Валентина Шуваева
Творческая мастерская по созданию игры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Инициатива. Творчество. Игра»
Описание методик работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей.
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».
Д. В. Менджерицкая.
Все мы знаем, что большинство современных дошкольников растет в мире компьютерной техники, электронных игрушек, гаджетов – это, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на формирование его психических особенностей.
А ведь ребенок дошкольник — это неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
Проявить свою инициативу, активность, творческий подход ребенок может в любом виде деятельности и в любой образовательной области, и особенно в той, к которой у него присутствует интерес.
Главная задача вовремя ее отметить и поддержать.
В моей группе есть активные и инициативные дети, которые в любом вопросе готовы предложить неординарное творческое решение. Так на утреннем сборе обсуждая совместные планы и идеи ребенок, предложил сделать игру своими руками.
Ребята идею с игрой поддержали. Так появилась наша первая настольная игра – бродилка.
Идея с изготовлением игры своими руками так понравилась, что ребята, которые в силу своего характера и темперамента, менее активны и более стеснительны тоже стали предлагать свои идеи. Ведь предлагая свои идеи, каждый ребенок ждет, чтобы его услышали, проявили интерес, поддержали. Если эта идея найдет отклик у воспитателя и у сверстников, что может быть лучше для ребенка?
Чувствуя, что с его идеями согласились и тем более, если эти идеи способствовали достижению общей цели, ребенок становится как будто взрослее, его интерес к деятельности возрастает и поддерживается до достижения результата, повышается самооценка и желание проявлять инициативу и самостоятельность в других видах деятельности.
Так время от времени, дети стали предлагать свои идеи сделать ту или иную игру. Например, при изучении лексической темы или принеся из дома какие – то картинки, наклейки, или просто дополнить, или что-то поменять в уже существующей игре.
Так у нас в группе стали появляться новые игры, сделанные руками детей.
Идя в ногу со временем, я хочу поделиться своим опытом по развитию инициативы и самостоятельности по средствам изготовления игр с правилами, отталкиваясь от интересов и предпочтений своих воспитанников.
При предложении придумать новую игру, садимся с желающими в кружок и начинаем придумывать. При этом стараюсь быть как бы в стороне, принимаю участие в том случае, если идея заходит в тупик. Предлагаю свою идею или задаю наводящий вопрос. И дети начинают предлагать свои идеи, дополняя друг друга.
Как мы с детьми создаем свою собственную настольную игру:
Выбор типа игры и придумывание правил.
Первый этап - это самый важный этап, от реализации которого зависит качество игры, это ее идея! Необходимо придумать сюжет игры, о чем будет игра. Нужно создать условия для детского творчества и выслушать каждого ребенка, обсудить сюжет игры, дать возможность каждому высказать свою идею, создать условия для принятия детьми общего решения. У детей сразу загораются глаза, у них бесконечный поток идей, варианты, темы для создания игры. Изготовление игры.
Второй этап – это правила игры: что нельзя делать, что можно и как. Чтобы правила игры соблюдались без проблем, они должны быть понятными, а сама игра – увлекательной.
Третий этап – игра. Когда игра сложилась, дети знают сюжет, придумали игровые правила, они легко включают игру в свободную игровую деятельность. Дети сами создали игру, и они понимают в ней все.
Создаем творческую мастерскую по изготовлению игры.
В творческой мастерской необходимо создать такие условия, чтобы детям было удобно и комфортно осуществлять свои идеи по созданию игры.
Правила мастерской:
свобода выбора деятельности и добровольное участие;
организация работы в больших и малых группах, индивидуально.
Использование материала: что необходимо для такого творчества - ничего сложного, можно использовать все, что находится под руками.
Предварительно договорившись, в каком стиле будет игра, можно использовать в игре детские рисунки, нарисовать, а затем вырезать; раскраски, которые нужно раскрасить, а затем вырезать; картинки, наклейки, и т. п. В сюжет игры можно заложить задание или промежуточную идею. В процессе работы, в неформальной обстановке вести беседы по теме, так дети более открыты и разговорчивы. Тем самым развивая связную и диалогическую речь в рамках той темы, которую мы хотим проработать.
Сбор игры в единое целое и ее тестирование.
К этому моменту у нас готовы все составные части игры: правила, карточки, игровое поле, фишки, кубик, и т. п. (зависит от игры).
Тестируем игру: могут быть нестыковки в правилах или не хватает каких-то деталей. Дописываем правила, дорисовываем ходы, карточки или убираем лишние. Всё — можно начинать играть.
Родители тоже вовлечены в процесс – эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия.
Дети активно используют игру в свободной деятельности, потому что они придумали все сами. Сюжет ясен и правила понятны, они быстро объединяются в игровые группы для того, чтобы поиграть. Эта универсальная технология создания игры, обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей. А самое главное – дети развиваются, играя!