МААМ-картинки

Конспект занятия «Путешествие за народной мудростью»

Кириченко Оксана Владимировна
Конспект занятия «Путешествие за народной мудростью»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

«Путешествие за народной мудростью»

Оксана Владимировна

Кириченко, воспитатель

Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. Дети отдалены от восприятия народных традиций, мало уделяется внимания приобщению ребят к народной культуре, опыт положительного воздействия которой доказан. Проект по данной теме поможет приобщить детей к народным истокам, любви к малой и большой Родине.

Публикация «Конспект занятия „Путешествие за народной мудростью“» размещена в разделах

Цель: развить интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

Образовательная - познакомить учащихся с народными художественными промыслами, расширить кругозор обучающихся, познакомить с историей создания сувенира и технологией изготовления игрушки-сувенира “Домовёнок”.

Развивающая - развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию.

Коррекционная - развитие речи, слуха, мышления.

Воспитательная - воспитание уважения народных традиций.

Здоровьесберегающая- профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.

Форма занятия : презентация проекта «Путешествие в народную мудрость».

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, речевая, познавательная, конструирование.

Методы и приемы обучения: устное изложение нового материала с использованием презентации;

беседа;

показ трудовых приемов;

художественное слово с применением видео для крылатых выражений;

ИКТ - дидактическая игра на интерактивной доске;

последовательность изготовления оберега «Домовёнок»;

видеозаписи.

Оборудование и материалы: презентация, пистолет с термоклеем, нитки, мешковина, остатки пряжи, тесьма, синтепон, декоративные глазки, дид. карточки.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты. Просмотр мультфильма «Домовёнок Кузя», проигрывание дидактических игр на смартстоле, знакомство и обсуждение крылатых выражений, заготовки для игрушки.

Словарь: кудеса

Название праздника - кудесы (бубны) - указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой.

Планируемые результаты:

уметь действовать по схеме; решать задачи по картинам; определять и называть предметы.

знать детских писателей и их произведения; соотносить картинку со схемой; знать крылатые выражения и их значения.

Структура занятия.

1) Начало занятия (оргмомент, приветствие).

Цель этого этапа – включение каждого ребенка в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии.

-Ритуальные приветствия.

- Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива.

-Организация и настрой на занятия.

- Стимуляция интереса и эмоциональный настрой.

Проверка готовности учащихся к занятию.

- Мои хорошие! Я хочу, чтобы на занятии у вас всё получилось, а для этого мы должны чаще улыбаться, быть внимательными и помогать друг другу!

Игра «Два лица».

Воспитатель показывает учащимся карточки с изображением лиц: веселого и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Речевые настройки.

Я рада видеть вас на занятии таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие, игры и ещё много чего интересного. Давайте закроем глаза и послушаем музыку. Эта музыка входит в наши души, дотрагивается до каждой жилки, до каждой клеточки нашего тела.

2) Ход занятия (процесс).

Выполнение поставленных задач, с учётом здоровьесберегающих методов обучения.

Занятие комплексное. Включение средств достижения одной цели, использование игровых моментов, наглядного материала, динамической паузы и физ. минутки.

Самостоятельную деятельность.

Теоретическая часть: (Звучит народная музыка)

Слайд1.

-Ребята, под эту музыку мы отправимся в необычное путешествие, я не зря вам включила музыку, слушая ее, что вы представляете?

Вы близки к ответу, давайте напишем тему нашего занятия на доске собрав триколор «Путешествие за народной мудростью».

Слайд 2. (колокольный звон)

-10 февраля православная церковь отмечает День памяти святого Ефрема Сирина. А в народе этот день называли «кудесами», поскольку верили, что в это время происходит много чудес. В этот день люди обращаются к кукле – оберегу, считая, что она защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы, а ели у кого нет, обязательно к этому дню приобретают, но лучше всего сделать своими руками.

Мы тоже с вами должны сегодня сделать куклу оберег.

Вот здесь у нас заготовки, только вот беда сундучок не открывается.

Кто-то пошалил, что же делать? (письмо)

Слайд 3.

Б. Я. ищет хозяина в дом, мы ей должны его вернуть, тогда и сундучок откроется, кто же он такой, мы узнаем, отгадав загадку.

Загадка. «Домовенок Кузя».

Задание 1. Пока мы отгадываем, вторая группа детей собирает пазлы «Домовенок».

Отгадав загадку, Борисов (слабослышащий ребенок) разбирает слово «Кузя».

Задание 2. Нужно найти картинку к каждой букве.

Слайд 4.

Одним из таких чудес люди считали домового. Теперь мы знаем, как он выглядит и как его зовут.

По древним славянским поверьям домовой – это наш далекий предок, которого приглашают в свое жилище для защиты от злых сущностей.

В старые времена полагали, что в каждом доме должен быть домовой, если дом новый — «приглашали». Оберегал домашний очаг, помогал налаживать быт, защищал дом от всякого рода зла, следил за домашними питомцами.

Домовой, как известно, не любит показываться людям, а предупреждает о событиях в доме разными действиями и звуками.

И где ж нам его найти? (звук)

Слайд 5

-Куда ж он улетел? (в лес к Лешему)

Откуда вы знаете? (мультик «Домовенок Кузя»)

Что он там просил? (еду)

Существует поверье, что если накормить домового в этот день, то в доме целый год счастье в доме будет. Домовые любят кошек, ставя кошки еду в уголок или под печку угощаешь домового, тогда он охраняет домашних животных.

Слайд 6.

- Ребят, а знаете, как появился мультик про Кузю?

В 1972 году в баньке усадьбы художника Василия Поленова, был обнаружен под веником котенок Кузя. В результате этих событий на свет появились книжка и затем мультфильм о приключениях домовенка, реально лишь введение, все остальное рассказы стариков, все три части книги - увидели свет лишь в 1991 году.

С тех пор в музее-заповеднике В. Д. Поленова празднуют День рождения домовенка Кузьки. Я вам покажу ее сейчас, вот беда кто-то поставил кляксу, поможете восстановить книжку?

Задание 3. собери книжку.

Кто же автор книжки про озорного Домовенка? Татьяна Александрова.

Ребята, если хотите подружиться с Кузькой, зовите его так: "Домовой, домовой, приходи играть со мной!" И он обязательно придет, тогда вы тоже подружитесь с ним! Но, как настоящий домовой, он не любит, когда его «жваркают» и «дряпают». Вы не знаете, что это такое? Прочитайте книгу, Кузька вам объяснит, как обращаться с домовыми. У Кузьки столько верных друзей – Афонька, Адонька, Нафаня …

Слайд 7.

А вот и следующая подсказка где найти Кузю.

Задание. Мы должны восстановить народные приметы.

(соединить начало и конец приметы на доке, проверяем результат на интерактиве).

Слайд 8.

А вот и следующая подсказка, нужно соединить облачка по номерам и прочесть цитату, затем посчитать буквы в этой цитате и узнаем возраст пропавшего Кузи.

Задание. Прочтите предложение и закончите его, что бы проверить правильно ли вы закончили, нужно вписать буквы в слово, которое отгадали.

Слайд 9.

Задание. Я не жадный, я д- - - - - - -й!

Домовой никому не делает зла, иногда может только пошутить. Раньше в этот день на ночь было принято оставлять горшочек с свежей кашей у печи. Считалось что в полночь хозяин дома выйдет покушает и подобреет на год. Если оставить его в этот день голодным, может обидеться и козни мелкие чинить.

Слайд 10.

Задание объясни: Кто не работает, тот понарошку.

А кто работает понарошку, тот все равно понарошку.

-Домовой не любит беспорядок.

Слайд 11.

Задание 4. (собери цитату, работа на столе по спектру цвета)

Спасибо этому дому, пойду к другому! Ну вот мы его и нашли.

Сложно представить уютный дом без доброго духа хранителя. Как говорили в давние времена «нет дома без домового». Путь забирает Б. Я.

Слайд 12. Ну вот, мы вернули Кузю Б. Я.

Слайд 14. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Физминутка.

Слайд 15. Поскольку, сдав них веков у разных народов сохранился обычай украшать свои дома оберегами из природных компонентов.

В зависимости от тех или иных составных компонентов, оберег несет в себе различные символы с определенными свойствами.

Мы тоже делали в том году оберег для школы, вложив в него свою душу.

Практическая часть

Слайд 15. А теперь и самим пора подготовится к празднику, я предлагаю вам делать игрушку оберег «Домовенка». Как же праздник без домовенка встречать?

Как выглядит домовой у каждого имеется свое мнение. Все описывают запечного духа по-разному. Наиболее частым образом на сегодняшний день является старичок с длинной бородой.

Вот и сундучок открылся с заготовками нашими.

Слайд 16. Что бы сшить домового, мы взяли:

1. Мешковину

2. Набивку

3. Картон

4. Готовые глазки

5. Ножницы

6. Клей

Дети называют предметы.

Слайд 17. Достаём заготовки из сундука и располагаема по схеме.

Слайд 18.

Вводный инструктаж

Направить учащихся на выполнение практической работы

Показ трудовых приемов

Текущий инструктаж

Проверить организацию рабочих мест

Давайте проведем проверку готовности к работе. Вы глазками следите, все ли необходимые инструменты и материалы согласно схеме, лежат на рабочем столе?

Проверить правильность выполнения трудовых приемов

Проверить соблюдение правил техники безопасности

Правила безопасности при работе с клеем

Перед работой с клеем нужно застелить стол или парту клеенкой.

Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.

Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза теплой водой.

После работы клей уберите.

Обязательно вымойте руки.

Правила рабочего человека

Прежде чем начать работу приготовь свое рабочее место правильно.

Во время работы содержи свое место в порядке: где взял – туда и положи

Всегда думай, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.

Кончил работу, убери свое место быстро и аккуратно.

Работайте дружно.

Слайд 19. самостоятельная работа.

1. В нашем доме,

Возле печки,

Старичок один живет.

Носит он фуфайку, лапти

И хозяйство все ведет.

Может в доме прибираться,

Спрятав что-нибудь твое.

Может кошкой обернуться

И мяукать под окном.

2. Ну, а если разозлится…

То начнет он всех пугать…

И тогда уж непременно

Его нужно угощать.

3. Любит кушать он конфеты,

Пить парное молоко…

Успокоившись немножко,

Смотрит старичок в окно.

Догадались кто такой?

Это добрый домовой

1. Лапти - это не просто обувь. Это ещё и славянский инструмент оздоровления. Ведь, лапоть сделан из Природного материала, который не мешает получать Жизненную Силу от земли.

2. Хорошие приметы – всегда иметь в доме мед и яблоки. И то и другое привлекает положительную энергетику и обещает достаток его владельцам.

Медом задабривают домовых.

Слайд 20. Украшение: Глазки, бантик, бусинки.

Заключительный инструктаж

Анализ характерных ошибок и их причин

Сообщение оценки работы учащихся

Уборка рабочих мест

Слайд 21. Домовенок готов! Вы старались.

-рефлексивный прием «Солнышко».

На доске прикреплён круг от солнышка, детям лучи жёлтого или голубого цвета, другу по парте должны подарить один из лучиков:

желтого цвета – не очень старался;

голубого цвета – мне очень понравилось, как ты работал на занятии.

Очень красивые получились обрядовые куклы, может кто-то желает подарить гостям?

Пусть он украсит интерьер и оберегает дом!

3) Окончание занятия (итог занятия, рефлексия).

- Подведение итогов занятия.

- Создание предпосылок к дальнейшим занятиям.

- Оценка результатов, рефлексия, самооценка, поощрения.

Вот закончилось наше путешествие.

-К какому празднику мы подготовились?

-Какая обрядовая кукла символ этого праздника?

-Для чего нужна эта кукла?

-Из какого материала мы ее делали?

-Вам понравилось наше путешествие?

“Букет настроения”.

На доске изображена ваза. “Выберете себе цветок и поставьте в вазу, и я узнаю ваше настроение”.

синий - веселое;

зеленый - радостное;

желтый - светлое;

красный - грустное.

Татьяна Александрова очень рада, что вы любите мультик про ее персонажа, ей будет приятно, если вы прочтете ее книги.

И это будет тема нашего следующего занятия.

Ведь Кузькин сундучок, превращающий ваши работы в волшебные сказки, это повод для новой сказки. Сочиняйте, придумывайте.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы» Задачи: Обучающие: Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол-мотанок. Формирование представлений у.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по художественной литературе для второй младшей группы по изучению русской народной сказки «Рукавичка» Задачи: - Учить детей узнавать героев по загадкам, запоминать действующих героев и последовательность действий. - Воспитывать у младших.

Конспект занятия по художественной литературе по изучению русской народной сказки «Снегурушка и лиса»Конспект занятия по художественной литературе по изучению русской народной сказки «Снегурушка и лиса» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», помочь понять смысл произведения. Задачи: - Способствовать эмоциональному.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.

Конспект занятия «Рассказывание русской народной сказки  «Заяц-хваста» в старшей группе Задачи. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя. Закрепить знания о жанровых.

Конспект занятия в младшей группе по лепке на тему русской народной сказки «Колобок»Конспект занятия в младшей группе по лепке на тему русской народной сказки «Колобок» Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Задачи: 1. Вызвать.

Край любимый мой или Знакомим детей с народной мудростью. С чего начинается знакомство с родным краем, его культурой? Когда это происходит? Когда родной становится любимым? Думаю, что в младенчестве,.

Конспект занятия с применением техники «оригами» «Лисичка — герой русской народной сказки»Конспект занятия с применением техники «оригами» «Лисичка — герой русской народной сказки» Оригами «лисичка – герой русской народной сказки» Цель: Создание оригами лисичка. Задачи: - развивать фантазию, творчество; формировать.

Конспект занятия в средней группе «Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»Конспект занятия в средней группе «Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» средняя группа Цель: Обучающая: знакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие за народной мудростью»
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 14:09
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Путешествие за народной мудростью»» (включая файлы) размещена пользователем Кириченко Оксана Владимировна (УИ 1230884) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД