татьяна гаранина
Описание профессиональной педагогической деятельности инструктора по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья дошкольников по средствам создания оптимального двигательного режима.
“Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужна врождённая способность и умение, то есть навык, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы специальные знания”. К. Д. Ушинский. |
Публикация «Описание профессиональной педагогической деятельности инструктора по физической культуре» размещена в разделах
После проведения анкетирования я убедилась, что только 10% родителей знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Родители зачастую оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”) Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. Предметом моих постоянных поисков является наиболее эффективный оздоровительный режим, который должен создавать возможности для реализации в повседневной жизни ребё нка следующей триады: достаточной двигательной активности, достаточной умственной нагрузки и эмоциональных впечатлений. Изучив и проанализировав публикации на эту тему в различных изданиях, была разработана и апробирована мной модель двигательной активности детей с учётом их физиологических особенностей.
Основной целью моей педагогической деятельности на протяжении последних пяти лет является сохранение и укрепление здоровья дошкольников по средствам создания оптимального двигательного режима.
Учитывая тенденцию ухудшения состояния здоровья детей, нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности темы. Что бы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и детским садом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на детей, но и на членов их семей.
Концептуальной основой деятельности нашего детского сада на основании положений программы "Детство" является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. Таким образом, считаю целесообразным подобрать инновационные образовательные программы с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий.
С целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления дошкольников с учётом их индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития в МБДОУ д/с №10 в 2009 была создана и в настоящее время реализуется оздоровительная программа «Здоровый ребёнок - здоровое общество», в которой я курирую раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». Программа была апробирована в нашем ДОУ в течении пяти последних лет и привела к следующим результатам:
1. Сформирована база данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма воспитанников. На каждого ребёнка мною заведена индивидуальная тетрадь здоровья;
2. Физическое развитие детей осуществляется с учё том возрастных и индивидуальных возможностей в различных формах: традиционные и нетрадиционные способы проведения физических занятий с использованием комплексов степ-и ритмической гимнастики; активный отдых (спортивные праздники, оздоровительные досуги и развлечения, акции, Дни спорта и здоровья, соревнования, спартакиады, олимпиады, туристические походы);двигательные разминки; кружковая работа «Травинка»;
3. Организуются коррекционно- оздоровительные мероприятия: закаливающие процедуры, самомассаж, дыхательные и звуковые упражнения, психогимнастика;
4. Создана физкультурно-оздоровительная среда на территории ДОУ и в здании учреждения, способствующая проявлению максимума самостоятельности, двигательного творчества, воспитанию у детей ценностного отношения к своему здоровью, овладению навыками самооздоровления;
5. Сформировано «детско-взрослое общество» на основе сотрудничества МБДОУ д/с №10 и семей воспитанников. Родители не только наблюдают за жизнью ребёнка в детском саду, но и активно участвуют в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и походах, конкурсах физкультурно-оздоровительной направленности;
6. Снижена заболеваемость детей. Отмечается отсутствие обострений острых хронических заболеваний (положительная динамика ;Мониторинг здоровья детей, ежегодно проводимый в ДОУ, отражает уменьшение морфофункциональных отклонений у детей (улучшается осанка, повышается мышечный тонус).
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. Предметом моих постоянных поисков является наиболее эффективный оздоровительный режим, который должен создавать возможности для реализации в повседневной жизни ребё нка следующей триады: достаточной двигательной активности, достаточной умственной нагрузки и эмоциональных впечатлений.
В связи с этим считаю, что проблема оздоровления детей - не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Изучив и проанализировав публикации на эту тему в различных изданиях, мною была разработана и апробирована
модель двигательной активности детей с учётом их физиологических особенностей
Эта модель включает в себя (предполагает) :
физкультурно-оздоровительные мероприятия : утренняя гимнастика, физкульт- паузы, физкультминутки, подвижные игры и спортивные игры на прогулке, прогулки-походы в лес, гимнастика после дневного сна, босохождение по ребристой поверхности;
физкультурные занятия :два раза в неделю в спортивном зале,одно- на улице;
физкультурно-массовые мероприятия : еженедельные Дни здоровья, физкультурные досуги, игры-соревнования между возрастными группами, спортивные праздники на открытом воздухе,спартакиады вне детского сада, акции, кружковая деятельность «Травинка»;
совместная оздоровительная работа всех педагогов и родителей :
проведение физкультурных занятий совместно с родителями и педагогами, участие родителей в спартакиадах вместе с детьми.
Для реализации этой модели в дошкольном учреждении необходимы определённые условия двигательной развивающей среды. Анализ показал, что в настоящее время в нашем детском саду имеются все необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. Физкультурный зал оборудован с учётом установленных требований; имеется современный модульный комплекс, позволяющий детям осуществлять самостоятельную двигательную деятельность, а так же тренажёры, развивающие определенные группы мышц.
Планируя свою работу, использую как традиционные, так и нетрадиционные типы физкультультурных занятий : сюжетные, тренировочные, комплексные, тематические, игры-эстафеты. Кроме этого, занимаюсь с детьми современными танцами, ритмической гимнастикой, детским фитнесом, применяю элементы хатха-йоги, методики А. Н Стрельниковой на совершенствование дыхательных способностей детей. Процесс обучения на моих занятиях носит дифференцированный, вариативный характер.
Проведение Дней здоровья является одной из новых форм физкультурно - оздоровительной работы нашего детского сада. Программа Дней здоровья предполагает: театрализованный приём детей на территории детского сада с проведением обще садовой зарядки ;танцевальный марафон, где каждая группа готовит современный танец или фитнес – разминку, организованный поход или кросс.
А сколько положительных эмоций, следовательно, и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах! Традиционно проводится каникулярная неделя, где дети принимают участие в "Весёлых стартах", в игре "Зов джунглей" и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получая эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я- спортивная семья".Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. В зимний период я организую катание детей с горы на санках за пределами участка детского сада. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют и родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой. Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал стараюсь органично включать в структуру большинства физкультурных занятий, способствуя этим расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. Разучиваю с детьми комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формирую навыки самомассажа активных точек тела.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, созданная модель обеспечивает комфортное пребывание детей, является оптимальной для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Знание физиологических особенностей детей и использование оптимальной физической нагрузки позволяет говорить о стабильной положительной динамике физических показателей :
*Прирост в развитии физических показателей ;
*Увеличение количества детей с первой группой здоровья и сокращение числа заболеваемости детей;
*Выполнение раздела «Растим детей крепкими, здоровыми, жизнерадостными» программы «Детство.
*Спортивная команда воспитанников МБДОУ д/с №10 является постоянным активным участником и призёром всех городских конкурсов физкультурно-оздоровительной направленности.
А я, как руководитель городского методического объединения инструкторов по физическому воспитанию консультирую и помогаю коллегам. Находить свои пути к совершенствованию. Желаю всем удачи!
С уважением к вам Гаранина Татьяна Владимировна.