Анна Стецко
Охрана детского голоса на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Голосовой аппарат ребё нка не до конца сформировался: связки ещё очень тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое и поверхностное. Поэтому так необходимо охранять детский голос от перегрузок, помогая тем самым правильному формированию певческого голоса ребёнка.
Публикация «Охрана детского голоса на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Охрана голоса ребенка. Консультации
- Темочки
Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых с экранов телевизора. Дорогие мамы и папы, если захочется попеть с ребёнком, пойте не громко, а спокойно, не очень быстро и не слишком медленно. Пойте выразительно, меняя интонацию, подчёркивающую содержание песни.
Не следует поощрять пение детьми взрослых песен, особенно эстрадных, т. к. они не подходят для детского голоса и обычно не могут быть правильно поняты детьми.
Необходимо оберегать малыша от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует громкого, форсированного звучания. Громкое пение (чем громче, тем лучше) ставит под угрозу здоровье певческого аппарата.
Вреден слишком сухой воздух в квартире с паровым отоплением. Он отрицательно действует на голос.
Старайтесь увлажнять воздух: цветы, увлажнители или просто вода, стоящая в ёмкостях.
Острая пища, содержащая пряности, много соли и уксуса, раздражает слизистую оболочку гортани.
Особенно опасен для голосового аппарата крик или плач на улице в холодное время года:
- во-первых, это самый короткий путь к простуде;
- во-вторых, воспаляются связки, и голос может стать хриплым, даже сиплым, теряя свою чистую, нежную окраску.
Петь зимой на улице вообще нельзя!
Не рекомендуется петь, когда у ребёнка насморк. Иначе может наступить длительное расслабление голосовых мышц. Тогда голос теряет свою настоящую звучность. Ещё опаснее грипп, который поражает не только слизистую оболочку, но и голосовые складки. В данном случае наблюдается частое их несмыкание. А хронические тонзиллиты не проходят бесследно для гортани: ослабевает сократительная способность мышц и, следовательно, ухудшается тембр голоса. А в дошкольном возрасте голос наиболее раним. Это объясняется тем, что усиленный рост гортани опережает её развитие. А в период совершенствования её функций задерживается рост.
Такая диспропорция развития гортани и относительная незрелость её тканей обусловливают изменение голоса у детей в разные возрастные периоды, особую его чувствительность. Некоторые средства, применяемые при начальных формах нарушения голоса.
- При жжении и сухости в горле хорошее действие оказывает полоскание горла настоем ромашки, или же липового цвета. Важно, чтобы раствор не был ни горячим, ни холодным, а имел комнатную температуру. С этой целью можно использовать и другие лекарственные травы или минеральные воды: например боржоми, которую рекомендуется смешивать с теплым молоком (полстакана минеральной воды и полстакана молока).
- Детям, занимающимся пением, полезно есть морковь, апельсиновую кожицу, кукурузу, сливочное масло. Закапывание в нос масла, например персикового или витамина Е, по 2 капли (не больше) также помогает при жжении и сухости. В это время не рекомендуются паровые ингаляции, слишком горячие или слишком холодные напитки.
И всегда консультируйтесь с врачом.
Предлагаем вам несколько игровых упражнений.
Упражнения для постановки голоса
1. Широко открыть рот и сделать так, чтобы маленький язычок поднялся вверх, а затем сосредоточить свое внимание на том, где звучит голос. (Лучше, если первое упражнение будет проделано в кабинете врача, а затем уже дома.)
2. «Мычание» в так называемую «маску» (т. е. в переднюю, часть головы) слогов типа «мо», а потом и слов «мама», «мир», «море», «мопс» и других, начинающихся на м. Для упражнений используют равноударные и разноударные слоги: «му-му-му-му мо-мо-мо-мо му-мо-му-мо».
3. Считать вслух на одном дыхании в «маске». Желательно, чтобы ребенок сам неоднократно повторял все упражнения по 3 - 4 раза. Делать это лучше без посторонних, чтобы он не смущался.
4. Стихотворный текст (о том, что необходимо удерживать звук в «маске», ребенку необходимо напоминать постоянно).
5. Рассказывание любого текста вслух (требования те же).
Всего требуется 5—7 занятий с интервалами в 2—3 дня.
При всех видах нарушения голоса с целью профилактики следует уделить внимание общему физическому развитию: прогулкам, играм, закаливанию, утренней гимнастике, личной гигиене.
Игра на формирование певческой установки
Расскажите ребёнку, как надо правильно сидеть (стоять) во время исполнения песни. Прочитайте правило-стихотворение.
Если хочешь сидя петь,
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей.
Ноги в пол упри сильней.
Раз! Вдох! И запел,
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно,
Петь приятно и удобно.
Если хочешь стоя петь
– Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись.
Раз! Вдох! И запел,
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно,
Петь приятно и удобно.
Н. Журавленко.
Игры на развитие дыхания
Прочитайте ребенку стихотворение.
Это очень интересно
– Научиться песни петь.
Но не каждому известно,
Как дыханием владеть.
Мягким делать вдох старайтесь,
Вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри – не отвлекайся,
Сделай вдох – замри потом.
Выдох делай тихим, плавным, как кружение листа.
Вот и выйдет песня славной,
И свободна и чиста.
Игра «Осенние листья»
Вспомните с детьми, как приятно шуршат опавшие разноцветные листья в парке. Кажется, что шорох витает в самом осеннем воздухе и слышится нам осенним вальсом. Пусть дети пошуршат принесенными домой листьями.
Но вот ветер щеки толстые надул,
Надул и на деревья пёстрые подул (дети надувают щеки и резко сдувают – «Пф-у- у»).
Листья закружились в легком танце. Упражнение повторяется 3 раза.
Игра «Птичка»
Предложите ребенку сесть на коврик, в руках маленькая бумажная птичка, прикрепленная к нитке. Повторяйте слова:
«Птичка, птичка, полетай, полетай!
С нами, с нами поиграй, поиграй!» - 2 раза.
«Фу-уууу! Фууууу!»
Затем поднимите птичку на уровне лба и, сложив губы «трубочкой», подуйте на птичку, чтобы та «летела». В конце игры подставьте ладонь правой руки, на которую сядет птичка, и проговорите слова:
«Птичка устала, села отдохнуть».
Игра «Дуем, дуем, задуваем»
Предложите ребенку взять в правую руку пособие (искусственные цветы, листья, вертушки, султанчики) и на сильную долю в музыке сделать вдох, на слабую – выдох, дуя на пособие спокойно и длительно.
Только совместные усилия помогут сохранить голос вашего ребёнка здоровым! Здоровый голосовой аппарат поможет музыкальному развитию ребенка! Желаем Вам удачи!