Байрта Хулхачиева
ООД в средней группе «Волшебный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представления детей о свойствах воздуха путем экспериментирования, развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление; обогащать словарь детей.
Задачи:
Образовательные:
• Уточнить и расширить знания детей о воздухе.
• Познакомить со свойствами воздуха (не видим, не имеет запаха, может передвигаться и т. д.) и способами его обнаружения.
• Формировать представление детей о значении воздуха для человека.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность, интерес к экспериментированию.
Оборудование: картина «Степь», полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, трубочки для коктейля, воздушные шарики, веера из бумаги.
Ход занятия
1. Дети полукругом становятся перед воспитателем.
- Ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей в группе. И сейчас мы поздороваемся со всеми нашим приветствием.
Коммуникативная игра «Доброе утро» на калмыцком языке
2. - Сегодня занятие у нас необычное, я предлагаю прослушать историю про Суслика, живущего в степи.
Демонстрация картины
История: далеко в степи жил маленький любознательный Суслик, у него было два друга: коротконогий ежик и длинноухий зайчонок. Они дружно и весело играли в степи. Больше всего они любили загадывать друг другу загадки. (стук в дверь, появляется Суслик)
-Здравствуйте, ребята. Я суслик, я пришел из степи.
- А почему ты грустный? Что с тобой приключилось?
- Мои друзья загадали мне загадку, а я не могу ее отгадать. Может, вы мне поможете?
- Ребята, давайте попробуем отгадать мы с вами эту загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
- Что же это? (Воздух)
- Конечно, это воздух – наш с вами волшебный друг, без которого мы не сможем жить.
Суслик: Я знаю, что такое тучи, что такое дождь, снег, а Воздух – что же это такое?
- Давайте, ребята, поможем Суслику узнать, что такое воздух. Вы согласны? (Да)
3. Итак, мы продолжаем наше занятие.
Ответьте Суслику:
Для чего нужен воздух? (Дышать)
Где находится воздух? (Вокруг нас)
А вот сейчас мы все это и проверим.
(дети стоят перед воспитателем)
Опыт № 1. Сделаем вдох, затем выдох носом, еще раз, поверните голову на право, на лево.
- Что мы сейчас сделали? (Дышали)
- Где находится воздух
ВЫВОД: Значит, мы воздухом дышим, и он окружает нас повсюду.
А каким воздухом полезно дышать? Дети: Чистым.
Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым?
Дети: Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, озеленять природу.
-Человек может жить без воздуха? А животные? (Не могут)
Опыт № 2 Давайте это проверим, сможем ли мы жить без воздуха.
Делаем глубокий вдох и закрываем носик пальцами.
ВЫВОД: Действительно это правда, ни животные, ни люди не могут не дышать, т. е. жить без воздуха.
Опыт№ 3
- Ребята, а мы можем увидеть воздух? (Нет)
- Почему? (Он прозрачный, невидимый)
-Но мы же знаем, что он есть. Он окружает нас. Вот как бы нам попробовать увидеть или почувствовать его.
-А теперь мы попробуем поймать воздух. Возьмите свои пакеты. Посмотрите они пустые? Выходите ко мне
Раскроем пакеты и начинаем ловить воздух. Набирайте воздух в пакеты. Закрывайте пакеты, чтобы воздух не вышел обратно. Посмотрите, мы поймали воздух.
- Как надулись пакеты. Что в пакетах ребята?
- Конечно ребята! Пакеты надулись, потому что там воздух.
-Возьмите заостренную палочку и проколите пакет, направьте поток воздуха на лицо
- что мы сделали?
ВЫВОД: Воздух невидим, его можно только почувствовать.
- Открыли пакеты выпустили воздух. Пакеты сложим в корзинку.
Опыт № 4
Вспомним, ребята, на прогулке мы наблюдали как качаются деревья кусты. Как мы назвали это явление в природе? (Ветер)
-Да это ветер. Он качает деревья и кусты. А что такое ветер?
(Движение воздуха)
- Попробуем сами создать движение воздуха, т. е. ветер с помощью веера, который каждый из вас сделал.
ВЫВОД: Движение воздуха — это ветер.
Физминутка «Ветер»
- А есть ли воздух внутри нас. Сейчас с помощью опыта мы проверим.
Опыт № 5
- Перед вами стакан с водой. Подвиньте к себе стакан, взяли трубочку, опустили в воду, и подуем в нее.
- Что мы видим, ребята? (Пузырьки)
- Как они там оказались? Была же просто вода.
ВЫВОД: Пузырьки — это воздух, который мы вдохнули, а потом выдохнули, подув в трубочку. Воздух получился в виде пузырьков.
- А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Опыт № 6 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
- Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
В:Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко, банан). Вы замечательно справились. Молодцы.
Вывод: Воздух может переносить запахи
4. Суслик: Ребята, спасибо, вы помогли мне понять, что такое воздух. Теперь, я знаю, что воздух находится вокруг нас и внутри нас, мы дышим воздухом, но он невидим. Когда я вернусь домой, я обязательно расскажу своим друзьям о волшебном воздухе.
-А теперь вам загадаю загадку
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В степи тюльпанчик расцветет.
Чтение знакомых стихотворений о весне
- Давайте поиграем. Наши дети не только умные, но и веселые и спортивные.
Игра «Серебряный пояс»
-Вы молодцы! Самые умные и талантливые у нас ребята!
Суслик дарит воздушные шары
Рефлексия
- Вам понравилось занятие? А что больше всего?
Самоанализ
организованной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе.
Тема ООД: «Волшебный воздух».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
В ходе ООД предполагалось решить следующие цели и задачи:
Цель: формировать представления детей о свойствах воздуха путем экспериментирования, развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление; обогащать словарь детей.
Задачи;
Образовательные:
• Уточнить и расширить знания детей о воздухе.
• Познакомить со свойствами воздуха (не видим, не имеет запаха, может передвигаться и т. д.) и способами его обнаружения.
• Формировать представление детей о значении воздуха для человека.
• Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность, интерес к экспериментированию.
Для успешного решения обозначенных задач использовала следующий материал:
целлофановые пакеты, веера, пластмассовые стаканы, трубочки,
Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач.
В ходе проведения занятия я использовала метод исследовательской деятельности - эксперимент, главное достоинство которого непосредственный контакт с предметами и материалами. Его применение дало детям реальное представление о воздухе, познание его свойств, качеств. Для активизации детей были использованы следующие методы: словесный (беседа, вопросы к детям, словесное поощрение) и практический (проведение экспериментов) и приемы: игровой (мотивация). А также здоровьесберегающие технологии (психологический настрой, физкультминутка).
При подготовке к занятию подобрала и продумала расположение и перемещение детей в предметно-пространственной среде. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Занятие состояло из четырё х взаимосвязанных между собой этапов: организационный момент, мотивационно-ориентировочный, поисково- практический, рефлексивно-оценочный.
На первом этапе создала у детей доброжелательный, психологический настрой.
На втором этапе в гости к ребятам пришел из степи Суслик и загадал загадку. Была создана проблемная ситуация «Рассказать суслику о воздухе», которая вызвала у них внутреннюю потребность включения в исследовательскую деятельность (т. е. познавательную мотивацию).
На третьем этапе решались все поставленные мною задачи.
Устанавливая причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования, дети закрепили знания о свойствах воздуха и смогли сделать выводы, применяя свои знания об окружающем мире. А именно:
- имея практический опыт наполнять предметы воздухом (воздушные шарики, целлофановые пакеты) дети смогли сделать вывод о том, что воздух вокруг нас;
- имея чувственный опыт и знания о цветах, о форме дети смогли сделать вывод о том, что воздух бесцветный, не имеет формы;
- на базе развитого чувства обоняния и знания запахов, дети смогли сделать вывод о том, что воздух без запаха;
- имея практический опыт наблюдений, дети смогли сделать вывод о том, что движение воздуха это ветер.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия.
В ходе занятия на поисково-практическом этапе я планировала развитие личностных качеств дошкольников: целеустремленность, настойчивость, решительность, умение размышлять, добиваться результатов, отстаивать свое мнение, обобщать результаты экспериментов, которые реализовались в исследовательской деятельности.
В ходе занятия я старалась активизировать речь детей и пополнить словарный запас новыми словами (воздух, бесцветный, невидимый). Соблюдение двигательного режима и дыхательные упражнения позволили повысить умственную работоспособность, предупредить утомление, поэтому дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.
В рефлексивно - оценочном этапе занятия дети закрепили полученные знания.
Дети проявляли самостоятельность и инициативу в процессе экспериментов.
Считаю, что поставленные мною задачи выполнены.