МААМ-картинки

Песочная терапия как нетрадиционный метод развития речи у детей с ОВЗ

Галина Рязанцева
Песочная терапия как нетрадиционный метод развития речи у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Песочная терапия как нетрадиционный метод развития речи

у детей с ОВЗ

«Часто руки знают, как распутать то,

над чем тщетно бьется наш разум»

Карл Густав Юнг

Публикация «Песочная терапия как нетрадиционный метод развития речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Песочная терапия один из нестандартных и эффективных методов работы с детьми с ОВЗ. Песочница может выступать как посредник для установления контакта с ребенком, а также облегчить адаптационный период при поступлении в дошкольное учреждение. Во время игр в песок у ребенка повышается интерес к занятиям, появляется желание узнавать что-то новое, работать самостоятельно и в команде, экспериментировать. Очень хорошо развивается тактильная чувствительность, развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также мелкая моторика, что в свою очередь приводит к развитию речи и связного высказывания, а также умению вести диалог. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникации ребенка. Стабилизируется эмоциональное состояние ребенка, преодолеваются страхи, комплексы, повышается самооценка.

Развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию речи у ребенка. В связи с этим песочная терапия является незаменимым помощником в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) наблюдаю у них замкнутость в общении, чувство страха перед речью, несформированность фонематических процессов, лексико – грамматических компонентов речи, неустойчивость внимания, трудности в переключении с одного действия на другое. Дети с тяжелыми нарушениями речи быстро утомляемы, забывчивы, им легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Эти задания можно предложить детям выполнить с помощью игры в песок.

При использовании элементов песочной терапии в своей практике, я решаю следующие задачи: развиваю коммуникативные навыки ребенка, ускоряю процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, увеличиваю словарный запас, повышаю уровень лексико – грамматического строя речи, фонематических процессов. Развиваю высшие психические функции (память, внимание, мышление, речь, стабилизирую эмоциональное состояние ребенка в ситуации неуспеха. Повышаю интерес к занятиям и заданиям, которые вызывают затруднения при выполнении, а зачастую и отказ от выполнения, предполагая неудачу.

После применения игр с песком в своей практике, дети с большим удовольствием посещают занятия, стараются все услышать, запомнить, выполнить. Они стали намного дружнее. Научились слушать собеседника, помогать друг другу, стали более внимательны и усидчивы, научились работать в команде, стабилизировалось и их эмоциональное состояние.

Играя с песком, ребенок может воплотить в жизнь все свои фантазии и мысли, может создать свой собственный придуманный мир, при этом у ребенка появляется чувство чего-то глобального, он чувствует себя создателем, творцом.

Предлагаю рассмотреть пример занятия с детьми с ОВЗ по развитию связной речи с помощью песочной терапии «Путешествие в волшебную страну шипящих звуков».

Цель: формирование у детей дошкольного возраста социально – коммуникативных навыков и развитие связной речи с помощью песочной терапии.

Задачи:

Образовательные:

автоматизировать поставленные звуки;

совершенствовать навык подбора прилагательных к существительным;

совершенствование слоговой структуры слова;

совершенствование лексико – грамматического строя речи;

обогащение словарного запаса;

уточнение структуры предложения;

совершенствование связных высказываний;

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к сверстникам;

учить выслушивать ответы других детей.

Развивающие :

развитие познавательных процессов;

развитие всех компонентов речи;

развитие фонематического слуха;

Оборудование: песочный стол, разноцветный песок, миниатюрные игрушки.

Подготовительный этап:

повторить правила игры с песком.

Нельзя:

выбрасывать песок из песочницы;

брать в рот песок;

бросаться песком можно попасть в глаза;

вдыхать песок;

после игры с песком, вымой руки.

№ п/п Деятельность логопеда Деятельность детей

Основной этап

Дети под тихую спокойную музыку входят в кабинет и рассаживаются на стульчики. На доске весит карточка с буквой «Ш».

Логопед: ребята здравствуйте, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в волшебную страну шипящих звуков. Чтобы туда попасть, нужно произнести волшебное заклинание повторяйте за мной:

Песочек наш ты золотой,

Научи играть с тобой.

Буду ловким, сильным, смелым.

Послушным буду и умелым.

Буду все запоминать, слушать, думать и играть.

Раз, два, три в героев нас ты преврати!

Логопед: открывает песочницу и приглашает детей. Смотрите ребята, а песочница пустая в ней ничего нет, только песок. Но открою вам один секрет, наш песочек волшебный, он живой и слышит нас. Давайте с ним поздороваемся. Ласково его погладьте сначала правой рукой, а теперь левой, скажите ему «здравствуй».

Логопед: ребята вы теперь все героями стали, умными, умелыми. Давайте поиграем с вами в игру «Назови какой он?».

Расскажите какой наш песочек?

Молодцы, ребята, вот сколько слов – описаний вы назвали для нашего песочка. Он очень обрадовался. (логопед незаметно включает подсветку).

Посмотрите – ка песочку хорошо, он вам в ответ улыбается и светится.

Логопед: ребята в слове «волшебный» есть наш с вами звук [Ш], который мы с вами уже умеем правильно говорить. Давайте вспомним как он произносится. (уточнение артикуляции звука).

песочнице заранее была спрятана фигурка кота и разные буквы (6 штук) логопед незаметно откапывает ушки кота).

Логопед: ой, ребята смотрите – ка, кто это там спрятался? Давайте попробуем отгадать.

Правильно! Это котик. (логопед достает котика из песка). Давайте с ним поиграем.

«Игра чьи - чей?» если это ушки кота, то они чьи? А хвостик чей?

Логопед: какие вы молодцы! Давайте придумаем ему имя.

Логопед: ребята мы назовем его тем именем где слышится звук [Ш]. (развитие фонематического слуха).

Логопед: давайте вспомним звук [Ш]. какой гласный или согласный? А почему?

Твердый или мягкий?

Все верно, молодцы!

Логопед: а если мы произнесем звук [Ж] без голоса, то какой звук услышим?

Все правильно молодцы! Значит звук [Ш] звонкий или глухой?

А какой буквой обозначается звук [Ш]? Верно. Вы такие умницы все вспомнили!

(повторение пройдённого материала).

Логопед: ребята в песке среди других букв спрятана буква (Ш, найдите ее. (соотношение звук - буква).

Логопед: молодцы! а теперь ребята, чтобы наш песочек не скучал, давайте с ним поиграем!

«Игра нарисуй и назови».

Вы будете рисовать предметы, в названии которых есть звук [Ш], а потом четко и правильно их называть. (автоматизация звука [Ш]).

Логопед: молодцы ребята, все справились с заданием. Давайте определим место звука [Ш] в ваших словах. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и определяйте.

(развитие фонематического слуха). А наш котик – Пушок будет слушать вас.

Логопед: а теперь Пушок проведет для вас веселую гимнастику.

Дети сидят на стульчиках и слушают педагога.

Дети повторяют заклинание за педагогом.

Дети подходят к песочнице.

Дети гладят песок руками и здороваются.

Дети отвечают по очереди:

Мягкий,

теплый,

легкий,

нежный,

приятный,

волшебный.

Дети радуются.

Дети: губы округлены как «колечко», между зубками маленькая щелочка, язычок как «чашечка», воздушная струя теплая.

Ребята рассматривают выглядывающие ушки котика и высказывают свои предположения.

Ответ детей : это кот.

Ответ детей : давайте.

Ответ детей : кошачьи, кошачий.

Дети называют разные имена: (Фиксик, Мурзик, Пушок, Лунтик, Сема, Дым).

Ответ детей : Пушок.

Ответ детей : согласный.

Ответ детей : потому что он не тянется; воздушная струя встречает преграду.

Ответ детей : звук [Ш] всегда твердый.

Дети произносят звук [Ж] без голоса

Ответ детей : звук [Ш]

Ответ детей : глухой.

Ответ детей : буквой Ш

Дети ищут в песке букву.

Дети: Да! Давайте!

Дети по очереди рисуют на песке:

(Шарик, пушка, шапка, мышка, камыш, шкаф).

Дети по очереди отвечают: (в начале слова, в середине слова, в начале слова, в середине слова, в конце слова, в начале слова).

Динамическая пауза

Логопед с котиком в руках:

Кот – Пушок гулять пошел,

На пути грибок нашел.

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.

Пушок охает: устал

От того, что приседал.

Котик кверху потянулся,

А потом к земле нагнулся.

Вправо, влево повернулся.

Котик выполнил разминку

И уселся на тропинку.

Логопед: ребята, давайте отправимся с котиком – Пушком на прогулку и придумаем для него сказку. Вы будете

рисовать на песке место, куда отправляется наш котик, кого он встречает на своем пути и рассказывать. Так и получится наша сказка. Только для этого нужно очень внимательно друг друга слушать и не перебивать.

По ходу сочинения сказки, дети выбирают героев и предметы из волшебной коробочки и заполняют ими песочницу.

Логопед: какая интересная и добрая сказка у вас получилась ребята. Вы умницы!

Дети выполняют упражнения.

Ходьба на месте.

Приседания.

Охают

Потягивания – рук вверх.

Наклоны вперед.

Повороты туловища вправо и влево.

Дети возвращаются к песочнице.

Дети отвечают: Давайте!

Дети по очереди рисуют на песке и рассказывают:

рисунок деревьев – кот Пушок пошел гулять в парк;

рисунок мышки – он встретил там мышку. Они пошли дальше вместе; рисунок шарика – на дороге они нашли красивый шарик;

рисунок шарика – шарик был не простой, а волшебный. Он заговорил с ними;

рисунок сердца – я исполню одно ваше желание;

рисунок планеты – мы хотим, чтобы все дружили и не ссорились.

Итог занятия

Логопед: ребята, какие вы молодцы. Вот и подходит к концу наше увлекательное путешествие в волшебную страну шипящих звуков. Вам понравилось? Вы очень хорошо поработали, все вспомнили. Пора возвращаться назад. Давайте попрощаемся с нашим песочком, погладим его обеими ручками и скажем ему «До новой встречи А чтобы вернуться, нам нужно произнести заклинание, повторяйте за мной:

Песочек наш ты золотой,

Научил играть с тобой,

Стали умными и смелыми, ловкими, умелыми.

Мы играли, рисовали, пальчики мы разминали.

А теперь назад пора!

Вот и кончилась игра.

Раз, два, три назад нас поскорей верни!

Логопед держит в руках котика, дает детям задание

Логопед: «Ребята, Пушок предлагает вам вместе с родителями сделать дома аппликацию буквы «Ш» из различных материалов. А мы на следующем занятии оформим с вами выставку ваших работ.

Давайте попрощаемся с Пушком, только не забудьте правильно произнести его имя.

Дети: гладят песок руками говорят До новой встречи.

Дети: Пушок до свидания!

Список используемой литературы

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005 -340 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». - СПб. : Речь, 2006 – 230 с. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

4. Интернет – ресурсы https://ru.wikipedia.org/wiki/Песочная_ терапия.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ»Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ» Мастер-класс для педагогов Тема: Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ограниченными возможностями.

Нетрадиционный метод рисования «Хэппенинг» Здравствуйте! Меня зовут Черепанова Ольга Александровна. Хотелось бы поделиться на мой взгляд интересной работой, методом "Хэппенинг". Этот.

Нетрадиционный метод рисования пальчиками в средней группеНетрадиционный метод рисования пальчиками в средней группе Нестерова Наталья. Рисование пальчиками в средней группе. Цель: продолжать знакомить детей с миром творчества, развивать навыки рисования.

Отчет по самообразованию «Песочная терапия в развитии коммуникативных способностей детей группы компенсирующей направленности» «Использование песочной терапии для развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности».

Песочная терапия для детей раннего возраста Песочная терапия для детей раннего возраста. Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа.

Песочная терапия, как способ развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 23 «Социально – коммуникативное развитие детей младшего.

Песочная терапия как средство коррекции детей с нарушением интеллектаПесочная терапия как средство коррекции детей с нарушением интеллекта Цели и задачи: Главная цель в песочной терапии-не переделать ребенка,а дать возможность быть общительнее. Задачи:Развивать тактильную чувственность.

Песочная терапия в дошкольном учреждении-многофункциональный метод История метода «Песочная терапия» Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной.

Песочная терапия — эффективный инновационный метод в работе с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия — эффективный инновационный метод в работе с детьми дошкольного возраста К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». И в самом деле, мы не можем представить свое детство без песочницы.

Проект «Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОУ» ПРОЕКТ «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОУ» Подготовила: педагог-психолог Картамышева Елена Витальевна г. Чехов 2019.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия как нетрадиционный метод развития речи у детей с ОВЗ
Опубликовано: 18 ноября 2019 в 22:52
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия как нетрадиционный метод развития речи у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Галина Рязанцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД