таисия пешкун
ООД «Знакомство с русским народным костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с русским
Подготовила и провела
педагог дополнительного образования
Сотникова Руслана Николаевна
2013
Краткая аннотация к интегрированной НОД «Знакомство с русским народным костюмом»
Приобщение детей к народной культуре и развитию духовности – это вопросы, занимающие приоритетные позиции в российском дошкольном образовании. НОД такого рода являются актуальными и значимыми для подрастающего поколения.
Публикация «ООД „Знакомство с русским народным костюмом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Темочки
Образовательная деятельность построена на совместной театрализованной, игровой, словесной, изобразительной деятельности педагога и детей.
Цель:
Познакомить с историей русского костюма.
Побуждать к самостоятельной творческой деятельности.
Задачи:
В области обучения:
-познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма;
В области развития:
-развивать фантазию и воображение при выборе узора;
-расширять кругозор, развивать любознательность;
-способствовать развитию речи, обогащать словарный запас.
В области воспитания:
-прививать любовь к Родине, воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре, формировать эстетический вкус.
Музыкальный ряд:
-русские народные мелодии :
«Весёлая кадриль», «Светит месяц», «Не шей ты мне, матушка».
Зрительный ряд:
-репродукции современных художников, на которых изображены герои сказок в русских костюмах;
-иллюстрации к сказкам;
-куклы в русских народных костюмах.
Категория возраста: 5-6 лет
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций картин русских художников, где герои в русских народных костюмах;
-рассматривание слайдов с русскими костюмами;
- рассматривание русского народного орнамента;
-вырезание полосок трафарета с орнаментом.
Обогащение словаря: сорочка, косоворотка, порты, картуз.
Оборудование и материалы:
-ПК;
- кукла Матрёна;
-дидактическая игра: «Укрась сарафан»;
-картонные заготовки кукол (мальчики и девочки);
-трафареты с орнаментом;
-гуашь, кисточки, ватные палочки, поролоновые губки, баночки с водой;
-клеёнка, салфетки для рук.
Ход НОД:
-Здравствуйте, очень рада всех видеть! И поэтому я вам улыбаюсь. Хочу подарить свою улыбку Лере.
- Лера, подари свою улыбку Ване.
- Ваня, улыбнись Лизе (перечисляю всех детей).
-Ребята, а вы обратили внимание, что у нас на занятии сегодня гости?
-Давайте повернёмся и подарим улыбки им, а они в ответ улыбнутся нам.
Что мы родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём.
И берёзки, вдоль которых, взявшись, за руки идём.
Что мы родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
И рубиновые звёзды,
Звёзды мира над кремлём!
Беседа.
-О чём стихотворение?
-В какой стране мы живём?
-Назовите столицу нашей России?
-В каком городе живём?
-Мы с вами живём в современном мире, играем на компьютере, ездим на машине, носим модную одежду, но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались?
-Кто такие предки? Давайте уточним (люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки).
-Ребята, из каких источников, где мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, фильмов, из музеев).
-Вот сейчас, ребята, вы узнаете, какую же одежду носили наши предки, для этого мы отправимся с вами в мини-музей русского народного костюма. В музее находятся вещи, которые сложно найти дома или в магазине.
-Приглашаю вас в зал «Сказок».
-Посмотрите, пожалуйста, внимательно, из каких сказок эти иллюстрации? («Курочка ряба», «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
-Обратите внимание, как одета бабка. В сарафан, сорочку, платок, лапти (показываю и комментирую).
-Как одет дед (косоворотка, порты, лапти).
-На иллюстрациях к каким сказкам одежда рабочая (повседневная?
-На каких иллюстрациях одежда праздничная (нарядная?
-Сравните одежду Алёнушки и Снегурочки. В чём сходство, а в чем различие?
-В древней Руси шили и украшали одежду сами. И говорили: «Какова пряха, такова на ней и рубаха».
-Как вы думаете, почему так говорили?
-Ребята, вам понравилось в зале «Сказок»?
-Давайте вспомним, какую одежду носили предки.
-А сейчас я приглашаю вас в следующий зал – «Зал кукол».
-Посмотрите, сколько здесь разных кукол. Все они тоже одеты в русские народные костюмы.
-Рассмотрим женский костюм.
-Главная часть женского костюма – это сорочки и сарафан (показываю, дети повторяют).
-Обувь сапоги, лапти.
-Кокошник носили девушки по праздникам;
-Костюмы украшали бисером, стеклярусом, вышивкой, тесьмой (обратить внимание детей на орнамент)
-Теперь рассмотрим мужской костюм.
Главная часть мужского костюма – косоворотка (рубаха) и порты (порты от слова портной).
-На голове картуз.
-Обувь – сапоги, лапти.
Обобщение:
Главная часть женского костюма – сорочка, сарафан.
Главная часть мужского костюма – косоворотка (рубаха, порты.
- А что не похожее, разное вы заметили в костюмах? (рабочая – праздничная, разного цвета).
-В северных районах на Руси ткань серая, синяя (тёмных оттенков). Потому что на севере холодно, пасмурно.
-А в южных районах – жёлтая, красная (яркая). Потому что на юге тепло, светит ярко солнце, разнообразие цветов и зелени.
-Много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы шли все нарядные от мала до велика песни петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас экскурсия подошла к концу. Об одежде старинной мы немного разузнали, теперь можно и в народную игру поиграть.
Народная игра «Ручеек» (под песню «Светит месяц»)
Кукла Матрё на:
-Ребята, вы мне очень понравились, и я приглашаю вас в свою мастерскую, помогите мне, пожалуйста, украсить сарафаны и косоворотки на праздник для друзей.
-Поможем украсить наряды? Садитесь, пожалуйста, за столы.
Дидактическая игра «Укрась сарафан»
Показ слайдов (или открыток) – варианты рисунка орнамента.
Напоминаю, как работать с трафаретом, губкой, кисточкой, ватными палочками, красками.
Приглашаю детей приступить к творческой работе (можно предложить детям создать свой авторский узор) с такими словами:
-И не забывайте, «Какова пряха, такова на ней и рубаха».
Музыкальное сопровождение. Русская народная «Не шей ты мне, матушка», «Светит месяц»
(В практической части так же проводится физическая минутка и пальчиковая гимнастика)
Итог:
-Все закончили украшать наряды? Возьмите тогда кукол и покажите, пожалуйста, друг другу и Матрёне. Потрудились вы, ребята, на славу, какие замечательные получились сарафаны и косоворотки!
Матрё на:
- Спасибо, вы мне очень помогли. Ваши костюмы нарядные и красивые!
Приглашаю вас вместе с моими друзьями в хоровод!
(Русская народная «Весёлая кадриль»)
-А теперь, ребята, давайте, проводим Матрёну и её друзей, они хотят попасть на праздник в деревню ( коллективное панно: наклеивание фигур кукол на фон «Русская деревня»).
-Спасибо, вам, ребята, вот наше занятие и подошло к концу, до свидания, до новых встреч!