Галина Ирина
Информационно-творческий проект в средней группе «Мой дом, моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-творческий проект
в средней группе
«Мой дом, моя семья»
Разработала воспитатель
1 кв. категории Галина И. В.
г. Арзамас
январь-март 2019г.
Введение
«Без прошлого нет будущего»
Д. С. Лихачев
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Публикация «Информационно-творческий проект в средней группе „Мой дом, моя семья“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность проекта
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Опрос среди воспитанников показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек.
А, в свою очередь проведенное анкетирование среди родителей выявило, что в суматохе будней они зачастую не успевают уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Не зная как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.
Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём, а необходимо сохранять семейные ценности или возрождать их.
Исходя из этих результатов, появилась идея создать проект «Мой дом, моя семья», т. е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Цель проекта
Воспитание нравственных чувств детей 4-5 лет, через формирование представлений о семье и семейных традициях.
Задачи проекта
1. Формировать у детей 4-5 лет представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, побуждать в умении разбираться в родственных связях.
2. Воспитывать у детей 4-5 лет уважение ко всем членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
3. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями, обеспечивающими воспитание нравственных качеств у детей 4-5 лет
4. Создать условия для включения родительской общественности в образовательный процесс по данной теме.
Срок реализации проекта : краткосрочный (январь-март 2019г.)
Состав проектной группы : воспитатель, воспитанники группы 4-5 лет, родители.
Методы и формы работы
- словесный (опрос детей, беседы - для создания эмоционального настроя и мотивации детей, чтение художественной литературы, рассматривание сюжетных картинок на данную тему, составление рассказов из личного опыта детей на тему «Моя семья», знакомство с пословицами и поговорками о семье, отгадывание загадок)
- практический (анкетирование родителей, проведение образовательной деятельности,
выставка детских рисунков «Моя семья», выставка творческих работ «Гениалогическое древо моей семьи», изготовление макета «Русская изба», изготовление варежкового театра «Три медведя», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», изготовление маркеров игрового пространства группы : «Ракета», «Семья», «Автосервис», «Больница», «Салон красоты» проведение родительского собрания «Роль семьи в речевом развитии детей 4-5 лет»)
-наглядный ( фотовыставки: «Что может быть семьи дороже?», «Бабушка рядышком с дедушкой», оформление стенгазет: «Для меня всегда герой -самый лучший папа мой», «Мама- солнышко мое», оформление групповой экспозиции по краеведению, консультации для родителей: «Что такое гениалогическое древо?», «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной», памятка для бабушек по воспитанию внуков «Мои любимые бабушка и дедушка», творческая экспозиция «Тайна моего имени», составление картотек: сюжетно-ролевых игр о семье, подвижных игр и ф\минуток, пальчиковых и дидактических игр, пословиц, поговорок, загадок и стихотворений о семье, художественной литературы)
Ожидаемые результаты
У детей сформируются знания о семейных традициях, о родственных связях, появится желание и стремление к эмоциональному общению с родными и близкими; воспитанники приобретут умение составлять короткий рассказ о своей семье и семейных традициях.
Развивающая предметно-пространственная среда группы пополнится дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями, обеспечивающими воспитание нравственных качеств у детей 4-5 лет
У родителей повысится уровень педагогической культуры, установятся доверительные и партнёрские отношения с педагогами и детским садом.
I. План-график мероприятий
Дата
Работа с детьми
Работа с родителями Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды
I этап- Предварительный
14.01.-16.01.19г. Опрос «Что я знаю о семье?» Анкетирование «Семейные традиции» Обогащение среды предметами-заместителями для сюжетно-ролевых игр, игр- драматизаций. Подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.
17.01.-20.01.19г. Разработка проекта. Формирование цели и задач, составление перспективного плана. Подбор методической и художественной литературы.
II этап- Основной
21.01.-15.02.19 г. Беседы: «Что такое семья», «Что такое традиции и традиции в нашей семье», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители», «Как мы отдыхаем», «Для чего человеку дано имя» (знакомство со свидетельством о рождении) -Консультация «Что такое генеалогическое древо?»
- Сбор материала для выставки творческих работ «Гениалогическое древо моей семьи»
- Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии детей 4-5 лет»
- Сбор материала для фотовыставки «Что может быть семьи дороже?»
- Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной»
- Сбор материала для экспозиции «Тайна моего имени» - Выставка детских рисунков «Моя семья»
- Выставка творческих работ «Гениалогическое древо моей семьи»
- Фотовыставка «Что может быть семьи дороже?»
- Изготовление варежкового театра «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Маша и медведь»
- Экспозтиция «Тайна моего имени»
- Составление картотек: сюжетно-ролевых игр о семье, подвижных игр и ф\минуток, пальчиковых и дидактических игр
Просмотр презентаций к ОД : «Моя семья», «Есть мамы у мышек, есть мамы у кошек.», «Семья на отдыхе»
Продуктивная деятельность: аппликация «Домик для мышонка», «Кружка для папы», рисование «Моя рука -моя семья», «Портрет папы».
Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, соответствующей тематике: Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Белов «Даня», С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», К. Ушинский «Косточка»., М. Матвеева «Синяя чашка»
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Детский сад», «Шофер», «Автомастерская».
18.02.-22.03. 19 г Беседы с просмотром презентаций: «Мой папа», «Мамин труд я берегу», «Назад в прошлое моей семьи», «Что означает мое имя?» - Памятка для бабушек по воспитанию внуков «Мои любимые бабушка и дедушка»
- привлечение родителей к изготовлению макета «Русская изба»
- Сбор материала для оформления стенгазет: «Для меня всегда герой-самый лучший папа мой», «Мама-солнышко мое»
- Привлечь родителей к изготовлению маркеров игрового пространства группы : «Ракета», «Семья», «Автосервис», «Больница», «Салон красоты»
- Проведение родительской гостиной «Пока все дома» - Фотовыставка «Бабушка рядышком с дедушкой»
- обыгрывание макета «Русская изба»
- выпуск стенгазеты к 23 февраля «Для меня всегда герой – самый лучший папа мой»
- выпуск стенгазеты «Мама – солнышко мое»
- Составление картотек: пословиц, поговорок, загадок и стихотворений о семье, художественной литературы
- обыгрывание маркеров игрового пространства группы : «Ракета», «Семья», «Автосервис», «Больница», «Салон красоты»
Пальчиковые игры:
«Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники».
Составление рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья», «Что если бы?», «Что предмет расскажет о себе», «Хочу быть как мама/ папа»
Знакомство с пословицами и поговорками о семье, отгадывание загадок. Прививать любовь к народному творчеству.
Рассматривание сюжетных картинок, составление описательных рассказов Закрепление и расширение знаний детей о семье, семейных праздниках
Словесные игры «Радио», «Кто старше/ младше?», «Заверши предложение», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать». «Назови как тебя дома ласково называют?». Развитие словаря детей.
Дидактические игры: «Разложи по порядку», «Собери портрет из деталей», «Радость или огорчение», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Моя родословная», «Чьи детки?», «Что из чего?», «Четвертый лишний», «Маленькие помощники», «Грязи нет и пыли нет», «Сложи картинку», «Родственные отношения», лото, «Собери матрешку», «Что сначала, что потом» Развитие зрительного внимания, зрительной памяти, развитие логического мышления.
Пальчиковые игры: «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники». Развитие мелкой моторики рук детей в процессе пальчиковых игр.
Подвижные игры: «Я знаю 5 имен девочек, мальчиков», «Моя семья и я любим…» (с мячом, «Кто быстрее соберет», «Где мы побывали, что мы повидали», «Стирка», «Упрямые козы»
Заучивание стихотворений Воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
III этап- Заключительный
Подведение итогов в реализации проекта
25.03-29.03.19г.
Составление и рассматривание фотоальбома «Моя улица»
-Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят»
- Выпуск фотоальбома «Моя улица»
• Обработка результатов по реализации проекта
• Предоставление результатов деятельности родителям
Итоговый продукт проекта :
- Фотоальбом «Моя улица»
- Семейная гостиная «Пока все дома»
- Инсценировка русской народной сказки совместно с родителями «Волк и семеро козлят»
II. Оценка результатов и отчетность
У детей 4-5 лет сформировано представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширились знания о ближнем окружении, закрепили знания о родственных связях.
Воспитанники приобрели умение составлять короткий рассказ о своей семье и семейных традициях.
Дети стали уважать традиционные ценности: уважение к старшим, заботливое отношение к младшим, оказание посильной помощи пожилым людям. Между детьми укрепились дружеские, доброжелательные отношения.
Созданы альбомы, картотеки, презентации; изготовлены дидактические игры, макеты; оформлены выставочные экспозиции.
Родители стали больше уделять внимание нравственному воспитанию детей.
Повысилась заинтересованность к истории, культуре, традициях семьи.
Стали активнее участвовать в жизни детского сада.
Используемая литература
1. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования. / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
2. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в средней группе детского сада : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ», ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004
3. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
4. Свирская Л., «Работа с семьей : необязательные инструкции» : -М. : Линка- Пресс, 2007.
5. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004.
6. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко, Е. Н. Жингаль, Г. В. Краснощекова, С. П. Подопригора, В. К. Полынова, О. В. Савельева Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 192 с.
7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 304
8. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л, Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнидеятельности детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-144с
III. Приложения
Анкета для родителей «Семейные традиции»
Уважаемые родители!
В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.
1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
• да, обязательно
• возможно, если они сами собой сложились
• нет, это пережитки прошлого.
2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?
• дни рождения членов семьи
• дни поминовения усопших
• коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.
• религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др.
• государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др.
• день создания семьи
• профессиональные праздники
• оформление фотоальбомов
• воскресные семейные обеды (ужины)
• проведение семейных советов
• другое ___
3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи? (нужное подчеркнуть) спорт, рыбалка, домашние животные, шитье, шахматы, чтение, компьютерные игры, рукоделие, музыка, коллекционирование
4. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка? (нужное подчеркнуть) спорт, рыбалка, домашние животные, шитье, шахматы, чтение, компьютерные игры, рукоделие, музыка, коллекционирование
другое ___
5. Какой труд объединяет вашу семью?
• работа на даче, ремонт квартиры, уход за домашними животными
• индивидуальная трудовая деятельность
• общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи
• другое ___
6. Есть ли в вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка? (нужное подчеркнуть) мама, бабушка, прабабушка, няня, папа, дедушка, другие родственники.
7. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?
• совместное чтение
• прогулки на природе
• обучение рукоделию
• развивающие игры
• занятия спортом
• наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело
• специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами
• другое ___
8. Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения ___
Спасибо за сотрудничество!