Соломина Юлия Николаевна
Конспект занятия для детей 6–10 лет «Одноцветная открытка (в красном цвете) «Жаворонки прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Одноцветная открытка (в красном цвете)
«Жаворонки прилетели»
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Цветная карусель»
Раздел «Примите поздравления»
(открытки к любому празднику, 1 год обучения.
Вид деятельности: аппликация
Возраст обучающихся: 6 – 10лет
Автор: Соломина Юлия Николаевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Публикация «Конспект занятия для детей 6–10 лет „Одноцветная открытка (в красном цвете) „Жаворонки прилетели“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытка своими руками
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
Оренбург, 2019
Цель: ознакомление обучающихся с технологией изготовления поздравительной одноцветной открытки (в красном цвете) «Жаворонки прилетели»
Задачи:
В области обучения:
- познакомить с историей возникновения праздника «Жаворонки»;
- сформировать знания о технологии изготовления поздравительной открытки «Жаворонки прилетели».
В области развития:
- развивать и совершенствовать ручную умелость, мелкую моторику рук;
- способствовать развитию творчества, творческой самостоятельности;
-расширять сенсорный опыт (сравнение деталей по размеру, цвету, расположению по отношению друг к другу и к основе изделия);
-развивать познавательные способности: восприятие, творческое воображение, произвольное внимание;
- развивать интерес к искусству аппликации.
В области воспитания:
-воспитывать интерес к народным обычаям;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Материалы, инструменты и оборудование:
• наглядный материал (образцы открыток)
• карандаши цветные
• карандаш простой
• цветная бумага
• ножницы
• линейка
• клей
Методы и приемы:
• словесные – беседа, рассказ, диалог, объяснение;
• наглядные – показ образцов открыток, рассматривание иллюстраций;
• практические - аппликация по собственному замыслу из бумаги.
Ход занятия:
№ Деятельность педагога Деятельность
воспитанника Время
1 Организационный этап
- Здравствуйте, ребята!
Занимайте места за столом. Дети отвечают на приветствие педагога. 2мин.
2 Основной этап:
Теоретический этап
Ребята! Отгадайте загадку:
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот и в полях поет, поет.
(Жаворонок). Послушайте об истории возникновения этого праздника.
См. Приложение №1. Рассматривание образцов открыток, просмотр иллюстраций.
15мин.
3 А теперь, ребята, давайте сделаем физминутку.
Физминутка "Жаворонки"
См. Приложение №2. Дети выполняют упражнения.
2 мин.
4 Проходите на свои места.
Ребята, сейчас каждый из вас попробует выполнить поздравительную открытку к празднику «Жаворонки». Чтобы создать открытку, мы будем использовать разные материалы: цветную бумагу красного цвета разных оттенков, картон. А также нам понадобятся ножницы, клей, карандаш простой, карандаши цветные.
А сейчас вспомните правила по технике безопасности при работе с колющимися и режущими предметами. Дети слушают, повторяют за педагогом правила при работе с колющимися и режущими предметами. 3мин.
5 Практический этап.
Ребята, из цветной бумаги по шаблону вырезаем жаворонка.
На другом листе бумаги красного цвета обводим и вырезаем солнышко.
Далее выбираем лист бумаги красного цвета другого оттенка и сгибаем по желанию.
Располагаем и приклеиваем все детали, мелкие декоративные детали (бабочки, цветочки) на открытки.
По желанию можно вырезать поздравительный текст фигурными ножницами и приклеить.
Ребята, отгадайте загадки.
Приложение №3. Загадки. Дети изготовляют последовательно открытку. 20 мин.
6 Итоговый этап.
Ребята, сегодня вы познакомились с историей возникновения праздника «Жаворонки»; познакомились с технологией изготовления поздравительной открытки «Жаворонки прилетели».
Какие материалы, инструменты и приспособления необходимы нам в работе? Какие надо соблюдать правила при работе с колющимися и режущими предметами?
Занятие окончено. Дети отвечают на вопросы педагога.
Уборка рабочего места. 3 мин.
Приложения
Приложение №1
История возникновения праздника «Жаворонки»
На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз. Кроме того, согласно мистическим поверьям, в день весеннего равноденствия человеческая энергетика меняется, становится более сильной, а тело наполняется жаром и способностью к новым свершениям. А что такое полевые работы для деревенского жителя как не новые свершения?
В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». Но название «Сороки» создано это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта. Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел». Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами, в которых явственно прослеживались языческие корни. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали различные ритуалы, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.
На Руси считалось, что если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай.
Чтобы куры лучше неслись, не ходили по чужим дворам и не болели, хозяйки утром в праздник Жаворонки пекли колобки из пресного теста, после чего делали маленькие гнездышки из соломы и клали туда выпеченные колобки. После этого гнездо с колобками ставилось в птичник. Особенно актуально это было в преддверии скорого праздника Пасхи.
Но, конечно, главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц, испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны :
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
***
Ой вы, жавороночки, жавороночки!
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья.
Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались. Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка. Для равновесия в булочки также запекали и символы каких-то неудачных событий: например, щепочка сулила смерть близкому человеку, ниточка – проблемы в материальном плане, из-за чего может потребоваться «затянуть пояс потуже». А некоторых жаворонков просто оставляли пустыми. После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо – и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство. То, что предрекал первый попавшийся жаворонок или пряник – то и должно было сбыться.
Кстати, в праздник Жаворонки также выбирали мужчину, который первым мог бросить горсть зерна во время посевной. Такая должность называлась «семейный засевальщик». Этим счастливчиком был тот мужчина, кому попадалась монетка или камушек.
Хотя, конечно, все эти гадания на праздник Жаворонки были весьма условными – многие хозяйки специально убирали подальше в корзину птиц и пряники с дурными знамениями, а наверх клали «добрую» выпечку. Порой хозяйки отдавали «плохих» жаворонков и пряники детям со строгим наказом их не есть, а оставить в поле на шесте. Ведь если выпечку не съесть – предсказание не сбудется.
Но съедали птичек на праздник Жаворонки тоже не полностью. Головки обычно отдавали на съедение скотине или просто вручали своей матери, приговаривая: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Порой булочки и пряники крошили и разбрасывали по полям «на все четыре стороны», чтобы прилетевшие птицы могли угоститься. А девушки иногда кидали испеченных жаворонков через сарай, чтобы посмотреть, в какую сторону оно укажет. Считалось, что с той стороны у девушки и будет жених.
На праздник Жаворонки существовал и другой обычай для того, чтобы прогнать зиму. Например, вместе с пряниками и жаворонками выпекались сорок «орехов», которые затем в течение сорока дней выбрасывались на улицу по одному с присказкой : «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!».
Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.
Приложение №2
Физминутка «Жаворонок»
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел,
Дети выполняют маховые движения руками.
Порезвился в вышине,
Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз.
Спрятал песенку в траве.
Дети приседают, руками обхватывая колени.
Тот, кто песенку найдёт,
Будет весел целый год.
Дети стоят весело хлопают в ладоши.
Приложение №3
Загадки
1. Черный, проворный, кричит "крак", червякам враг! (Грач)
2. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце.
Птичка мала, да за морем была! (Ласточка)
3. Стоит ствол, на стволе кол.
На колу - дворец, во дворце - певец! Кто это? (Скворец)
4. Когда весенний лес весну торжественно встречает,
Колдунья серая усердно годы нам считает. (Кукушка)
5. Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит.
Он соло пел среди ветвей, певца назвали. (Соловей)
Список литературы
1. Диагностические методики изучения личности воспитанника УДО и методы психолого-педагогические диагностики [Текст]. – Оренбург: ДТДИМ,2015.-44с.
2. Евладова Е. Б, Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование
детей : Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М. :
Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 352 с.
3. Макеева, Т. Г. Диагностика мышления младшего школьника [Текст]. / Т. Г. Макеева. - М., Академия развития, 2015. -146с.
4. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. - М. : Айрис-пресс, 2013. - 176 с.
5. Кайгородцева М. В. Методическая работа в системе дополнительного образования. Материалы, анализ, обобщение опыта, 2016.
6. Чуракова, Р. Г. Программы по учебным предметам 1-4кл [Текст]. / Р. Г. Чуракова. -М. : Академкниг. Учебник, 2014.-145с.
Список рекомендуемой литературы для педагогов
1. Богатеева, З. А. Аппликации по мотивам народного орнамента [Текст] / З. А. Богатеева. – М. : Академия развития, 2014.- 350с.
2. Бойко, Е. А. Квиллинг, или бумажная филигрань [Текст] / Е. А. Бойко. - М. ,2015. - 44с.
3. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги [Текст] / Б. Г. Гагарин. - Издательство Ташкент, 1988.-54с.
4. Геронимус, Т. М. Мастерская трудового обучения в младших классах [Текст] / Т. М. Геронимус. – М. : Новая школа, 2014. -112с.
5. Геронимус, Т. М. Правила безопасности труда и личной гигиены для учащихся 1 – 4 классов в процессе трудовой подготовки Текст] / Т. М. Геронимус. - М. : Новая школа, 2014. -116с.
6. Диагностические методики изучения личности воспитанника УДО [Текст]. – Оренбург: ДТДИМ,2015.-62с.
7. Изобразительное искусство. Базовый образовательный минимум [Текст]. – Оренбург, ДТДИМ,2013.-42с.
8. Искусство – детям. Учебное пособие. - М. : Мозаика-синтез, №07, №8, №9, №10, №11-2013.
9. Макеева, Т. Г. Диагностика развития школьников: психологические тесты. / Т. Г. Макеева. - Ростов на Дону: Феникс,2014.-86с.
10. Макеева, Т. Г. Диагностика мышления младшего школьника [Текст]. / Т. Г. Макеева. - М., Академия развития, 2014. -146с.
11. Новикова, И. В. Аппликация из природных материалов [Текст]./ И. В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, 2016.-69с.
12. Петрушина, С. В. Вырезаем силуэты [Текст]. / С. В. Петрушина. – М. : Ассоциация 21век, 2016. -48с.
13. Проснякова Т. Н., Е. А. Мухина. Методические рекомендации к учебнику "Технология". - М. ,2015.-124с.
14. Романина, В. И. Дидактический материал по трудовому обучению [Текст]. / В. И. Романина. - М. : Мозаика-синтез,2015. -97с.
15. Ситникова,Т. Н. Интегрированные уроки в 3классе [Текст]./ Т. Н. Ситникова. - М. ,2014.-134с.
16. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста [Текст].2-е изд., стереотип. / авт. - сост. [Н. А. Тараканова], - Волгоград: Учитель,2015.-144с.
17. Смакова, А. Г. Дополнительная образовательная программа "Радуга" [Текст]. / А. Г. Смакова. - Оренбург,2009. -46с.
18. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология [Текст]. / Е. А. Сорокоумова. - М., Ассоциация 21век, 2016.-165с.
19. Тестопластика. Базовый образовательный минимум [Текст]. – Оренбург: ДТДИМ,2013.-26.
20. Феоктистова, В. Ф. К здоровью через движение [Текст]. / В. Ф. Феоктистова. - Волгоград, 2015.-77с.
21. Федотов, Г. Я. Поделки из природных материалов [Текст] / Г. Я. Федотов. – М. :АСТ-ПРЕСС,2015.-94с.
22. Черныш, И. В. Удивительная бумага [Текст] / И. В. Черныш. - М. :АСТ-ПРЕСС,2015.-69с.
23. Цирулик,Н. А., Проснякова,Т. Н. Умные руки [Текст]. / Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. - М. ,2015.-135с.
24. Цирулик,Н. А. ,Проснякова,Т. Н. Уроки творчества [Текст]. / Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. - М. ,2014.-144с.
25. Щеблыкин, И. К. Аппликационные работы в начальных классах [Текст]. / И. К. Щеблыкин. – М. : Ассоциация 21век, 2016.-133с.
26. Ячменева,В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7 -14 лет [Текст]. / В. В. Ячменева. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2016.-69с.
Список литературы для детей
1. Антонова, М. Р. Лепим, клеим, вырезаем… [Текст] / М. Р. Антонова. - М. : Издательство Эксмо,2016.-76с.
2. Грушина,Л. В. Азбука самоделок [Текст]./ Л. В. Грушина - М. : Издательский дом Карапуз,2016.-43с.
3. Детская коллекция идей. Журнал для детей. / – М., ЗАО ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА,2014.-87с.