Лучший педагог года

«Осень. Листопад». Конспект занятия по окружающему миру

Марина Сапронова
«Осень. Листопад». Конспект занятия по окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени; уточнить и расширить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе; способность любоваться ее красотой.

Материалы к занятию: иллюстрации или репродукции с изображением леса летом и осенью; иллюстрации с изображением деревьев: березы, дуба, клена, рябины; плоды деревьев: крылатки клена, сережки березы, желуди, ягоды рябины, высушенные березовые прутья.

Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

- Ты не жалуйся врачу,

Конопатых я лечу:

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!

Н. Егоров

- О каком времени года идет речь? Как вы догадались?

- Что изменилось в природе с приходом осени?

На прошлых занятиях мы с вами говорили об особенностях осенних месяцев, какие осенние месяцы вы знаете? Как их называли в старину и почему? (Хмурник, грязник, зимник)

- Листопад… Что это за явление природы?

- А почему листья меняют свой летний наряд на разноцветный осенний? А почему они опадают?

- Что нужно сделать если чего-то не знаете? (Спросить у того, кто знает)

- Спрашивайте!

- Чтобы вам стало понятно я расскажу одну историю про Таню.

Очень любила Таня зеленый лес, и стало ей грустно, когда пришла осень: исчезли цветы, почти все птицы улетели, листья стали желтеть и падать.

Однажды Таня – добрая душа – не выдержала: взяла дома клей, нитки, и побежала к своему старому любимому дубу. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать, чтобы ветер не оборвал. Может, 20 листьев привязала и приклеила девочка, а может и все 30 и еще бы уберегла, да только руки совсем замерзли. Села Таня, прижала руки ко рту, дышит в кулачки: то в один, то в другой, тут опять прилетел ветер – и вдруг показалось Тане, что зашептались, зашушукались листья над головой. Потом дуб вроде бы потянулся со скрипом, зевнул и сказал тихонько:

- Ты ш-што тут делаешь, несмышлёныш-ш-ш? Что ты мне спать мешаешь-шь-шь?

- Я не хотела вас будить, - смутилась Танюша.

- Я вам листочки подклеиваю, а то и последние проспите.

- Эх, малыш – ш! Я свои дела – заботы закончил, пора и отдохнуть. Гляди, какие я вырастил желуди, красота! Авось новые дубки вырастут! Но это потом, а сейчас – дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать. Листья пожелтели. А потом они высыхают и падают.

- Но как же так! – заволновалась девочка.

- Что вы будете делать без листьев? Кто Вас всю зиму будет кормить?

- А я не есть, ни пить не хочу, - прошептал дуб и протяжно зевнул. Меня в сон клонит. Зимой так спится – благодать. Зимой мы, деревья, не растем, не цветем. – Дуб вздохнул и умолк.

- Эй! – Танюшка тихонько постучала по морщинистой коре.

- А – а? – скрипнул дуб.

- Я хочу спросить: может, все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее.

- Не-е, - зевнул дуб. Зимой нам не до красоты.

Мы деревья сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

- А я-то думала, что листья ветер обрывает?

- Можно и без ветра, – прошептал дуб.

- Мы между черешком листка и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни соки, ни воду. Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листку не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю, и корни от мороза укроют…Эх-хе-хе…

Девочка хотела спросить у дуба еще о коре, о почках, о желудях, но тут снова налетел ветер, и ей почудилось, что старое дерево тихонько похрапывает.

- Понравилась вам история?

- Почему листья меняют свой наряд и опадают?

- Кому еще будут служить опавшие листья? (Ёж устроит из них зимнее гнездо, барсук утеплит свою нору, белка свое дупло устелет травой и листьями)

- А что будут делать листья, которые остались лежать под деревьями? (Они будут беречь влагу и защищать корни от мороза) – Потом они истлеют, удобрят землю и будут кормить дерево, на ветках которого зашумят другие листья. Ведь на одном месте, где от ветки оторвался листок, осталась маленькая почка с острым кончиком, из которой весной распуститься новый зеленый лист.

Игра «С какой ветки детки?»

Попросите детей найти дерево, с которого упали найденные вами плоды.

Игра «Путаница»

В этой игре воспитатель, показывая, например, лист рябины, утверждает, что это березовый лист. Прикладывает желудь к листу клена, будто это плод клена. Дети должны заметить и исправить ошибку.

Итог занятия:

- Ребята, я летом замечала что некоторые из вас срывали листочки с деревьев и кустарников для игры.

- Можно срывать листки? Почему?

- Правильно. Срывать листики нельзя, потому что мы сегодня узнали, что благодаря листьям из маленького слабенького ростка вырастает высоченный и могучий дуб. Листья кормят дерево, добывают ему питание из воздуха, защищают от солнечных ожогов ветки и ствол.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Зайкино путешествие» Цель: Знакомить детей с родным краем, через помощь Зайчонку. Закрепить умение сравнивать по величине, закрепить счет «ОДИН» «МНОГО» Окр. мир.

Конспект занятия по окружающему миру для дошкольников «Лето»Конспект занятия по окружающему миру для дошкольников «Лето» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная.

Конспект занятия по окружающему миру «Цапля» в средней группеКонспект занятия по окружающему миру «Цапля» в средней группе Конспект занятия по окружающему миру «Цапля» в средней группе. Цель: познакомить детей с образом жизни такой птицы как цапля. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Осень. Листопад». Конспект занятия по окружающему миру
Опубликовано: 2 марта 2025 в 16:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Осень. Листопад». Конспект занятия по окружающему миру» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сапронова (УИ 834136) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД