Светлана Жвыкина
Огород на подоконнике
▼ Скачать + Заказать документы
«Огород на подоконнике» — как средство развития познавательно-
исследовательской деятельности детей раннего возраста.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который открывается ему через его личные ощущения, действия, переживания и опыт. Дети склонны наблюдать, экспериментировать, искать новое в окружающем мире и это важнейшая черта их поведения. Если дети слышат, видят и делают что-то сами, своими руками, то знания надолго откладываются в их памяти. Наша задача помогать развитию познавательно-исследовательской деятельности и активности детей.
Темочки:
Именно в раннем детском возрасте начинают закладываться позитивные чувства к природе и природным явлениям. Открывается удивительное многообразие растительного мира.
Мир природы невозможно познать по картинке. Для того чтобы ребенок научился понимать окружающий мир, необходимо погрузить его в соответствующую атмосферу.
Растения, выросшие на окне – это живые существа, с которыми сталкивается современный ребенок, придя в детский сад.
Как элементу исследовательской деятельности, особое внимание мы уделили огороду на подоконнике, где дети помогали посадить и наблюдали за ростом растений, ухаживать за ними. У детей формировалась наблюдательность.
Целью нашей деятельности является формирование первоначальных экологических представлений у детей, создание условий для познавательного развития детей, в процессе выращивания растений.
Для достижения цели мы определили следующие задачи:
- воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности;
- познакомить с инструментами, материалами для посадки;
- научить с помощью воспитателя сажать растения;
- научить поливать растения под руководством воспитателя;
- дать представления о выращивании растений;
- наблюдать за всходами растений;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- формировать у детей познавательный интерес к растениям;
- организовать художественно – творческую деятельность.
Проводя исследовательскую деятельность «огород на подоконнике» мы использовали следующие формы организации:
Беседы:
- «Что такое огород и что на нём растёт»,
- «Какие растения можно вырастить на подоконнике».
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Чудесный мешочек».
- Настольная игра «Парные картинки», «Овощи», «Овощи большие и маленькие»
- Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений.
Художественно - творческая деятельность детей.
- Раскрашивание картинок. «Лук от всех недуг», «Помидор», «Огуречик,огуречик»
Коммуникативная деятельность.
- Чтение сказки: «Репка».
- Отгадывание загадок об овощах.
Опытно-экспериментальную деятельность:
- «Проращивание семян».
Практическая деятельность:
- Посев семян.
- Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
В ходе опытно - экспериментальной деятельности дети проявляли познавательный интерес, за посаженными в специальный контейнер в землю луковицами, чесноком, дети наблюдали за развитием и ростом растений. Использовали различные формы восприятия – зрительную, слуховую и обоняние. В процессе выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее. Данная деятельность способствует бережному и заботливому отношению к природе.
В результате данной деятельности у детей:
- сформированы представления о внешнем виде растений, жизненно важных условиях произрастания;
- они овладели элементарными навыками трудового процесса: посадка, полив овощных культур (лука, чеснок);
- имеют первоначальное представление о значении употребления овощных культур круглый год, для формирования здорового образа жизни человека;
- в процессе поисковой - исследовательской деятельности проявляют любознательность; задают разнообразные вопросы «что это?”, «зачем?»;
В результате проведенной работы с детьми мы сделали вывод, что уровень интереса у детей к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения (лук,чеснок, научились ухаживать за ними. В дальнейшем необходимо более тесно знакомить ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность и тогда ребенок проявит интерес к познавательно- исследовательской деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований