Алеся Копачёва
Описание опыта педагогической деятельности «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства бесконечной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
Актуальность опыта.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Будущее родной Беларуси зависит от подрастающего поколения: его цен-ностных ориентиров, мышления и поведения. В настоящее время особое значение уделяется воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответ-ственности за судьбу родины.
Согласно «Кодексу Республики Беларусь об образовании» одним из направлений государственной политики в сфере образования является «обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия» [1].
На актуальность формирования патриотических чувств у дошкольников указывает и учебная программа дошкольного образования, где говорится о необходимости формирования первоначальных представлений о мире и родном крае, отношения к ним, воспитание нравственности, приобщение к общечеловеческим ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.
Воспитание подрастающего поколения не может осуществляться вне тра-диционной культуры народа, среди которого живёт. Историческое наследие, традиции, культура предков выступают основными ценностями для развития личности подрастающего поколения. Л. Гиршвельд писал: «На родине у тебя и прошлое и будущее. В чужом краю - одно лишь настоящее».
Вместе с тем, беседуя с воспитанниками своей группы и их законными представителями, я обратила внимание, что дети недостаточно проявляют интерес к родному языку, национальной культуре и культурному наследию Беларуси, не знают своих корней, народных традиций. Родители не в полной мере осознают значимости патриотического воспитания, чувства гордости и любви к родному краю, отдают предпочтение интеллектуальному развитию и подготовке ребенка к школе. Этому свидетельствует наш опрос и выявление уровня компетентности по патриотическому воспитанию. (приложение 5) Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Поэтому у нас, педагогов, всё чаще возникают актуальные вопросы: «Как воспитать человека гражданина своей родины?», «Как сформировать патриотические чувства, нравственные качества, доброту, отзывчивость, гостеприимство белорусов?», «Как содействовать воспитанию любви к родному краю, месту, где живёшь?».
Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребенка к национальной культуре, поэтому очень важно начинать воспитывать настоя-щего патриота своей родины именно в этом возрасте, когда ребёнок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотических чувств, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие к взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость, интерес ко всему окружающему. Учреждение дошкольного образования, является начальным звеном системы образования, и призвано формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданином своего Отечества.
Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста - ответ-ственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия учреждения дошкольного образования и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительный результат и стать основой для дальнейшей работы по развитию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Цель опыта : воспитание патриотических чувств у воспитанников старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности.
Задачи опыта :
изучить и проанализировать научную и методическую литературу по вопросам патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
подобрать наиболее эффективные формы работы, методы и приемы, способствующие формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста;
осуществить воспитательную работу с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с малой родиной;
оценить результативность и эффективность опыта педагогической деятельности.
Длительность работы над опытом : сентябрь 2021г. – август 2022г.
Начальный этап: сентябрь 2021г. – октябрь 2022г.
Основной этап: октябрь 2021г. – май 2022г.
Заключительный этап: июнь 2022г. – август 2022г.
В работе использую разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольников. Я стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу– значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности в непосредственно образовательной деятельности : чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, через знакомство с культурным наследием и историей родного края с использованием разнообразных форм и методов; в воспитании чувства гордости за свою Родину; повышении воспитательного воздействия семьи.
Описание сути опыта
Дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целена-правленного воздействия на ребенка. Следовательно, воспитание необходимо осуществлять постоянно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в играх и в быту, а работу необходимо строить таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника.
Реализацию поставленных задач начала с создания развивающей пред-метно-пространственной среды, которая способствует ознакомлению воспи-танников старшей группы с культурным наследием и историей родного края.
Совместно с родителями изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм («Автопарк», «Туристическое агентство», маски к играм-драматизациям по мотивам белорусских народных сказок («Пых», «Пра быка і яго сяброў», «Лісіца-хітрыца» и др.). (приложение 4)
Разработаны дидактические игры («Что сначала, что потом?», «Дорожка истории», «Одним словом» и др., конспекты занятий для организации специальной организованной деятельности по теме. Оформлена картотека белорусских народных игр, приобретены предметы декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах.
Разработан образовательный проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой города Чечерска», созданы условия для его реализации. Создан уголок белоруской культуры (приложение 2). Участниками проекта стали воспитанники старшей группы и их законные представители.
Все темы проекта связаны между собой логически и представляют целостную картину сведений об истории родного города и его культурном наследии.
В процессе реализации блока «История родного города» проведены познавательные беседы «Город прошлого: какой он?», «Что было до…», «Почему Чечерск назвали Чечерском?» (приложение 1). Рассказы, легенды о происхождении названия нашего города, вызвали неподдельный интерес у воспитанников старшей группы. Мы беседовали о быте, о разных видах труда наших предков. Дети с удовольствием участвовали в обсуждениях и, с не меньшим энтузиазмом, рассказывали родителям об истории города.
Дидактические и развивающие игры («Что сначала, что потом», «Дорожка истории», «Заколдованное место» и др.) способствовали поддержанию интереса старших дошкольников к истории г. Чечерска. Ребята проявляли инициативу и желание познакомиться с новыми играми, узнать историю происхождения тех или иных предметов. Так, игра «Что сначала, что потом» развила интерес к истории происхождения предметов быта, транспорта, к тому, как изменилось жилище человека. Здесь же была организована поисковая деятельность. Воспитанникам было предложено расспросить своих родителей, бабушек, дедушек об истории происхождения того или иного предмета. Дети обменивались полученной информацией на занятиях и в свободное от них время.
Познакомила детей старшего дошкольного возраста с символикой города : гербом и флагом. Рассказала, что такое герб, обратила внимание на то, что у каждого города свой герб. Закрепили полученные представления в дидактической игре «Найди герб нашего города среди других».
Эффективной формой работы с детьми были интегрированные занятия, которые строились в игровой форме с включением познавательной практик-ческой и продуктивной детской деятельности («Зеркало истории родного города», «Предметы из прошлого», «Народные умельцы»).
Занятие-путешествие «Путешествие по Беларуси» (приложение 7) окунуло старших дошкольников в прошлое. Дети попробовали построить старинный город из конструктора «Городище», рассуждали, почему хорошо или плохо жить в городе прошлого, пофантазировали на тему: «Как сделать наш город краше».
Большая часть работы проходила вне занятий – это беседы, сюжетно-роле-вые игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и репродукций с видами родного города.
В блоке «Достопримечательности города» использовала информационно-коммуникационные технологии (мультимедийные презентации, видеофильмы).
Так, занятия с использованием мультимедийной презентации «Виртуальная экскурсия по родному городу» помогли моим воспитанникам познакомиться с достопримечательностями Чечерска и культурными ценностями родного города, не выходя за пределы детского сада. Применение компьютерной техники позволило сделать занятия привлекательными и по-настоящему современными, способствовало решению познавательных задач с опорой на наглядность.
Увлекательным для ребят было то, что многие здания нашего города считаются необычными, а памятники – удивительной достопримечательностью. Внимательно рассматривали их изображения на сохранившихся снимках давних времен, обращали внимание на детали фасада, отмечали особенности архитектуры этих зданий и памятников.
Обращала внимание воспитанников на различие построек по внешнему виду и объяснила, с чем это связано, на примере оформления жилых и промышленных зданий. Для закрепления полученных представлений привлекала воспитанников к рассматриванию альбомов, открыток с изображением памятников архитектуры, что побуждало их высказывать свое мнение по поводу увиденного.
В ходе реализации блока «Улицы города» дети познакомились с историей улиц, их необычными названиями. Многие названия улиц хорошо знакомы ребятам, так как проживают на них. Интересным для детей был тот факт, что некоторые районы считаются молодыми, а когда их родители ходили в школу – на месте нашего красивого района был пустырь или яблоневый сад.
Совместно с родителями проведено мини-исследование «Улицы города: почему они так называются». Воспитанники расспрашивали у своих родителей, дедушек, бабушек об истории названия улицы на которой они живут, а потом делились информацией со сверстниками, предлагали свои названия.
Для закрепления представлений воспитанников по теме организована беседа «Улица, на которой ты живешь», игра «Что напутал художник», в которой предлагалось рассмотреть изображение знакомой улицы и найти в нем ошибку.
Параллельно с реализацией мероприятий проекта велась работа по ознакомлению с культурным наследием и историей Республики Беларусь.
В процессе специально организованной деятельности знакомила старших дошкольников с историческим прошлым Беларуси (важными историческими событиями, историей основания, с достопримечательностями страны ( историческими памятниками: храмами, костелами и др. ; архитектурой: музеями, театрами, парками и др. ; промышленными и сельскохозяйственными производствами).
С целью организации познавательной деятельности детей по овладению представлениями о национальных культурных ценностях, были проведены занятия по разным образовательным областям: «Знакомство с белорусскими народными изделиями», «Беларуская народная цацка», «Сваёй зямлёй я вельмi ганаруся» (Приложение 2, «День Победы», «Моя родина - Беларусь».
В совместной с детьми художественной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, в беседах, прослушивании стихов белорусских авторов, музыкальных произведений белорусских музыкантов, при рассматривании иллюстраций, фотографий, показе мультимедийных презентаций, проведении виртуальных экскурсий, на экскурсиях с родителями, театрализации фольклорных произведений расширяла представления воспитанников о культуре Беларуси (национальной одежде, национальной кухне, народных песнях, национальных танцах, литературных (фольклорных) произведениях, произведениях декоративно-прикладного искусства); последовательно приобщила детей ко всем видам национального искусства – от ткачества до живописи и орнамента, от танцев, сказки, музыки до театра.
Так, например, на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством (музейное занятие «История белорусской куклы», «Слуцкія паясы») дети старшей группы познакомились с народными промыслами белорусов. В ходе музейного занятия «История белорусской куклы» воспитанники систематизировали представления о белорусской кукле, окунулись в мир игрушки, сделанной руками человека. В рамках занятия был проведен мастер-класс по созданию куклы-пеленашки.
Закрепить представления о декоративно-прикладном искусстве помогли игры (Д/и «Составь узор», «Волшебный сундучок», «Белорусская хатка») (приложение 6, рассказы и беседы о предметах, созданных для украшения жилища человека, игрушках того времени, рассматривание предметов белорусского народного творчества.
Старалась организовать работу с детьми старшей группы по воспитанию патриотических чувств так, чтобы вызвать у них интерес к истории и культуре Беларуси, развить любознательность.
С этой целью использовала разнообразные виды игровой деятельности :
- сюжетно-ролевые игры: «Бабулін падворак», «Калядныя вечары»;
- подвижные игры, отражающие национальные обряды, праздники: «Лянок», «Проса», «Гарлачыкі», «Млынок», «Пастух і статак», «Работнікі», «Мак» и др.
- игры-драматизации по мотивам белорусских песенок и сказок: «Дамавік», «Як варона салаўём прыкінулася», «Зайкава хатка» и др. ;
- игры-путешествия: «Путешествие по Беларуси (Курган Славы, Хатынь, Брестская крепость)», «Поездка в Минск»;
- дидактические игры: «Тайны запаведнага лесу», «Магазин сувениров», «Хто дзе жыве», «Расскажи мальчику из другой страны о своей Республике», «Узнай и назови знаменитые места г. Минска», «Что за место, в каком городе оно находится», «Путешествие по карте Беларуси» и др.
- игры- викторины («Спадчына», «Что? Где? Когда?», стимулирующие активность детей в приобретении и демонстрации знаний о национальных особенностях, традициях, фактах истории.
Широко использовала устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки. Знакомя с белорусскими народными сказками, использовала метод моделирования. Данный метод использовался при формировании умения воспитанников анализировать литературное произведение.
Метод моделирования способствовал скорейшему запоминанию пословиц и поговорок.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьёй. Прежде чем организовать работу с родителями было проведено анкетирование, которое показало, что 40% родителей не достаточно уделяют внимание данной теме.
С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания патриотических чувств своих детей были подготовлены и проведены разнообразные формы работы: рекомендации “Как сохранить семейные традиции”; консультации “Фольклор в жизни ребёнка”, “Патриотическое воспитание детей в семье”; анкетирование “Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста”; индивидуальные беседы: “Куда повести ребёнка в выходной”.
Организация совместных творческих заданий, таких как придумывание изображения герба своей семьи, сбор материала о своём городе и стране, совместные прогулки по знаменитым местам Малой родины (посещение Могилевского областного театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича) - всё это объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость.
В результате, совместная работа с родителями помогла закрепить представления воспитанников о родном городе, республике. Папы и мамы стали моими главными помощниками в организации экскурсий, а также мини-музея на территории детского сада (приложение 8). Родители старались для своих детей – были примером отношения к своему городу, к месту где живёшь. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей.
Результативность и эффективность опыта
Анализ работы на заключительном этапе показал, что проведенная мной работа по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами различных видов деятельности дала положительный результат.
Дети старшей группы знают название страны в которой они живут, символику страны, государственные праздники. Сформированы представления об историческом прошлом нашей Родины. Имеют четкие представления о характерных особенностях декоративно-прикладного искусства Беларуси, знают и называют скульптуры малых форм. Проявляют интерес к произведениям белорусской художественной литературы, белорусским народным сказкам и играм.
Родители убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного края (приложение 5) и, конечно же, повысили и свой уровень развития. Активно участвовали в организации экскурсий. Повысился их уровень педагогической культуры в вопросах патриотического воспитания детей. К сожалению, не всегда удавалось активизировать всех родителей воспитанников, так как большинство из них ссылалась на занятость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка в процессе использования различных видов деятельности способствует воспитанию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Планирую продолжить работу с воспитанниками в данном направлении. С целью дальнейшего развития представленного опыта работы, считаю целесообразным разработку таких блоков как “Предприятия РБ”, “Природа родного края”, “Беларусь спортивная”.
Практическая значимость опыта состоит в том, что систематизированы формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств через ознакомление с культурным наследием и историей родного края, и может быть использован педагогами учреждений дошкольного образования.
Анализ итогов данной работы, участие в методических мероприятиях в рамках преемственности между дошкольным образованием и первой ступенью общего среднего образования, позволили мне сделать вывод, что ознакомление детей с историей своего края имеет большое значение не только для формирования чувства патриотизма, но и для формирования социальных навыков поведения и общения. По теме опыта мной были подготовлены выступления как на заседание педагогического совета учреждения образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании / [Интернет ресурс] : https://etalonline.by/document/?regnum=H12200154
2. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Республики Беларусь, Нац. Ин-т образования. – Минск : НИО, 2022
3. Инструктивно - методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь. Приоритетные направления деятельности учреждения системы дошкольного образования на 2022/2023 учебный год.
4. Давидович, Е. Б. Твоя столица : архитектура Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. Б. Давидович. — Минск : Нар. асвета, 2011. — (Страницы родной земли).
5. Дубинина, Д. Н. Мир вокруг меня: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Д. Н. Дубинина. 2-е изд., расш. Минск: Нац. Ин-т образования, 2012.
6. Евдокимова, Н. Н. Твоя столица : театры Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. Н. Евдокимова. — Минск : Нар. асвета, 2011. — (Страницы родной земли).
7. Куксова, Н. А. Воспитание личности : нравственно-патриотические основы / Н. А. Куксова // Пралеска. – 2005.– № 5. – С. 11-15.
8. Мой край завецца Беларуссю: дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі : Аўт. -уклад. А. І. Красіла. – Мазыр: Белы вецер, 2004.
9. Петрикевич, А. А. Твоя столица : парки и скверы Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Петрикевич. — Минск : Нар. асвета, 2011. — (Страницы родной земли).
10. Праменьчыкі выхавання патрыятызму : дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі : у 2 ч. Ч. 2/ склад. : В. С. Красюк, М. М. Сцепчанка. К. В. Шавяленка. – 2-е выд. – Мазыр : Белы вецер, 2010.