Татьяна Шкомлотова
Описание опыта работы по теме «Воспитание юных патриотов»
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы участвовать в общественно – политической и экономической жизни страны человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Все эти факторы закладываются уже в дошкольном детстве и являются составляющими патриотического воспитания, о котором мы так мало говорим в последнее время.
Публикация «Описание опыта работы по теме „Воспитание юных патриотов“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Многие педагогические работники выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей отчужденными от жизни, интересов и проблем государства, людей без Отечества.
Меня, как педагога, и как мать тоже тревожит то, что зачастую, ограждая детей от трудностей современной жизни, мы растим «Иванов - Непомнящих родства».
Разве мог воспитатель 70-80х. годов испытывать затруднения при ответе на вопросы: «Что такое патриотизм? «Как растить детей патриотами?» Нет! Тогда все было четко разложено по полочкам, отводились целые дни и недели, посвященные воспитанию юных патриотов : 1 Мая, 9 Мая, 7 Ноября, 22 Апреля, 1 Июня, 22 Июня, кто из тогдашних дошколят не знал этих дат? Огромную помощь воспитателю тогда оказывали книги С. А. Козловой, которая много лет работает над этой темой, и собрала очень ценный материал.
А на каких идеалах воспитывать детей сейчас? Каких принципов придерживаться?
Пытаясь ответить на эти вопросы, сталкиваемся с тем, что часто именно дети с присущей им любознательностью, эмоциональной отзывчивостью и вместе с тем способностью овладеть определенными знаниями помогают отыскать правильный путь. Так однажды на занятии, посвященном близким и любимым людям мои малыши на вопрос: «Что такое семья?» Ответили «Семья-это маленькая родина! Это частичка большого – большого мира!»
Сейчас воспитание патриотизма необходимо начинать именно с осознания ребенком себя, как личности, точного знания своих корней, обычаев, традиций своей семьи. Ребенок должен твердо усвоить, что, несмотря на то, что все люди разные, у каждого человека есть потребности, желания и способности, каждый человек уникален и важен.
В мире большинство людей живут семьями, семья это базовая ячейка общества, хотя все семьи и отличаются. У каждой семьи также есть свои потребности и желания, и семьи создают условия для удовлетворения нужд их членов.
Для того чтобы дать детям более ясное представление о семье, провели с детьми серию занятий, таких как: «О людях любимых и близких», «Моя семья», «Бабушкины посиделки», «Папа, дедушка и я», «Мама, папа и я – дружная семья, «Семья - это семья Я!» ; утренники посвящённые «Дню матери», «Милым бабушкам.», «8 Марта».
В сюжетно – ролевых играх учим детей опираться на опыт, полученный в семье, и это даёт им возможность понять, как неповторима каждая семья, проследить общность потребителей между семьями.
В результате углубленного знакомства с жизнью семьи, дети познают свою роль как члена общества, подвожу их к выводу, что каждый человек является частью огромного механизма, и каждый способен влиять на жизнь общества.
Часто в играх и занятиях предлагаем детям решить проблемные ситуации, в решении которых существует несколько возможностей для принятия решения. Тем самым подводим детей к мысли, что человек сам способен влиять на течение не только своей жизни, но и жизни общества в котором он живёт.
Но дети должны твёрдо осознать, что в обществе помимо желаний и потребностей одного человека, существуют желания и потребности других людей, и для того чтобы эти желания и потребности не наносили вреда, у всех детей и взрослых есть свои правила и обязанности, которым должны подчиняться и взрослые и дети. Рассказываем детям, что люди создают и меняют правила по многим причинам. Так, например, с изменением транспорта «от кареты до ракеты» менялись правила дорожного движения, с течением времени изменяются и правила этикета, что связано с изменением в жизни общества. Подводим детей к выводу, что люди создают правила для того, чтобы обеспечить здоровье и безопасность всем, для того, чтобы
сохранить порядок.
Создавая совместно с детьми «Кодекс группы» мы одно временно разобрались, кто же в нашей стране отвечает за создание и интерпретацию законов – это правительство и другие группы, наделённые полномочиями. Но так же, как и при создании «Кодекса группы» все ребята принимали участие в обсуждении и написании этого «мини - закона», так и в обществе все люди являются гражданами и разными способами, на разных уровнях участвуют в управлении государством. Так постепенно переходя от семьи к более сложным проблемам, пытаемся решить две наиболее важные перспективы патриотического воспитания : социальную и политическую.
Далее в процессе работы постепенно вводится само понятие патриотизм в лексикон и жизненный опыт детей. Учим, что «Патриотизм – это чувство любви к Родине».
«Россия – родина для многих». Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, культуру, историю, как свои собственные.
С дошкольного детства стараемся прививать детям духовно творческий патриотизм, вводя в их жизнь народные песенки, потешки, предметы быта и культуры, стараемся пробудить любовь к своей Родине и гордость за неё. И в этом очень важную роль играет одна из традиций группы: приходят утром в сад, дети обмениваются информацией, полученной от родителей из теле и радиопередач о достижениях российских спортсменов, науки, о важных событиях в жизни страны и села, о происшествиях. Тем самым, они учатся сопереживать, и чувствовать себя не оторванными от жизни страны. Так, узнав о том, что наш земляк стал депутатом Ставропольской Думы – ребята сами решили пригласить его в детский сад, чтобы услышать его рассказ не только о достижениях, но и о его чувстве привязанности и любви к своей родине.
Но, следя за текущей жизнью, страны дети должны, по-моему, также знать и о её истории, ведь время не стоит на месте. И то, что сегодня кажется, очень важным и нужным завтра уже становится днем минувшим, прошлым.
Так, отправляясь с детьми на экскурсию, в сельский музей обращаю их внимание на то, что мы окунёмся во время совсем иное. Увидим то, что для наших бабушек и прабабушек было очень нужным и важным, предлагаю детям найти в экспозиции музея те предметы, которые используются людьми и в наши дни, но уже в изменённом виде.
В музее знакомим детей и с далёкой историей, с тем, что было много тысяч лет назад. С каким вниманием и интересом слушают мои воспитанники рассказ о прошлом с. Драчовка, его истории, традициях. Как загораются глаза малышей, когда они видят панораму древнего села, могут дотронуться руками до камней, черепков, монет, сохранившихся с тех далёких времён. Зал музея, посвященный с. Драчовка стал любимым местом моих малышей.
Но, конечно же, говоря об истории, обязательно знакомим детей с наиболее важными датами и событиями далёкого прошлого. Рассказываем детям об истории «Государства Российского» от истоков до наших дней не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Вместе с детьми мы собрали небольшую коллекцию иллюстраций русских воинов в исторических костюмах, тем самым познакомились с историей российской армии.
Очень нравится детям путешествия в историю на «машине времени», когда я не просто говорю об истории, но и предлагаю детям встречу с каким-то историческим персонажем (пусть даже нарисованным или куклой). Ведь до школьники быстрее впитают информацию полученную от самого персонажа, чем в процессе простой беседы. На одну из таких встреч было приглашена наша сельская певунью. Дети были очарованы не только голосом, но и ее костюмом, сшитым по образцу русских народных костюмов, и в первую очередь дети были просто поражены патриотическим чувством этой певуньи, её любовью к Родине, к её искусству и истории.
Говоря об искусстве и истории, обязательно знакомим детей с народным творчеством. Ведь мы совсем незаслуженно забыли традиции, старинные праздники, обряды, старославянские слова и выражения, особенности крестьянского труда, былины, изредка лишь используя для занятий предметы художественных промыслов, народные игрушки, поговорки и потешки- эти составляющие являются одной из самых важных перспектив воспитания патриотизма.
Именно поэтому один из уголков в фойе ДОУ оформлен в стиле русской народной избы с русской печью, прялкой, рушниками, горшками и чугунками, а в различных зонах развивающей среды есть и народные игрушки и книги, посвященные народным промыслам, ремеслам и элементам росписи. Вместе с детьми мы расписали посуду в народном стиле и часто, готовя подарки к праздникам, или атрибуты для ролевых игр, мы используем элементы народного творчества.
Ещё одной доброй традицией в ДОУ является проведение народных праздников и посиделок. Это такие праздники: «Масленица», «Рождественские встречи», «Проводы зимы», «Посиделки». Все эти мероприятия проводятся с целью, приобщения детей к культурным традициям нашей Родины. Вводятся в их обиход пословицы, поговорки, заклички, песни и другие элементы фольклора. Даём возможность детям почувствовать себя этакими «старыми русскими» в сарафанах и косоворотках, с гармоникой и ложками.
Таким образом, решаем ещё одну перспективу патриотического воспитания историко-культурную.
Но разговор о патриотизме считается незавершенным, если дети не будут знать местонахождения своей страны, края, района, села на карте и глобусе. Именно для этого в группах ДОУ есть различные карты и глобус сделанный своими руками совместно с детьми. Участвуя в его изготовлении, дети познакомились с рельефом, научились определять региональные территории,
Для более близкого знакомства с географией используем атлас «Мир вокруг нас», карты природных зон, организовываем экскурсии по селу, району. Мы с детьми часто выходим на экскурсии к водоёмам села, в лесопосадки, к памятным местам села. Одновременно во время экскурсий знакомим детей с промышленными предприятиями села, тем самым, давая представления о том, как люди используют человеческие, финансовые и природные ресурсы в производстве товаров и услуг
Огромную помощь в воспитании патриотизма у детей оказывают родители. Ведь если не будут патриотами родители, то не возможно и в ребёнке пробудить патриотические чувства. Эти чувства нужно пробудить у родителей наших воспитанников.
Мамы, папы, а зачастую дедушки и бабушки, братья и сестры являются главными помощниками и участниками во всех праздниках, утренниках, посиделках, экскурсиях, встречах с интересными людьми. Важно встречаясь с родителями, на каждом собрании поделиться с ними опытом воспитания юных патриотов, научить их самих быть примером патриотизма для детей. Для этого проводим с родителями «круглые столы», заседания клуба любителей «России», «Посиделки в русской избе», Привлекаем родителей и к созданию и обновлению «Патриотического уголка».
В результате систематической и целенаправленной работы воспитанники ДОУ становятся маленькими гражданами своего села, района, своей страны и своей Земли. Дети знают народные обычаи и традиции, символику своего государства, села, района, края, историю, литературу и искусство, географию своей Родины. Конечно, я не могу сказать, что эти значения получены уже в полном объёме, ведь патриотизм, подобно любому другому чувству обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с личной духовностью человека – его глубиной. Первые камешки огромной горы под названием «Патриотическое воспитание» уже заложены и доказательством тому служат результаты диагностики.
Если мы сумеем пробудить в ребёнке духовно – патриотические чувства, научим его быть личностью, осознающей свою значимость в обществе, где он живёт, то тем самым мы подведём его к пониманию необходимости быть все сторонне – развитым человеком, а воспитание все сторонне развитой личности и есть основная цель образования.
С чего начинается Родина? С малой Родины, села, в котором ты вырос, его истории, его настоящего и будущего. А село, часть единого целого организма страны. Следовательно, воспитывая любовь и интерес к малой Родине, её природе, традициям, быту, мы воспитываем чувство патриотизма и гражданственности. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
-воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,улице, селу.
-формирование бережного отношения к природе и всему живому ;
-воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
-расширение представлений о городах России;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В истории нашего села есть нечто притягательное и завораживающее, скрытое во мраке веков. Но, благодаря историкам, археологам, мы имеем возможность рассеять его и, приоткрыв завесу времён, заглянуть в прошлое села, в седую древность.
Журчит, течёт река Буйвола, несёт в своих водах тайну. Если бы могла, то рассказала бы она нам о далёких временах, когда в первое время существования села, в 1833г. происходили драки русских с калмыками, и поэтому село было названо «Драчёвкой». Поводом к этим дракам служило воровство скота калмыками у русских. В конце 1833г. поселился в этих местах крестьянин Сотников, от фамилии которого получило название это село. Жители занимались земледелием и скотоводством. В селе было две площади, где и осуществлялась торговля скота и злаковых культур. В селе три училища: начальное, одноклассное и церковно-приходское. Село расположено на открытом месте, доступном господствующим здесь восточным ветрам, при р. Буйволе.
Льётся степью дороженька длинная,
Льётся сказ, словно песня былинная:
Не легенда, не сказка то, быль моя…
Шли века. Приходили на эту землю крестьяне из Воронежской, Харьковской и Полтавской, Владимирской, Воронежской и Ставропольской губерний, была построена жителями села церковь в честь Архангела Михаила. В селе насчитывалось 762 двора с 851 домом.
Конечно, это не вся история села Сотниковского, можно много говорить о селе современном, о новой пекарне, о конном заводе, об улицах и площадях, но мы хотели рассказать о его прошлом. Наше маленькое село прошагало более чем 200 летний путь. Мы желаем ему, как принято у нас на Кавказе - дальнейшего долголетия!
Вьётся степью дороженька длинная,
Но закончилась песня былинная…
Тропинка вьётся дальше, к «Замку искусств»
Спешит весёлая тропинка,
Петляя меж густых дерев,
Здесь песнь свирелей, песня ложек,
И хоровод весёлых дев.
Здесь рождество звездой сияет.
Иван Купала вьёт венки.
Здесь пасха души просветляет,
Здесь коляда лепит снежки.
Здесь, на этой тропинке притаились традиции и обычаи. Где-то в зарослях прячутся бабушкины посиделки и девичники, чуть по дальше обычаи наших предков. И ведёт эта тропинка к «Замку искусств». Ведь нет традиций без песен, хороводов, потешек, народных промыслов и ремёсел. Чудеса Палеха, Дымки, Жостово, Хохломы, Каргополя…миллиарды экспонатов скрыты под сводами этого замка, а, сколько здесь сокровищ устного народного творчества. Не случайно К. Д. Ушинский ввёл в педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях
национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Ведь мы знаем, что произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Не секрет, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому так необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуда и т. д.).
«Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательно посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении расширяются возможности подачи информации посредством игры (через домовенка Кузю, героев сказок и т. д.)
Распахнув окна «Замка искусств веет прохладой от вод озера Гражданственности. В его плавных водах, искрящихся под лучами солнца, мы узнаем цвета государственного флага Росси, а в мерном рокоте волн слышим музыку государственного гимна. Конечно, для формирования чувства патриотизма важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом еще важнее не забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца». Именно поэтому ранний возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотизма ребенка. Говоря о патриотизме, очень важно осознавать его духовно- нравственную природу, так как вне общего контекста духовно- нравственного; воспитания патриотизм в лучшем случае превратиться в профанацию, а в худшем – в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим.
Вот и подошли мы к самой вершине пика Патриотизма. Но она пока еще скрыты от нас в облаках, потому что нельзя пройти весь путь по склонам удивительной горы за один раз, узнать все ее загадки.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста?
Внимательные наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о доброте и зле, о социальной несправедливости.
Проявление интереса детей к окружающему миру взрослых находит отражение в их вопросах, в свободной изобразительной деятельности, в желании слушать рассказы воспитателя и книги о трудовых подвигах людей, о героях войны, о жизни разных народов. Показательны в этом отношении и игры детей. В них отражаются все яркие события жизни страны. Например, в 30-40-е годы дети играли в папанинцев, челюскинцев, в строителей Днепрогэса, в военные и послевоенные годы они «становились» Мотросовым, Космодемьянской, а сегодня дети играют в бизнесменов, супергероев. Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то факты и события.
Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств, происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, к детскому саду, затем – к селу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. По этому воспитатели не должны забывать, что они первыми знакомят детей с Родиной, с окружающей действительностью. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное зародить ребенке это великое чувство – быть гражданином Росси.