Марина Лапышева
ООД старшей группе по рисованию «Народные промыслы на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД старшей группе по рисованию на тему :
Цель: совершенствовать знания детей о русских народных промыслах (гжель, хохлома, дымка).
Задачи:
воспитывать любовь к Родине, русским традициям, народному творчеству;
вызывать уважение к труду народных мастеров;
Публикация «ООД старшей группе по рисованию „Народные промыслы на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров;
продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи;
развивать монологическую речь;
обогащать словарный запас, продолжать учить детей употреблять в рассказе большое количество эпитетов;
закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных;
упражнять в образовании имён прилагательных от существительных;
продолжать учить выразительному рассказыванию стихотворений, эмоциональной окраске голоса;
развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка;
учить наносить изображение на различных текстурах (дерево, стекло, керамика);
развивать и совершенствовать чувство цвета;
развивать технические навыки работы с гуашью;
развивать внимание, познавательную активность;
способствовать развитию мелкой моторики.
Приёмы и техники рисования : рисование влажным по сухому; линия (прямая, волнообразная, спиралевидная, ломаная и т. д.); мазок; растяжка; точка, ритмический мазок, примакивание кистью; резерваж («обходка»).
Оборудование:
Мольберты
Магнитная доска
Столы для ярмарки
Атрибуты для мастеров (фартук, платок)
Гжельская и хохломская посуда
Дымковские игрушки
Изображения элементов дымковской росписи
Карточки с элементами хохломской росписи
Бумажные тарелочки
Вырезанные элементы гжельской росписи
Аудиозапись "Еле, еле – закружились карусели"
Обруч с лентами
Керамические игрушки для росписи
Загрунтованные дощечки
Стеклянные или фарфоровые тарелочки белого цвета
Гуашь
Стаканчики с водой
Кисти
Салфетки
Клеёнки
Предварительная работа:
1. Беседы о русских народных промыслах России.
2. Рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов.
4. Рисование (гжельская тарелочка, хохломская доска, жостовский поднос, русская матрешка, дымковский петушок, городецкий конь)
5. Раскраски на данную тему.
6. Заучивание стихотворений с детьми.
7. Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские народные промыслы России»
8. Оформление выставки «Наше творчество по мотивам народных промыслов»
Ход занятия
Дети входят в группу.
Скоморох (ребёнок) : Здравствуйте, почтенные господа!
Мы приехали на ярмарку сюда!
На ваш товар поглядеть,
Себя показать!
Вместе: Народ собирается, ярмарка открывается!
Воспитатель: Подходите ближе, гости-господа!
Просим вас пожаловать к мастерам сюда.
Вот в посуде гжельской неба синева,
Золотом покрыла доски хохлома.
От игрушек разных аж в глазах пестрит,
Это Чудо-Дымка нас к себе манит!
Дети со скоморохом подходят к товарам из хохломы.
Рассматривают посуду.
1 торговец (Вика) :
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка.
Ветка плавно изогнулась,
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая…
Дети: хохлома.
Воспитатель: Какая красивая посуда. Ребята, а что вы знаете о Хохломе и её мастерах?
Даниил: В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города.
Дима: Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом.
Воспитатель: С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная. А какой главный элемент хохломской росписи?
Дети. - Главный элемент в хохломской росписи это центральная линия - ветка, с которой начинается весь узор.
Дети: Этот элемент называется завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.
Воспитатель: В хохломе все элементы называют ласково. Это потому, что люди очень любили природу, любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод. Давайте поиграем с вами в игру «Назови ласково». Я буду называть элемент, а вы произносить правильно – ласково и находить карточку с изображением этого элемента.
- В хохломской росписи есть элемент осока (осочка).
- В узорах хохломской росписи есть элемент трава (травинка).
- В хохломских узорах рисуют усы (усики).
- Хохломские узоры украшают каплями (капельками).
- Хохломские узоры расписывают листьями (листочками).
- В хохломской росписи рисуют цветы (цветочки).
- В хохломской росписи рисуют ягоды (ягодки).
(Дети называют элементы хохломской росписи, находят соответствующую карточку)
Воспитатель Молодцы ребята! Может, вы и стихотворение о Хохломе знаете?
Ребё нок: Вы не знаете, ребята,
От чего и почему,
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, -
Вот чем славится она.
Дети переходят к следующему прилавку.
Воспитатель: Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
2 торговец (Ева) :
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает в полях васильковая,
Незабудковая …
Дети: Гжель
Воспитатель: Почему эту посуду называют гжелью?
Дети: В городе Гжель живут мастера, которые делают посуду.
Воспитатель: Как же она получается такой белоснежной?
Дети: Гжельскую керамику делают из белой-белой глины.
Воспитатель: Правильно. Рисуют на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получается посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо». А почему её так называют?
Дети: Мастера расписывают свою посуду синей краской разных оттенков.
Воспитатель. : Где расположен узор?
Дети: Узор расположен в центре.
Воспитатель. : Ребята, а вы любите изображать гжельские узоры? Хотите украсить тарелочки сине-голубым узором?
Дети выкладывают на бумажных тарелочках узоры из различных элементов.
Воспитатель: Какие красивые тарелочки у нас получились. А кто подготовил стихотворение о гжели?
Ребё нок: Расцветают на морозе
Хризантемы и ромашки.
Колокольчики и розы.
Украшают чашки, вазы
Сколько блеска, сколько глянца
В сине-белом том фаянсе!
Неужели, неужели
В Вашем доме нету Гжели?
Воспитатель: С давних пор люди на ярмарку не только за товаром ходили, а чтобы повеселится. Хотите на карусели прокатиться?
Физминука
Еле-еле-еле-еле закружились карусели (медленно идем по кругу)
А потом-потом-потом (немного ускоряемся)
Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся)
Тише, тише, не спешите (замедляемся)
Карусель остановите. Стоп!
Дети подходят к прилавку с Дымковскими игрушками.
3 торговец: Эй, ребята подходите,
На игрушки поглядите!
Восп. : Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барыня и свистулька и лошадки. Что же это за узор?
Дети: Это дымковские игрушки.
3 торговец: Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковский узор.
Воспитатель: Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Как называется такой праздник?
Дети: Этот праздник называется «свистуньей».
Воспитатель: Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины, смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет игрушки диковинные. Самое интересное, что слепив и закалив в печи фигурки, которые становятся крепкими и звонкими, их белят мелом, разведенным на молоке. И только потом начинают раскрашивать - расписывать.
В чём отличие дымковской росписи?
Дети: Особенность дымковской игрушки - простой геометрический орнамент.
Воспитатель: А из чего он состоит?
Дети: Он состоит из ярких пятен, кругов, овалов и полосок разной толщины.
Воспитатель: Сочетания каких цветов используют для этой росписи?
Дети: Используют сочетания красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и черного цветов.
Воспитатель: Словно из далекой доброй сказки пришло к нам чудо: зверюшки-веселушки, дивные дымковские игрушки.
Пальчиковая гимнастика «Козлик»
Вышел козлик из дверей,
Выгнул шею:
«Дай хлеба скорей!»
«Дай пирожок!»
Протянул копытце:
«Дай воды напиться!» Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру.
Правая рука сжимается в кулак.
Правая рука складывается лодочкой.
Воспитатель: Ребята, наши мастера так на ярмарку торопились, что не успели расписать все свои работы. Жаль, если кому-то не достанется поделки.
Дети предлагают мастерам свою помощь.
Воспитатель: Вы хотите помочь нашим ремесленникам? Тогда проходите в мастерскую и выбирайте, какой промысел вам больше нравится. Посмотрите, здесь есть дощечки. Из чего они сделаны? (из дерева) Значит они какие? (деревянные). А тарелочки из фарфора какие? (фарфоровые). А вот игрушки из керамики, какие они? (керамические).
Дети выбирают заготовленные заранее приготовленные дощечки, тарелочки и игрушки, расписывают их.
Воспитатель: А чтобы работа спорилась, на мольберте у вас расположены элементы росписи. Мы будем работать гуашью, она имеет свойство забивать ворс мягких кистей, чтобы этого не происходило нужно тщательно прополаскивать кисть, водя ворсом по дну баночки с водой.
После окончания рисования воспитатель подводит итоги рисования и предлагает детям рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.
Ребенок:
Ой вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные.
Расписали их, старались,
Подарить вам собирались!