Татьяна Бахтина
Консультация «ОНР 1–3 уровней»
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая характеристика детей с 1 уровнем речевого развития.
Отсутствие общеупотребительной речи.
Особенности дисонтогенеза: стойкое и длительное отсутствие у ребёнка подражания.
Характеристика речи:
Полное или почти полное неумение пользоваться обычными речевыми средствами:
отдельное лепетное звукообразование, которое сопровождается мимикой и жестами ("коко - петушок", "дада- дай").
звукокомплексы используются для обозначения лишь конкретных предметов и действий.
2. При воспороизведении слов ребёнок сохраняет лишь корневую часть (" ку - кукла", "гу- игрушка").
Публикация «Консультация „ОНР 1–3 уровней“» размещена в разделах
3. Характерна многозначность слов - полисемантизм. Одним и тем же словом ребё нок обозначает несколько предметов:
Названия предметов (" биби- машина, самолёт, руль").
Названия признаков предметов и действий (" кока- кукарекает, клюёт" ," око- открыть окно, закрыть окно").
Всё это указывает на ограниченность словарного запаса данной категории детей, поэтому ребёнок вынужден активно использовать жесты, мимику,информацию. При этом дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию,интонацию, жесты и мимику взрослого - это позволяет компенсировать недостатки развития импрессивной стороны речи.
4. Звуковое оформление одних и тех же слов носит непостоянный характер (" карандаши- удас, адши", " дверь- веть,пиф", " кухня - куня,куста")
5. Ограничена возможность воспроизведения слоговых элементов слова. Преобладают, одно- двухсложные образования в самостоятельной речи, более сложные слова сокращены (" пака ди -собака сидит" ," ато -молоток", тя мако -чай с молоком"). В
В речи ребёнка впервые появляются словосочетания. Этим детям словоизменение недоступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух- трёхсложных слов, включающие звуки раннего и среднего онтогенеза (" дять- дать, взять").
Появляются фрагменты существительных, прилагательных и глаголов (" босё- большой").
Зачастую такие дети из-за ограниченности словарного запаса не понимают инструкций логопеда.
Дети с 1 уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 2,5- 3 лет в условиях ясель, а с 3-7 лет в условиях детского сада сроком на 4 года. Ребёнок школьного возраста направляется в подготовительный класс школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).
Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.
Начатки общеупотребительной речи.
Положительные изменения в речи по сравнению с 1 уровнем речевого развития :
Появляется простая фразовая речь ("Матики датики каках - мальчики катаются на санках", " Исёк Усик иит асапи - Щенок Урзик сидит на цепи").
Расширяется объём понимания речи (расширяется пассивный словарный запас).
Активно формируется активный словарный запас. Появляются слова:
-сллова- предметы (дом,мама, кукла, хлеб и т. д.);
-слова-действия (иду, мою, ем и т. д.);
-личные местоимения (я, мы);
4. Улучшается произносительная сторона речи, но увеличивается количество неправильно произносимых звуков, т. к. увеличивается словарный запас.
5. Улучшается произносительная сторона речи, появляются 3-4-сложные слова.
Недостатки речевого развития со 2 уровнем развития речи :
Предложения состоят из 3-4 слов, но даже нет попыток использовать сложные конструкции.
Нарушение порядка слов в предложение - инверсия.
Наблюдаются пропуски, как главных, так и второстепенных членов предложения.
Отсутствуют навыки словообразования.
В самостоятельных высказываниях наблюдается грубый аграмматизм: отсутствуют сочетания числительных и существительных, прилагательных и существительных. Наблюдаются пропуски предлогов и существительных (при этом слова даются в начальной форме).
Страдает внимание, а также общая и мелкая моторика ребёнка.
Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития.
Развёрнутая фразовая речь с выраженными элементами фонетико- фонематического и лексико -грамматического недоразвития.
Положительные изменения в речи по сравнению со 2 уровнем речевого развития :
Довольно большой словарный запас.
Наличие правильно построенных предложений.
Меньшее количество дефектов в звукопроизношении.
Нет заметных, грубо выраженных фонетико- фонематических и лексико-грамматических нарушений.
Недостатки речевого развития с 3 уровнем развития речи :
Неточное употребление слов ("Положить похлёбку, вместо "Налить похлёбку"; "длинный кувшин, вместо" высокий кувшин").
Аграмматическое построение фраз:
опускаются предлоги;
-неправильное согласование слов в роде,числе и падеже ("мухи кусал, журавль пришла, посадила. клетку");
3. Ребёнок нередко старается обойти сложные слова, пропуская их или находя им замену. При этом многих слов дети вообще не называют.
4. Ряд предметов обозначается неверно (вместо "гребень" у петуха говорится" грива").
5. На уровне развёрнутой речи у детей довольно большой глагольный словарь, но более редкие действия они называют неправильно (вместо" вырезать" бумагу -" рвёт").
6. В свободной речи преобладает простое предложение. Часто встречается аграмматизм:
-неправильное употребление глаголов;
-неправильное согласование в роде (" две ягода", " две стула" и т. д.);
-нарушение согласования в числе (" красненький флажки");
-неправильное употребление падежных окончаний;
-дети не могут образовывать форму множественного числа от единственного и наоборот.
7. Понимание речи характерезуется тем, что дети плохо понимают значение почти всех предлогов и падежных окончаний (трудности вызывают творительны и винительный падежи. С трудом понимают средний род у существительных и глаголов.
8. Недостатки звукопроизношения:
-отсутствие звука или его замена;
-неправильное произношение звуков (горловое [p], межзубное произношение свистящих и шипящих звуков) :
9. Нарушение слоговой структуры слова и его звуконаполняемости:
-неправильное использование звуков (" телепаха-черепаха", "конвета-конфета");
-опускание слогов и перестановка звуков(" кобалса-колбаса", "сетка-беседка");
-добавление слогов(" тырава- трава").
Все эти проблемы вызывают ошибки на письме и при чтении. Недостаточно развитые способности к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова делает невозможным для ребёнка манипуляции со словесным образом, имеющим стойкий порядок звуков.