Светлана зерщикова
Одаренные дошкольники в мире развивающих игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Одаренные дошкольники в мире развивающих игр и упражнений.
Подготовила воспитатель: Зерщикова Светлана Ивановна.
В современных условиях изучение одаренных детей становится одним из приоритетных научных направлений в силу следующих причин: интеллект - особый ресурс человеческой цивилизации; интеллектуальное производство - решающий фактор экономического развития, а интеллектуальное творчество выступает в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества. Только работа интеллекта может обеспечить возможность появления нового знания.
Публикация «Одаренные дошкольники в мире развивающих игр и упражнений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Одна из важнейших задач умственного воспитания дошкольников - развитие интеллектуальных умений и навыков т. е. формирование простейших способов умственной деятельности: исследование предметов, наблюдение за доступными пониманию ребенка явлениями, выделение существенных и несущественных признаков предметов, обнаружение и объяснение причинно-следственных связей, классифицирование, абстрагирование, сравнение, сопоставление, конкретизация, планирование, обобщение и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности и помогают ребенку успешно овладевать знаниями.
Упражнения и игры для развития творческого мышления.
Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми:
1. Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).
Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур.
2. Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.
Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги.
3. Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж.
Вся это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.
Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов
4. Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:
Светофор, мальчик, санки.
5. Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
6. Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
7. Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
8. Еще одно упражнение : дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.
9. Следующее задание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).
Рис. 4. Примеры необычного использования деталей строительного конструктора
Задача на логическую связку “не” (для 6 лет).
«Нарисуйте три домика»
Задание: в каждом из этих домиков живет только одна цифра – 1, 2 или 3.
Спросите: “Где какая цифра живет, если в первом домике нет цифр 1 и 2, а во втором не живет цифра 1?” Можно заменить цифры на фигуры. Возле каждого домика нарисуйте светофор. Пусть ребенок раскрасит цифры или фигуры, которые не живут в этом домике, в красный цвет, а те, которые живут – в зеленый.
Начнем с первого домика, где не живут цифры 1 и 2. Значит, в нем живет цифра 3. В других двух домиках живут цифры 1 и 2, так как эти цифры остались. Во втором домике не живет цифра 1, значит, в нем живет 2. Остался третий домик, где живет цифра 1.
Игра №1 «Маленький спектакль». (Для детей от 5 лет.)
Дети впитывают все новое, как губки. Для этого достаточно разыграть перед ними
мини – спектакль и вовлечь в игру.
Вот малышам предлагается пройти изображенный на карточке лабиринт и провести гномика по тропинке к волшебному кладу. Педагог рассказывает сказку о маленьком человечке и спрятанных сокровищах. И вот уже гномик отправился в путешествие, а малыши увлеченно помогают своему герою.
Игра №2 «Маленький спектакль». (Для детей от 5 лет.)
Зайчик и Мишка решили встретится около озера, Как им помочь? Для наглядности ребенок ставит на карточку фигурку и вот уже дети отправились к озеру и т. д.
Игра “Прими правильное решение”(для 6 лет)
Реши по какой дорожке лучше идти домой: по короткой, но опасной (без светофора, или по соседней, где идет стройка, а может по той, которая самая длинная ”.
Дети рассуждают, а педагог подсказывает свое решение проблемы.