Татьяна Иванова
Развитие сенсорных способностей детей в играх и игровых занятиях (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
По теме: «Развитие сенсорных способностей детей через
игры и игровые занятия»
Ивановой Т. А.
Воспитателя муниципального дошкольного учреждения «Детский сад № 19 Высшей квалификационной категории
г. Кириши 2013 г.
Публикация «Развитие сенсорных способностей детей в играх и игровых занятиях (из опыта работы)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Одной из основных задач программы «Детство» является задача - способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. А фундаментом общего умственного развития ребенка является сенсорное воспитание.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить, ведь именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это и определило выбор для работы. Из опыта работы с малышами я знаю, что ребёнок в три года начинает активно познавать мир. Источником этого познания является чувственный опыт, и главное в этом возрасте - обогащение этого опыта, который необходим для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь - формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Развивая представление о цвете, форме, величине окружающих предметов, я познакомила детей с общепринятыми образами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).
На первых занятиях по ознакомлению с цветом я познакомила детей с эталонами цвета, путём подбора, даже не называя цвет. В работе использовала игры : «Спрячь мышку», «Разноцветные комнаты», «Воздушные шары», в которых дети вместе со мной прятали мышек от кошек, подбирая к разноцветным домикам дверцы точно такого же цвета, искали к ниточкам воздушные шары. Затем я усложнила задачу и называла цвет, а дети самостоятельно должны были найти и назвать определённый цвет. Например: в жёлтой комнате живут жёлтые игрушки, в зелёной - зелёные и т. д. На следующем этапе моей работы было ознакомление детей не только шестью основными цветами, но и с их оттенками. Я рассказала им сказку о том, как в царстве Царя - разноцвета все принцессы жили в своих домиках (все синие принцессы в синем домике, зелёные в зелёных и т. д).
У детей были принцессы основных цветов и их оттенков, они должны были их разложить по своим домикам.
Также была произведена работа по развитию представлений о светлых оттенках цветов при использовании белил, о составлении ряда по светлоте. Такие игры как «Пирамидка», «Три воздушных шара». С помощью этих игр, я учила детей из белил делать разные оттенки одного цвета ( например: от светло синего до тёмно синего цвета). Дети с интересом играли в игру «Продолжи предложения».
Красным карандашом рисуют.
Жёлтым карандашом изображают.
Зелёными бывают.
Голубые встречают.
Фиолетовыми может быть.
К концу года дети всей группы усвоили все семь цветов и их оттенки.
Сенсорное воспитание включает в себя знакомство детей с основными геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Знакомить детей с геометрическими фигурами я начала в игровой форме. В гости к детям пришли фигурки -человечки, которых звали Круг, Квадрат, Прямоугольник, Овал, Треугольник. Вместе с детьми их поочерёдно рассматривали, обводили контуры фигур пальцами. Затем я проводила игру «Найди такую же», задача детей была найти по образцу заданную фигуру. Вместе с детьми мы изготовляли салфеточки, коврики для фигурок - человечков. Из чётных палочек дети изготавливали домики для фигурок прямоугольник, треугольник, квадрат, а домики для круга и овала изготовляли из верёвочек.
На занятиях по сенсорике я использую игры «Геометрическое лото», «Какой формы предметы в нашей группе», «Кто, где спит». Эти игры и занятия помогли мне научить детей различать и называть геометрические фигуры.
Особое место в сенсорном воспитании занимают эталоны величины. На первом этапе я познакомила детей с тремя градациями величены при сравнении трёх предметов. На занятии я внесла три мяча, дети рассматривали их и располагали по величине: большой, поменьше (средний, самый маленький. Затем обозначали величину мячей соответствующими словами. Я провела игру «Поймай мяч», что бы поймать большой мяч, руки надо расставить широко, средний - руки расставить не так широко, а маленький мяч - руки надо держать близко друг к другу.
Я познакомила детей со способом соотнесения предметов по величине - путём наложения и приложения. Мы построили башню из трёх квадратов, постепенно убывающих по величине. В месте с детьми рассмотрели квадраты, используя приём наложения определили какой из них большой, поменьше и самый маленький. От глобальной величины предмета (большой, средний, маленький) я учила детей переходить к выделению параметров: высоты, ширины, длины, учились строить сериакционный ряд. Соответственно я усложняла и дидактические игры; на пример, я предлагала ребятам завязать банты игрушечным мишкам, используя две ленты разной длины. Естественно, что из длинной ленты банты получаются легче чем из короткой - короткая лента сходилась на шее мишки. Дети проанализировали условия, препятствующие достижению цели: лента коротка, надо подлиннее, к этому выводу они приходят прикладывая ленты друг к другу. Таким образом, игровая ситуация помогла нам вычислить нужные параметры величины - длину. В игре «Кто выше» я создала новую игровую ситуацию : куклы пришли в д/с и заспорили кто из них выше дети помогают куклам разрешить спор, ставят кукол спинками, определяют кто выше.
В игре «Закрой двери в домиках» мы с детьми прятали зайчиков от лисы. Дети должны были помочь зайчикам спрятаться в домиках, закрыв двери: подобрать к каждому домику ту дверь, которая плотно закрывает дверную прорезь на домике. Прорези разной ширины. Когда дети усвоили понятия цвета, формы, величины, я проводила с ними комплексные занятия, включающие в себя два понятия: например, вместе цвет и форма - «Лото цвет и форма», «Магазин», затем все три понятия: цвет, форма, величина. В повседневной жизни я с детьми часто играла в игры : «Какого цвета предметы?», «На что похоже?». Мы с ними отыскивали в группе, на улице, во время прогулок, предметы, похожие на геометрические фигуры, определённого цвета и величины.
Надо отметить, что к трём годам многие дети затруднялись в определении цветов спектра, а к концу года только некоторые испытывали затруднения. Мне удалось достичь хороших результатов к концу года также при знакомстве с геометрическими фигурами и градациями величины. Благодаря играм и игровым упражнениям, подобранными в начале года с учётом возрастных особенностей детей.
В течении учебного года родители принимали активное участие в изготовлении пособий, интересовались успехами детей. Родители прониклись пониманием важности развития сенсорных способностей детей и стали моими добрыми помощниками.
В средней и старшей группах планирую продолжить эту работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Перспективный план работыво 2 мл. группе
На тему: «Развитие сенсорных способностей детей через игры и игровые упражнения»
Ивановой Т. А. воспитателя
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19»