Галина Рязанцева
Песочная терапия как нетрадиционный метод развития речи у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия как нетрадиционный метод развития речи
у детей с ОВЗ
«Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется наш разум»
Карл Густав Юнг
Публикация «Песочная терапия как нетрадиционный метод развития речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Песочная терапия один из нестандартных и эффективных методов работы с детьми с ОВЗ. Песочница может выступать как посредник для установления контакта с ребенком, а также облегчить адаптационный период при поступлении в дошкольное учреждение. Во время игр в песок у ребенка повышается интерес к занятиям, появляется желание узнавать что-то новое, работать самостоятельно и в команде, экспериментировать. Очень хорошо развивается тактильная чувствительность, развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также мелкая моторика, что в свою очередь приводит к развитию речи и связного высказывания, а также умению вести диалог. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникации ребенка. Стабилизируется эмоциональное состояние ребенка, преодолеваются страхи, комплексы, повышается самооценка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию речи у ребенка. В связи с этим песочная терапия является незаменимым помощником в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) наблюдаю у них замкнутость в общении, чувство страха перед речью, несформированность фонематических процессов, лексико – грамматических компонентов речи, неустойчивость внимания, трудности в переключении с одного действия на другое. Дети с тяжелыми нарушениями речи быстро утомляемы, забывчивы, им легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Эти задания можно предложить детям выполнить с помощью игры в песок.
При использовании элементов песочной терапии в своей практике, я решаю следующие задачи: развиваю коммуникативные навыки ребенка, ускоряю процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, увеличиваю словарный запас, повышаю уровень лексико – грамматического строя речи, фонематических процессов. Развиваю высшие психические функции (память, внимание, мышление, речь, стабилизирую эмоциональное состояние ребенка в ситуации неуспеха. Повышаю интерес к занятиям и заданиям, которые вызывают затруднения при выполнении, а зачастую и отказ от выполнения, предполагая неудачу.
После применения игр с песком в своей практике, дети с большим удовольствием посещают занятия, стараются все услышать, запомнить, выполнить. Они стали намного дружнее. Научились слушать собеседника, помогать друг другу, стали более внимательны и усидчивы, научились работать в команде, стабилизировалось и их эмоциональное состояние.
Играя с песком, ребенок может воплотить в жизнь все свои фантазии и мысли, может создать свой собственный придуманный мир, при этом у ребенка появляется чувство чего-то глобального, он чувствует себя создателем, творцом.
Предлагаю рассмотреть пример занятия с детьми с ОВЗ по развитию связной речи с помощью песочной терапии «Путешествие в волшебную страну шипящих звуков».
Цель: формирование у детей дошкольного возраста социально – коммуникативных навыков и развитие связной речи с помощью песочной терапии.
Задачи:
Образовательные:
автоматизировать поставленные звуки;
совершенствовать навык подбора прилагательных к существительным;
совершенствование слоговой структуры слова;
совершенствование лексико – грамматического строя речи;
обогащение словарного запаса;
уточнение структуры предложения;
совершенствование связных высказываний;
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к сверстникам;
учить выслушивать ответы других детей.
Развивающие :
развитие познавательных процессов;
развитие всех компонентов речи;
развитие фонематического слуха;
Оборудование: песочный стол, разноцветный песок, миниатюрные игрушки.
Подготовительный этап:
повторить правила игры с песком.
Нельзя:
выбрасывать песок из песочницы;
брать в рот песок;
бросаться песком можно попасть в глаза;
вдыхать песок;
после игры с песком, вымой руки.
№ п/п Деятельность логопеда Деятельность детей
Основной этап
Дети под тихую спокойную музыку входят в кабинет и рассаживаются на стульчики. На доске весит карточка с буквой «Ш».
Логопед: ребята здравствуйте, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в волшебную страну шипящих звуков. Чтобы туда попасть, нужно произнести волшебное заклинание повторяйте за мной:
Песочек наш ты золотой,
Научи играть с тобой.
Буду ловким, сильным, смелым.
Послушным буду и умелым.
Буду все запоминать, слушать, думать и играть.
Раз, два, три в героев нас ты преврати!
Логопед: открывает песочницу и приглашает детей. Смотрите ребята, а песочница пустая в ней ничего нет, только песок. Но открою вам один секрет, наш песочек волшебный, он живой и слышит нас. Давайте с ним поздороваемся. Ласково его погладьте сначала правой рукой, а теперь левой, скажите ему «здравствуй».
Логопед: ребята вы теперь все героями стали, умными, умелыми. Давайте поиграем с вами в игру «Назови какой он?».
Расскажите какой наш песочек?
Молодцы, ребята, вот сколько слов – описаний вы назвали для нашего песочка. Он очень обрадовался. (логопед незаметно включает подсветку).
Посмотрите – ка песочку хорошо, он вам в ответ улыбается и светится.
Логопед: ребята в слове «волшебный» есть наш с вами звук [Ш], который мы с вами уже умеем правильно говорить. Давайте вспомним как он произносится. (уточнение артикуляции звука).
(в песочнице заранее была спрятана фигурка кота и разные буквы (6 штук) логопед незаметно откапывает ушки кота).
Логопед: ой, ребята смотрите – ка, кто это там спрятался? Давайте попробуем отгадать.
Правильно! Это котик. (логопед достает котика из песка). Давайте с ним поиграем.
«Игра чьи - чей?» если это ушки кота, то они чьи? А хвостик чей?
Логопед: какие вы молодцы! Давайте придумаем ему имя.
Логопед: ребята мы назовем его тем именем где слышится звук [Ш]. (развитие фонематического слуха).
Логопед: давайте вспомним звук [Ш]. какой гласный или согласный? А почему?
Твердый или мягкий?
Все верно, молодцы!
Логопед: а если мы произнесем звук [Ж] без голоса, то какой звук услышим?
Все правильно молодцы! Значит звук [Ш] звонкий или глухой?
А какой буквой обозначается звук [Ш]? Верно. Вы такие умницы все вспомнили!
(повторение пройдённого материала).
Логопед: ребята в песке среди других букв спрятана буква (Ш, найдите ее. (соотношение звук - буква).
Логопед: молодцы! а теперь ребята, чтобы наш песочек не скучал, давайте с ним поиграем!
«Игра нарисуй и назови».
Вы будете рисовать предметы, в названии которых есть звук [Ш], а потом четко и правильно их называть. (автоматизация звука [Ш]).
Логопед: молодцы ребята, все справились с заданием. Давайте определим место звука [Ш] в ваших словах. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и определяйте.
(развитие фонематического слуха). А наш котик – Пушок будет слушать вас.
Логопед: а теперь Пушок проведет для вас веселую гимнастику.
Дети сидят на стульчиках и слушают педагога.
Дети повторяют заклинание за педагогом.
Дети подходят к песочнице.
Дети гладят песок руками и здороваются.
Дети отвечают по очереди:
Мягкий,
теплый,
легкий,
нежный,
приятный,
волшебный.
Дети радуются.
Дети: губы округлены как «колечко», между зубками маленькая щелочка, язычок как «чашечка», воздушная струя теплая.
Ребята рассматривают выглядывающие ушки котика и высказывают свои предположения.
Ответ детей : это кот.
Ответ детей : давайте.
Ответ детей : кошачьи, кошачий.
Дети называют разные имена: (Фиксик, Мурзик, Пушок, Лунтик, Сема, Дым).
Ответ детей : Пушок.
Ответ детей : согласный.
Ответ детей : потому что он не тянется; воздушная струя встречает преграду.
Ответ детей : звук [Ш] всегда твердый.
Дети произносят звук [Ж] без голоса
Ответ детей : звук [Ш]
Ответ детей : глухой.
Ответ детей : буквой Ш
Дети ищут в песке букву.
Дети: Да! Давайте!
Дети по очереди рисуют на песке:
(Шарик, пушка, шапка, мышка, камыш, шкаф).
Дети по очереди отвечают: (в начале слова, в середине слова, в начале слова, в середине слова, в конце слова, в начале слова).
Динамическая пауза
Логопед с котиком в руках:
Кот – Пушок гулять пошел,
На пути грибок нашел.
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок.
Пушок охает: устал
От того, что приседал.
Котик кверху потянулся,
А потом к земле нагнулся.
Вправо, влево повернулся.
Котик выполнил разминку
И уселся на тропинку.
Логопед: ребята, давайте отправимся с котиком – Пушком на прогулку и придумаем для него сказку. Вы будете
рисовать на песке место, куда отправляется наш котик, кого он встречает на своем пути и рассказывать. Так и получится наша сказка. Только для этого нужно очень внимательно друг друга слушать и не перебивать.
По ходу сочинения сказки, дети выбирают героев и предметы из волшебной коробочки и заполняют ими песочницу.
Логопед: какая интересная и добрая сказка у вас получилась ребята. Вы умницы!
Дети выполняют упражнения.
Ходьба на месте.
Приседания.
Охают
Потягивания – рук вверх.
Наклоны вперед.
Повороты туловища вправо и влево.
Дети возвращаются к песочнице.
Дети отвечают: Давайте!
Дети по очереди рисуют на песке и рассказывают:
рисунок деревьев – кот Пушок пошел гулять в парк;
рисунок мышки – он встретил там мышку. Они пошли дальше вместе; рисунок шарика – на дороге они нашли красивый шарик;
рисунок шарика – шарик был не простой, а волшебный. Он заговорил с ними;
рисунок сердца – я исполню одно ваше желание;
рисунок планеты – мы хотим, чтобы все дружили и не ссорились.
Итог занятия
Логопед: ребята, какие вы молодцы. Вот и подходит к концу наше увлекательное путешествие в волшебную страну шипящих звуков. Вам понравилось? Вы очень хорошо поработали, все вспомнили. Пора возвращаться назад. Давайте попрощаемся с нашим песочком, погладим его обеими ручками и скажем ему «До новой встречи!» А чтобы вернуться, нам нужно произнести заклинание, повторяйте за мной:
Песочек наш ты золотой,
Научил играть с тобой,
Стали умными и смелыми, ловкими, умелыми.
Мы играли, рисовали, пальчики мы разминали.
А теперь назад пора!
Вот и кончилась игра.
Раз, два, три назад нас поскорей верни!
Логопед держит в руках котика, дает детям задание
Логопед: «Ребята, Пушок предлагает вам вместе с родителями сделать дома аппликацию буквы «Ш» из различных материалов. А мы на следующем занятии оформим с вами выставку ваших работ.
Давайте попрощаемся с Пушком, только не забудьте правильно произнести его имя.
Дети: гладят песок руками говорят До новой встречи.
Дети: Пушок до свидания!
Список используемой литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005 -340 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». - СПб. : Речь, 2006 – 230 с. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
4. Интернет – ресурсы https://ru.wikipedia.org/wiki/Песочная_ терапия.