Ольга Заика
Конспект открытого занятия по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух вокруг нас» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Поддержка интереса детей к окружающей среде; развитие
познавательной активности детей в процессе экспериментирования
Задачи:
1. Расширить представления детей о сферах человеческой деятельности
(человек как исследователь-ученый).
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах
воздуха, о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
3. Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность
детей.
4. Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательно-экспериментальной деятельности „Воздух вокруг нас“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение о любознательных детях.
Учат нехотя уроки
Болтуны и лежебоки
Любознательные дети
Всё желают знать на свете!
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться!
Очень много вопросов «почему», «как», «бывает - не бывает» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получит ответы на все эти вопросы?
Дети: Прочитать в книге. Спросить у взрослых.
Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. Догадайтесь, о каком:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Дети: О воздухе!
Воспитатель:Чтобы узнать побольше о воздухе, давайте отправимся в нашу мини лабораторию. Здесь нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.
Дети проходят в лабораторию. Одевают шапочки.
Воспитатель: Да, мы настолько привыкли к воздуху, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Что мы с вами вдохнули?
Дети-воздух
Воспитатель: А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Пока я считаю до 5. Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно?
Дети: плохо
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: ответы детей (Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.)
Воспитатели: А кто еще дышит воздухом?
Дети: ответы детей (птицы, звери, растения)
Воспитатель: Что было бы, если на земле исчез воздух?
Дети: ответы детей (Не было бы жизни на Земле)
Воспитатель:Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом. Без пищи человек может прожить две недели, без воды три дня, а без воздуха три минуты. Ребята, где и как люди используют воздух?
Дети: ответы детей (воздух помогает человеку : летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).
Воспитатель: Ребята, напомните мне уже известные свойства воздуха, о которых мы с вами говорили.
Дети: ответы детей (воздух прозрачный, без вкуса и запаха, не имеет размера и формы, бывает теплый и холодный)
Игра «Бывает – не бывает».
Воздух бывает теплый? (Бывает).
Воздух бывает чистый? (Бывает).
Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
Воздух бывает колючий? (не бывает).
Воздух бывает грязный? (Бывает).
Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
Воздух бывает холодный? (Бывает).
Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
Воздух бывает большой? (Не бывает)
Воздух бывает жаркий? (Бывает)
Эксперимент 1 "Опыт при помощи трубочки и ёмкости с водой"
Воспитатель: - Как мы уже сказали, что воздух прозрачный, и он находится вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? А хотите проверть! Ребята, подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. Что же это происходит с водой?
Дети:Ответы детей (Выходят пузырьки.)
Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.
Дети: ответы (воздух который внутри вас)
Воспитатель: - Правильно - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Дети: Ответы детей (Воздух легче воды)
Вывод: Воздух внутри нас, воздух легче воды
Эксперимент 2 «Звук воздуха»
Воспитатель: А вы хотите услышать воздух? Как это возможно? Я предлагаю вам услышать воздух с помощью воздушных шаров. Надуваем шары и не закручиваем их до конца. А теперь внимательно слушаем. Что вы услышали? Правильно. Когда воздух выходит из шарика мы слышим шипение, свист. Когда мы можем еще услышать воздух.
Дети: ответы детей (вертер)
Воспитатель: Многие музыкальные инструменты производят звуки, потому что внутри их вибрирует воздух. Это духовые инструменты. А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Вывод: Воздух можно услышать разными способами.
Эксперимент 3 «Сила воздуха»
Воспитатель: Как вы думаете воздух сильный? Сейчас мы это проверим. У нас есть газированная вода – это вода в которой много пузыриков воздуха. Мы опустим в стакан изюминку. Посмотрите, изюминка всплывает наверх. Как вы думаете, кто ей в этом помог. Есть еще один способ доказать, что воздух обладает силой. Надуть шарик и отпустить его. Посмотрите, шарик пришел в движение. Почему это происходит?
Дети: ответы детей
Вывод: Воздух обладает силой.
Воспитатель: Предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка:
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы
Влево – вправо, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг,
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора!
Эксперимент 4 «Теплый и холодный воздух»
Воспитатель: Скажите мне а какой воздух зимой, а какой летом. Сейчас мы с вами узнаем какими свойствами обладает холодный и теплый воздух. Этот опыт с горячей водой, поэтому его я буду проводить сама. Смотрите, шарик надетый на бутылочку с теплым воздухом надувается, а с холодным засасывается внутрь бутылки.
Вывод :Воздух при нагревании расширяется и поднимается в верх, при охлаждении сжимается
Эксперимент 5 «воздух поддерживает предметы»
Воспитатель:А сейчас предлагаю вам поиграть. У вас на столах лежат листы бумаги,белый и красный. Мальчики берут красный лист, а девочки белый.. Вам нужно разделиться на пары. Красный листочки нужно смять в шарик А теперь в каждой паре должен быть белый прямой листок и красный смятый в шарик. Одновременно отпускаем бумагу?Какой листок упал быстрее? Почему?
Какой можно делать вывод?
Дети: ответы детей
Вывод. У плоского листа больше площадь поэтому воздух его поддерживал и он падал медленнее.
Эксперимент 6
Воспитатель: Хочу вам показать один фокус. У меня есть два апельсина. Один чищенный, другой в кожуре. Нечищеный апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удаться. Очищенный апельсин и положим в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?
Дети :ответы детей
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Воспитатель:Наше пребывание в лаборатории подходит к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами воздуха мы сегодня еще познакомились.
Дети: Ответы детей: воздух легче воды, и находится внутри нас, воздух можно услышать,воздух обладает силой, теплый воздух легче воды, воздух поддерживает предметы.
В конце занятия дети при помощи воспитателя отгадывают кроссворд «Воздух»
Вопросы для кроссворда
1. Я берёзку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать? (Ветер)
2. Кто это такой садовник,
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты? (Дождь)
3. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
4. С горы сбегая без труда
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда,
Руби хоть топором.
Нагрей её и к облакам,
Она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам -
Зовут её (Вода)
5. Подходила, грохотала,
Стрелы на землю метала,
Нам казалось шла с бедой.
Оказалось шла с водой.
Подошла и пролилась,
Вдоволь пашня напилась. (Туча)
6. Ветер дует “ух-ух-ух”…
С тополей сбивает (Пух)
Дети отгадывают загадки и вписывают их в пустые клеточки кроссворда.
Затем читают зашифрованное слово – воздух.