Любовь Федотова
Размышления об Иванушке-дурачке, Буратино и Незнайке
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы читаем сказки детям – русские народные, авторские. Многие персонажи сказок любимы детьми и дети, иногда, просят перечитать определенные сказки, а задумывались ли Вы – почему? Почему вообще дети любят сказки и почему одни персонажи очень симпатичны детям, а к другим они равнодушны? Почему в волшебных сказках симпатичен Иванушка – дурачок, а не умные братцы? Почему больший интерес вызывает Незнайка, а не Винтик и Шпунтик, например? Или Буратино, а не Пьеро?
Темочки:
Все очень просто! Персонажи, так интересующие детей, отличаются яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию, способностью принимать нестандартные решения и … очень похожи на самих детей. У всех этих персонажей ярко выражена поисковая деятельность и нестандартность принятых решений. Но говорить о чистом экспериментировании нельзя, потому, что как правило, в волшебных сказках есть помощники, которые направляют героя. В каждой сказке или сказочной повести герои ведут себя по – разному: у одних персонажей больше развита чисто поисковая деятельность, у других - есть и элементы экспериментирования, у третьих встречается и то, и другое частично.
Разберем на примере Иванушки. Он оказывается самым умным и самым благополучным в конце сказки. Вообще образ Ивана – это собирательный образ ребенка, который еще ничего не знает, но обладает любознательностью, не боится совершать ошибки, старается экспериментировать. В итоге добивается положительного результата. Образ помощника в сказках – это образ взрослого, призванного направлять действия ребенка в нужное русло, при этом, не мешая ему добиваться успехов и самоутверждения. Это как раз то, что необходимо при работе с детьми. Помощь может приходить и от Василисы, и от бабы Яги, и от других персонажей (все зависит от сказки) – дали клубочек, указывающий дорогу; помогли советами выбрать нужного коня – друга, который будет во всем помогать; подсказали, где искать смерть Кощея и т. д. При этом Иван сам отправляется в путь и справляется со всеми препятствиями, встречающимися на пути, так как полностью подсказки нет, есть только направление – а дальше уже сам. Иногда Иван сам совершает ошибки, которые приходиться исправлять – например, сжег кожу лягушки. Иван принимает и нестандартные решения – выбирает путь (у камня с тремя дорогами, где самому погибнуть, но коня сохранить. Хотя есть другие пути – жениться или быть богатым. Таким образом, Иван идет трудной, но правильной дорогой. Но исследовательским это поведение не назовешь, так как исследовательское поведение призвано развивать, а деятельность Ивана направлена больше на изменение ситуации в целом – поиск и возвращение Василисы; привезти по просьбе отца «молодильные» яблоки и живую воду для продолжения жизни. При этом его поведение не всегда правомерно, так как ему приходиться украсть: то жар – птицу, то Василису, то коня. Мало того, он не всегда слушает помощника, например, серого волка, и прихватывает еще и клетку золотую, и сбрую. При принятии нестандартных решений Иван руководствуется больше дивергентным мышлением - кажущимся нелогичным, но в итоге имеет верное решение и не одно: Василиса полюбила - в итоге сыграли свадьбу; стал богатым - получил полцарства в придачу. Для выделения исследовательских способностей не хватает конвергентного мышления – то есть логического объяснения действий. Но в том и суть сказки, в противном случае не было бы интриги, завязки и сказка была бы неинтересна, так как все можно было бы предвидеть.
Если говорить о Буратино, то у этого персонажа больше выражена любознательность, а, следовательно, поисковая деятельность. Он все время попадает с ситуации, требующие принятия нестандартных решений, чтобы выпутаться из них: закопал монетки на поле в «Стране Дураков», проткнул носом очаг и решил посмотреть, что там, спрятался в кувшине – и подслушал разговор о золотом ключике. Он, как маленький ребенок, доверяет взрослым – лисе Алисе, коту Базилио, но поучений не принимает ни от умного сверчка, ни нравоучений от Мальвины – «правильной девочки с хорошими манерами». Они его угнетают. При этом он добрый и старается прийти на помощь своим друзьям-куклам. Изучение окружающего мира генетически предопределено и, несмотря на то, что Буратино – это кукла, вырезанная из полена, это живая кукла и у него есть папа Карло – живой человек. Поэтому Буратино ведет себя, как живой и любознательный ребенок. А его непредсказуемость (это непредсказуемость обычного ребенка) делает эту сказку увлекательной. Буратино при его характере проявляет и черты экспериментирования, хотя сам этого и не осознает: закопанные монетки на поле – посмотрю, что вырастет и сколько, загляну в дырочку проткнутого холста с очагом – что там, а какой ключ подойдет. Но активность Буратино не всегда вписывается в принятые нормы поведения. Для сказки это не плохо, так как на этом внимание не заостряется. Здесь больше идет речь о дружбе, взаимопомощи и помощи другим.
И Незнайка. Основными чертами Незнайки являются хвастливость, невежество, смелость и сообразительность. По словам самого Носова, у Незнайки есть жизненный прототип: «Это ребёнок, ребёнок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время, — в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребёнку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться». (Н. Н. Носов. "О себе и своём творчестве"). Этим все сказано: смелость и сообразительность – черты поисковой активности и креативности. Сам того не замечая, он постоянно находится в поиске – то пробует себя в рисовании, то в конструировании. Его поступки не всегда правомерны, но для исправления ошибок всегда приходит помощь в лице человечков – друзей.
Таким образом, говоря о персонажах детских произведений, интересных для детей, можно говорить о том, что интересны – то те герои, которые очень похожи на самих детей в поступках, действиях, поведении. Им всем, как и детям, присуща поисковая активность, правда, не всегда вписывающаяся в принятые нормы, но так и положено сюжету, чтобы это было вторым планом и не бросалось в глаза. На первый план выступает только поиск, интрига, придающая суть сказке, нестандартность мышления, но правильность принятия решений и в итоге – счастливый конец.
Так и в нашей работе с детьми должны присутствовать поиск, эксперимент, наша помощь, если необходима и счастливый конец – успешный ребенок, покидающий детский сад и отправляющийся на следующий этап развития - в школу. А мы – помощники – взрослые, вспоминающие его с гордостью и удовлетворением!
А Вы как думаете?
Спасибо за внимание!