Татьяна Меркулова
Конспект НОД в подготовительной группе «Пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
Цель:
• закрепить и уточнить знания о зимующих птицах;
• уточнить понятия «зимующие»;
• уяснить строение птиц, внешние признаки;
• закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц;
• воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к «пернатым друзьям» и желание помочь им пережить суровый зимний период;
• развивать память, речь, внимание и творческое воображение у детей;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
• продолжать развивать мелкую моторику рук через конструирование птиц из бумаги в технике оригами.
Образовательные области – художественно-эстетическое, познавательное развитие.
Предварительная работа - наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций; рисование осеннего дерева – рябины; просмотр презентации «Зимующие, кочующие, перелетные птицы», выделение частей тела птицы, их формы, окраски, расположения; конструирование из бумаги в технике оригами в ходе кружковой деятельности.
Словарная работа - «зимующие», снегирь, синица, воробей, голубь, сорока, ворона; «оригами».
Материалы: картинки с изображением зимующих птиц, осенних пейзажей, кормушка, карандаши цветные, бумага для ручного труда (оригами, музыка – запись голосов птиц, Чайковский П. И. «Времена года – осень», музыка для занятий оригами, презентация «Зимующие птицы».
Организованная – образовательная деятельность.
1. Организационный момент.
Воспитатель загадывает загадку – Из яйца я родилась, в перышках, пушистая,
Подросла и поднялась в небо сине-чистое,
Два крыла и клюв стучится.
Угадали, кто я? (ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы! Ребята, так о ком же сегодня пойдет речь? (ответы детей) О птицах. Правильно! Послушайте стихотворение, которое вам прочитает (имя ребенка) про птиц.
«Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки».
Звучит музыка Чайковского П. И. «Времена года - осень». Под музыку воспитатель зачитывает стихотворение
Осенний лес стоит печальный.
Кто под листьями спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, почему так тихо в лесу? (ответы детей).
А почему птицы не поют? (ответы детей).
А разве все улетели? Осенью и зимой мы видим птиц? (ответы детей).
Ребята, все эти птицы не улетают от нас в теплые края на зиму, а остаются здесь, с нами. И в зимнюю стужу, в холода они живут рядом с нами. Поэтому они и называются зимующими. Им зимой очень холодно и голодно.
Предлагаю вам игру на внимание «Прилетели птицы…»
Я буду называть птиц, услышите название птицы, можно хлопать в ладоши. Только будьте внимательны!
Ну-ка, посчитай-ка, десять птичек стайка!
- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
- Прилетели птицы: голуби, куницы, чибисы, стрижи.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, галки, комары, кукушки, даже совы, плюшки, лебеди, скворцы. Все вы, дети - молодцы!
Проводится физкультминутка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Птица крыльями взмахнула, Птица перья отряхнула, Крылья убрала назад, Сделав очень важный взгляд. Посмотрела вправо-влево, Удивилась: «Что за дело? Нет тут птицы ни одной, Полечу-ка я домой». Полетела, полетела, В гнёздышко своё присела.
2. Рассказ о птицах.
Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежат вырезки из бумаги, своеобразные «пазлы», собрав которые мы поймем, кто же там изображен. Дети выполняют задание (разрезанные картинки – синица, сорока, снегирь). Звучит детская песенка «Кто же такие птички».
Воспитатель:
Какие это птицы? (ответы детей).
Что есть общего у всех птиц? (ответы детей).
Чем они отличаются? (ответы детей).
Чем покрыто тело птиц?
Для чего нужны перья? (ответы детей).
Как люди готовятся к зиме? (ответы детей).
Верно, ребята. Оказывается, что и птицы готовятся к зиме – меняют оперение на более густое и теплое. Между перышками – воздух, он не пропускает холод и задерживает тепло. В холода, вы, наверное, часто видели, что птицы не летают, а сидят нахохлившись. В эту пору нужно подкармливать птиц.
Воспитатель:
Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.
Показ презентации.
Слайд 1. В Воронежской области обитает около 290 видов птиц, из них 50- зимующие. В городе остаются зимовать воробьи, голуби, сороки, вороны, синицы. С более северных широт к нам прилетают снегири, свиристели, дрозды-рябинники. Зимующие птицы – это птицы, которые живут рядом с нами летом и остаются рядом жить и зимой. Слайд 2. Зимующие птицы – воробьи, синицы, голубь, сорока, ворона, снегирь, щегол, свиристели. Дети читают стихотворения о зимующих птицах и вывешивают на доске картинки соответствующих птиц. Про синичку - А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Слайд 3. Узнай и назови птиц, питающихся преимущественно плодами и семенами. Слайд4. Узнай и назови всеядных птиц. Слайд 5. Покормите птиц зимой! Снежные метели и обильные снегопады, гололед, а также часто меняющаяся погода и продолжительные сильные морозы всегда вызывают массовую гибель мелких птиц из-за недостатка пищи. Подкормите их утром или вечером. Это поможет сохранить жизнь многим зимующим птицам. Слайд 6. В зимний короткий день, собирая естественный корм, который очень трудно найти, птицы часто не успевают насытиться настолько, чтобы пережить ночь до утра. Если птицы изо дня в день не будут получать пищи, то они ослабеют и погибнут от истощения. Подкормившись на кормушке, они начинают усиленно разыскивать корм на деревьях в районе расположения кормушки.
Слайд 7. Изготовление кормушек. Кормушки могут быть любых размеров и из разных материалов: пластиковых бутылок, коробок из-под сока, из дерева. В хозяйстве всё в ход идет. Можно даже в обычную тарелку насыпать еду для птиц. Но ведь зёрна, семечки, хлеб нужно защищать от дождя, ветра и снега. Поэтому кормушка должна быть с крышей. Самая лучшая и практичная кормушка для птиц получается из дерева.
Слайд 8. Виды кормушек. Самая удобная для птиц кормушка – деревянная с крышей в виде домика. В кормушке-дозаторе между горлышком бутылки и столиком оставлена щель, через которую высыпается корм по мере того как птицы с ним расправляются.
Слайд 9. Правила содержания кормушек. Подсыпать корм следует регулярно, особенно зимой (иначе птицы перестанут прилетать). Желательно кормить птиц в одно и то же время. Лучше насыпать корм понемногу каждый день, чем помногу несколько раз в месяц.
3. Ручной труд (оригами) «Птичка» (снегири)
Проводится пальчиковая гимнастика –
Сколько птичек к кормушке нашей прилетело? (загибать пальчики)
2 синицы, воробей, 6 щеглов и голубей, дятел в пестрых перышках
Всем хватило зернышек!
Воспитатель: Ребята, как называется фигурка из бумаги? (ответы детей). Правильно! А какая страна является родиной этого прекрасного искусства? (ответы детей). Мы сегодня с вами сделаем птичку из бумаги в технике оригами. (По показу воспитателя дети складывают фигуру птиц). Звучит музыка для занятий по оригами.
Посмотрите, какая замечательная, дружная стая птиц у нас получилась!
Дети прикрепляют своих птичек на плакат с изображением осеннего дерева – рябины (предварительная работа – дети вместе с воспитателем рисовали осеннее дерево – рябину).
Воспитатель: Как мы с вами, ребята, сможем помочь нашим пернатым друзьям в холодную, зимнюю пору? (ответы детей).
Показ последних слайдов презентации. Ребенок под музыку читает стихотворение «Покормите птиц зимой».
Слайд 10. Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Слайд 11. Берегите наших пернатых друзей!
Дети танцуют под песенку «Мы хотим, чтоб птицы пели».
4. Итог занятия.
Воспитатель:
• Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего?
• Что нового и интересного вы узнали сегодня?
Я думаю, что теперь у каждого из вас около дома будет висеть кормушка, которую помогут вам сделать взрослые. Птицы быстро привыкнут к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, а птички обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней. А самое главное, я думаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому!
Дети вместе с воспитателем вешают на участке готовую кормушку.