : «Построй заборчик», «Разложи фигурки по домикам», дети с удовольствием раскладывали предметы по домикам. Также для того, чтобы закрепить названия цветов, у детей в уголке изобразительной деятельности размещались карандаши разного цвета. Детям давались задания: «Нарисуй что- нибудь жёлтенькое», «Что бывает зелёным?»
Более сложно давались игры по ознакомлению детей с цветом: «Ищи свой дом», «Полянка». «Раскладывание предметов двух заданных форм и величин» ,дети путались, ошибались.
В игре «Сделаем куклам бусы» у детей не всегда получалось нанизывать бусинки на шнурки (они выпадали из рук, от этого дети нервничали и просили им помочь. Также в этой игре дети не всегда понимали, что нужно брать бусинки одного цвета (даже, несмотря на то, что мы им несколько раз говорили об этом).
Возможными причинами сложностей в работе, на наш взгляд, являются разное самочувствие, настроение детей на разных занятиях, особенности темперамента детей (спокойные не успевали за более активными). Естественные трудности возникали в усвоении нового, ранее не используемого материала. Низкий показатель сенсорного развития, возможно, связан с недостаточным уровнем общения в семье, личностными особенностями. Для более эффективного усвоения детьми сенсорных представлений была проведена консультация для родителей о значимости дидактических игр.
Для формирования представлений о цвете, форме, величине проводились игры с «Логическими блоками Дьенеша» и «Палочками Кюизенера» : «Занимательная коробка», «Сушим полотенца», «Треугольники», «Построй по образцу», к которым у детей был вызван интерес и желание играть и конструировать постройки по образцу и по замыслу, что развивает конструктивные и творческие способности. В ходе игр дети выявляли различные свойства фигур и учились решать логические задачи, понимать разницу между предметами, сортировать и классифицировать их.
В ходе проведё нных игр можно сделать следующий вывод: в результате наблюдений за детьми, в совместной деятельности с ними, мы смогли увидеть и определить на сколько у детей сформировались знания о цвете, форме, размере. Проведённая нами работа дала положительные результаты в сформированности у большинства детей представлений о сенсорных эталонах цвета, но в тоже время нами установлено было, что степень сформированности у некоторых детей осталась недостаточной. На наш взгляд это связно с тем, что активизация в речи детей названий цветов и их оттенков достаточно длительный процесс.