Получи документы

Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста

Марина Николаева
Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

I. Введение

1. Тема опыта «Современные техники нетрадиционного

рисования как средство творческих способностей детей дошкольного

возраста».

2. Сведения об авторе: Николаева Марина Сергеевна

Образование – средне-специальное, Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова, 2003г. Специальность: учитель начальных классов.

Публикация «Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Профессиональная переподготовка: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республик Мордовия «Ичалковский педагогический колледж», 2017г.

Педагогический стаж:

- общий стаж: 19лет;

- педагогический стаж: 17 лет

- в данной образовательной организации –12 лет;

3. Актуальность

Дошкольное детство – самый интересный период в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте происходит исследование окружающего мира. Знакомясь с ним, дети пытаются отразить все, что увидели в своей деятельности – играх, рисовании, лепке и т. д. Творческое осмысление всегда признавалось одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Детям нравится самим творить, фантазировать, экспериментировать. Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Кто из вас знает хотя бы одного ребенка, который не любил бы рисовать, красить? Есть такие прекрасные слова у Э. Успенского: «Это правда! Ну, чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене и в трамвае на окне!».

Рисование должно приносить детям только положительные эмоции, которые составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к художественному творчеству. Не надо давать еще в его неумелую руку карандаш или кисточку и мучить малыша. Первые неудачи вызовут у ребенка разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его собственные силы.

Все вышеизложенное определяет актуальность данной темы в развитии творческого потенциала подрастающего поколения, так как современное общество имеет потребность в творческой личности.

В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию творческих способностей, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

4. Основная педагогическая идея моего опыта - совершенствование интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через использование современных нетрадиционных техник и приемов рисования.

Анализируя свою работу с дошкольниками на занятиях по изобразительной деятельности, я иногда вижу, что дети не испытывают интерес к рисованию, они просто безучастны, им не интересно. Многие не могут пользоваться карандашом, красками, поэтому им скучно. И тогда я решила разнообразить свои занятия нетрадиционными методами рисования, создать такие условия, чтобы ненавязчиво привлечь детей к творческому процессу и где они могут проявить самостоятельность в выборе различных предметов и материалов для рисования, исходя из развивающихся у них потребностей, интересов.

В группе организован уголок изодеятельности «Акварелька», который предусматривает наличие всего необходимого для детского творчества :

бумага разного цвета, фактуры и формы, цветные карандаши, фломастеры,

восковые мелки, краски (гуашь и акварель, кисти тонкие и толстые, картон (белый и цветной, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, баночки для воды, салфетки, палитры, зубные щётки, расчески,

поролон, пробки, листья, ватные палочки, камушки, перья, кусочки ткани,

штампы в форме геометрических фигур, трубочки для коктейля и т. д.

Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения; технологические карты по рисованию. Детям стало интересно работать с нетрадиционным материалом, глаза у них просто горят, когда берут в руки что-то необычное и создают свои шедевры. В группе оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать детям свои успехи в творческой деятельности.

5. Теоретическая база

Прежде чем приступить к работе в этом направлении, я познакомилась с трудами многих отечественных педагогов. Современные исследования Никитиной А. В., Давыдовой Г. Н. доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования. О нетрадиционных техниках рисования и системе построения занятий можно узнать из следующих источников: Н. А. Ветлугина «Художественное творчество и ребенок», Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Г. Н. Давыдова «Пластилинография», Г. Н. Давыдова «Пластилинография -2», Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» Часть 1, Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» Часть 2, О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски». Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество», Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»,К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка», А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».

6. Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию.

II. Технология опыта

Изучив методическую литературу и опыт работы других педагогов, я поставила цель: способствовать успешному совершенствованию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через использование современных нетрадиционных техник и приемов рисования.

Перед собой я поставила следующие задачи, которые помогут развить творческие способности у дошкольников :

1. Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческих способностей у детей средствами современных нетрадиционных техник рисования.

2. Познакомить детей с разнообразием нетрадиционных изобразительных техник рисования.

3. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

4. Учить комбинировать ранее освоенные элементы в новых сочетаниях с различными материалами.

5. Развивать у детей познавательные и творческие способности через нетрадиционные техники рисования.

6. Развивать у детей наблюдательность, воображение, умение видеть характерные эстетические признаки окружающего мира.

7. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

8. Привлекать родителей к сотрудничеству в развитии творческих способностей детей.

9. Выявить эффективность работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционные виды рисования я использую на протяжении всего воспитательно-образовательного процесса в организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей, начиная с младшего возраста по принципу «от простого к сложному».

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

В условиях внедрения ФГOC ДO анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Основные техники, которые я использую в младшем возрасте это рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона, ватными палочками; печатание листьями, картофелем, морковкой; рисование свечой, углем.

В среднем и старшем дошкольном возрасте я использую такие нетрадиционные техники как : рисование свечой; кляксография с трубочкой; набрызг; оттиск; рисование поролоном; пальцеграфия; техника тычка.

Одна из самых фантастических техник эбру вызывает восторг у детей. Вода проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Вся красота техники в том, что любой человек может создавать настоящие шедевры на водной глади. Каждый рисунок всегда уникален! Ведь его уже не повторить! Каждый раз краски по воде растекаются по- разному.

В последнее время приобретает большую популярность техника рисования Дудлинг (от английского – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству. Интерес к этому виду рисования связан с тем, что он является хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности.

Нетрадиционные техники рисования - это новое направление, которое помогает развивать у ребенка все стороны, позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. Например, ребенок решил нарисовать лето и животных, и для этого

он использует рисование ватными палочками (трава) или метод выдувание трубочкой, а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном или вырежет картинки, тканями может изобразить небо и облака и т. д. Предела совершенствованию и творческой деятельности нет.

При работе с такими техниками я в своей работе использую детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Чтобы заинтересовать детей продуктивной деятельностью, использую различные игровые персонажи, которые не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей.

Такие дидактические материалы помогают усилить во время рисования воображение, способствуют художественному замыслу и развитию художественных способностей. Кроме того, все это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.

Когда дети усваивают те или иные техники рисования, я стараюсь находить новые, современные приемы, чтобы детям было интересно, чтобы не угасал творческий потенциал. Вот, например работа с ручкой 3D. Это совершенно новый вид творческой деятельности, который позволяет по-новому взглянуть на процесс рисования.

Рисование с помощью 3D-ручки стимулирует развитие креативных способностей дошкольников, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время таких занятий тренируется умение наблюдать и анализировать объект, что очень полезно для развития наглядно-образного мышления.

Эта ручка несравнимо полезнее для развития ребёнка, чем игровая приставка, компьютер и другие гаджеты. Ребёнок имеет возможность увидеть своими глазами, как из плоских объектов путём некоторых преобразований получаются объёмные фигуры. У детей происходит развитие аналитической стороны мышления. В перспективе – развитие навыков трехмерного мышления, которое способствует составлению композиции.

Вот описание нескольких техник нетрадиционного рисования, которые я использую в своей работе.

«Ниткография» это выкладывание с помощью толстой или шерстяной нити изображений различных предметов. Берём шерстяную длинную нитку. Окунаем её в краску (гуашь, оставляя чистый хвостик. Выкладываем нить на лист бумаги. Прикладываем другой чистый лист, прижимаем. Не открывая верхний лист, за хвостик нитки водим нить влево-вправо. Снимаем верхний лист, убираем нить. Дорисовываем узоры, которые оставила нитка, придумывая образы.

«Рисование по манке»

На лист бумаги наносится контурный рисунок карандашом. Затем наносится тонкий слой клея ПВА и на этот слой накладывается манка. После высыхания клея рисунок можно раскрасить гуашью.

«Монотипия» это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток. Затем включаем фантазию, воображение и создаем свой шедевр.

"Кляксография" (выдувание трубочкой) это техника рисования укрепляет здоровье : силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Надо взять чистый листок бумаги. Зачерпнуть пластиковой ложечкой краску, вылить в разных местах бумаги краску, делая небольшие пятнышки. Затем берем коктейльную трубочку и выдуваем кляксу снизу вверх в разные стороны так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Когда клякса разделится на несколько веточек – выдуваем их по отдельности в нужном направлении. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз.

При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть). Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками.

Никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. В Год семьи я этому вопросу уделяю особое внимание, используя разнообразные формы работы с родителями, которые помогают нам совместно развивать творческие способности у дошкольников. Для родителей был проведен круглый стол на тему «Нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей», Мастер-класс «Экспериментируем вместе с детьми», психолого-педагогические гостиные, тематические консультации, совместно с родителями подобрана картотека игр, которая способствует развитию творческих способностей у детей.

III. Результативность опыта

Результативность применения современных нетрадиционных видов рисования в образовательном процессе подтверждается положительной динамикой в росте творческих способностей и познавательной активности у воспитанников. Проводимая диагностика показывает, что у детей развивается желание рисовать, исследовать, экспериментировать, рассуждать. У них развивается воображение, художественный и эстетический вкус, улучшается настроение и желание создавать творческие шедевры.

Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, теперь рисунок кажется произведением искусств. С каждым днём ребёнок становится увереннее в своих возможностях и считает себя художником.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня. Участие во Всероссийском конкурсе рисунка «Жизнь, деленная на граммы», посвященного 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», во Всероссийской акции «Нарисуй защитника Отечества», во Всероссийском конкурсе творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «вместеярче» в номинации «Рисунок и плакат», в региональном этапе конкурса Международного детского творчества «Красота Божьего мира».

2-е место за победу во Всероссийском детском творчестве «Весеннее вдохновение», 1-е место в Епархиальном творческом конкурсе «Ангел божий» и принимали участие во всех творческих конкурсах, проводимых ДОУ.

Участвовали во Всероссийской онлайн-выставке «Портрет Осени», онлайн-выставке работ, посвященных Дню Земли, выставке творческих работ, посвященных Дню города 2024.

Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Практическая значимость моей работы заключается в распространение своего опыта среди педагогов, составление методических рекомендаций для педагогов и родителей, создание картотеки нетрадиционных техник рисования для развития художественно-творческих способностей у ребенка.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Креативные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Полезны эти занятия и для духовного развития детей.

Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому в образовательном процессе необходимы новые развивающие технологии. Я буду продолжать работать в этом направлении, находить новые техники для развития творческих способностей ребенка.

Список литературы

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М. : «Издательство Скр ипторий 2003», 2010.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М. : «Издательство Скр ипторий 2003», 2010.

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. М. :

Издательский дом «Цветной мир», 2016.

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб. : Каро, 2010.

5. Лебедева Е. Н. Методическое пособие. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. «Издательство «Классикс Стиль», 2004.

6. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка». «Издательство: Гном», 2007.

7. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”. Пособие для занятий с детьми. «Издательство АРКТИ», 2009.

8. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : Сфера, 2005.

9. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М. : Аркти, 2008.

Интернет ресурсы:

maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-teoreticheskaja-baza.html

dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki. html

Публикации по теме:

Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Большое значение для всестороннего развития дошкольников имеет рисование. Рисовать можно не только с помощью карандашей или фломастеров,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 ноября 2024 в 17:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Николаева (УИ 2241757) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД