Максимова Алевтина Владимировна
ООД по развитию речи в подготовительной группе «Пришла весна»
ООД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Пришла весна».
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.
Задачи:
• Углубить представления о сезонных изменениях в природе;
• Совершенствовать навыки детей в составлении описательного рассказа о весне по картине;
• Обогащать и активизировать словарь детей;
• Развивать связную речь детей, воображение, логическое мышление;
• Научить играть в новую игру «Цветные зонтики»;
Публикация «ООД по развитию речи в подготовительной группе „Пришла весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
• Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предшествующая работа:
• беседы о весне;
• чтение сказок, рассказов, стихов: «Весенние радости», «Как весна пришла», «Птицы», «Ручей»;
• рассматривание картин о весне, чтение рассказов.
Материал: картинка Весны, картинки для деления на компании, жёлтые
цветочки из бумаги разного размера, бумажные следы, солнышко для игры в
«Знатоки».
Ход ООД:
Организационный момент:
Воспитатель: - Дети, давайте посмотрим в окошко, какое сегодня замечательное, доброе и солнечное утро. Давайте мы с вами поприветствуем друг друга, ведь это так замечательно, когда мы вместе. А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте».
(воспитатель с детьми)
Здравствуй, солнце! Поднимают руки к солнышку.
Здравствуй, небо! Качают над головой руками.
Здравствуй, вся моя Земля! Руками делают круговые движения
Мы проснулись очень рано, Трут кулачками глаза
И приветствуем тебя! Руки разводят в разные стороны
(Слова произносит воспитатель)
Воспитатель: - Ребята посмотрите, солнечные лучи попали на ваши ладошки,
теперь вы маленькие солнышки, помощники большого солнца. Что делает
солнце?
Дети: - Светит, радует, греет всех.
Воспитатель: - А как вы, маленькие солнышки, можете всех согреть?
Дети: - Добрыми делами и поступками.
Воспитатель: - А кто-нибудь, что - то заметил новое в нашей группе?
(Обращаю внимание детей, что в группе на полу чьи - то следы).
Воспитатель: - Ну да, на полу чьи - то следы. Чьи же они могут быть? Давайте посмотрим с вами, куда они нас ведут? (К мольберту. Картинка Весны.)
Воспитатель: - Кто же это в гости к нам пожаловал?
Дети: - Весна.
Воспитатель: - Верно, к нам пришла Весна пожаловала.
- Послушайте, ребята, я расскажу вам стихотворение «Весна» А. Плещеева. Звучит фонограмма пения птиц.
«Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то;
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
«Весна!» —читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе,
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят, кто больше всех
Природы любит обновленье!
Воспитатель: - О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: - О весне, о ранней весне.
Воспитатель: - Назовите какие признаки весны вы услышали?
Дети: - Тает снег, бегут ручьи, птицы прилетают из теплых краев, деревья зеленеют, насекомые просыпаются, ярче светит солнышко, не метут метели.
Воспитатель: - Дети какие вы молодцы, а давайте теперь отдохнем с вами.
Физкультминутка «Про весну»
Солнце засветило, (Руки через середину поднять вверх)
Сугробы растопило. (Руки через середину опустить)
Теплую погоду принесла весна. (Руки в сторону - покружиться)
Грачи к нам прилетают (Махи руками)
И еж с медведем знают: (Руки прижать к груди, голову опустить, руки поднять вверх, чуть в стороны, указательный палец приставить ко лбу)
Пора им просыпаться, (Потянуться, посмотреть по сторонам)
Весною любоваться!
Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем с вами про весну, назовём друзей весны в нашей игре «Знатоки». Будем передавать вот это яркое солнышко, и рассказывать,
какие же признаки весны вы уже заметили и знаете. Готовы?
«Игра «Знатоки»
Воспитатель: - Замечательно, все молодцы! Смотрите нам улыбается Весна. Она очень довольна! Весна – красна, подарила нам с вами вот такие картинки, весенние, разные. Что мы можем сделать с этими картинками? Для чего она нам их подарила, как вы думаете?
Дети: - Чтобы мы смогли полюбоваться, нарисовали рисунки, составили рассказы и т. д.
Воспитатель: - Да, да, да, и полюбуемся, и нарисуем, а ещё можно по этим
картинкам составить интересные рассказы о весне. Но сначала мы с вами поделимся на команды, чтобы было удобнее работать. Возьмите небольшую
картинку о весне и найдите точно такую же на столе. Все собрали свои
команды? Замечательно! Выберите капитана и придумайте название
каждой своей команде.
Воспитатель: - Что же мы с вами решили будем делать?
Дети: - Составить интересные рассказы о весне.
Воспитатель: - Дети, при составлении рассказа обязательно надо подумать, как начать рассказ, как его продолжить, что произошло интересное, и чем рассказ закончить.
(Дети совещаются, сочиняют. Подхожу к командам, помогаю.)
Воспитатель: - Какая команда готова будет первыми рассказывать? Пожалуйста, выходите сюда, на коврик.
(Рассказывают по очереди все команды)
Воспитатель: - Ребята, а кто хочет сказать, чей рассказ вам больше всех
понравился и почему.
(Дети оценивают друг друга. Интересно, последовательно, точно. В рассказе есть начало, середина и конец. И т. д.)
Воспитатель: - Дети, мне тоже очень понравились ваши рассказы. Они получились очень интересные. А помните, как Алиса сказала, …
Спасибо всем. Весна очень довольна!
Пальчиковые игры
Подборка пальчиковой гимнастики по теме: «Весна».
Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.
Капают капели.
Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны.
И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
***
К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
***
Вырос цветок на весенней полянке, Неплотно соединяют ладони
Нежную голову робко поднял. Поднимают руки перед собой
Ветер подул - он качнулся неловко, Покачивают ладонями перед собой
Вперед и назад, налево, направо Вперед и назад, налево, направо.
Воспитатель: - Сегодня хочу научить играть в новую игру. Наша игра
называется «Цветные зонтики». Первую команду, приглашаю под красный зонтик, подойдите, пожалуйста. Встать нужно так, чтобы не выйти за границы вашего зонтика, чтобы дождик не намочил. Под каким зонтиком
вы встали? (Под красным). У каждой команды зонтик разных цветов. Команда вы проходите под жёлтый зонтик. Под каким зонтиком вы встали? (Под жёлтым). А вашу команду я приглашаю под зелёный зонтик. Под каким зонтиком вы встали? (Под зелёным). Вставайте удобно, чтобы все влезли, не намокли. Отлично, ребята!
- Все встали под разными зонтиками. А зачем встали – то, что мы будем делать под зонтиками?
Дети: -O-
Воспитатель: - А под нашими зонтиками нужно будет выполнять задания.
А задания будут все разные. Каждому зонтику будет интересное задание.
(Подхожу к зонтикам и даю задания).
Красный зонтик – придумайте чистоговорку на новый слог – ну.
Жёлтый зонтик – рассмотреть картинку и найти лишнее, доказать почему.
Зелёный зонтик – послушайте и запомните слова: солнце, сосулька, вода,
птица. Подумайте о том, как их можно назвать ласково; повторить эти же
слова со словом много.
Воспитатель: - Вот сейчас все зонтики закрытые, вы посовещайтесь между собой, а когда я вам скажу, раскройте зонтики, каждый зонтик должен встать полукругом. Совещайтесь.
(Команды совещаются, я им помогаю).
Воспитатель: - Команды вы готовы? Раскрывайте зонтики. (Подхожу к красному зонтику и спрашиваю). Какое же у вас было задание? (Придумать новую чистоговорку на слог - ну.) Давайте вас послушаем. (Дети говорят чистоговорку – ну: ну – ну - очень любим мы весну). Дети, получилась чистоговорка, справилась команда под красным зонтиком? Спасибо! Давайте эту новую чистоговорку скажем все вместе. А может ещё кто – нибудь придумает чистоговорку со слогом – ну. … Я придумала – ну – ну – ну – очень ждали мы весну.
(Подхожу к следующему зонтику).
Воспитатель: - Какое задание у вас? (Найти на картине лишнее).
Ну, что нашли? Что на этой картине лишнее?) Почему? Каких птиц вы там узнали? А рыба как называется? Почему у неё крылья? Для вашей команды — это новое задание? Ребята справились с заданием? (Да).
(Подхожу к следующему зонтику)
Воспитатель: - Вы готовы? Какие слова я вам назвала? Повторите. (Солнце,
сосулька, вода, птица). Называйте эти слова, только ласково. (Солнышко,
сосулечка, водичка, птичка). А теперь повторите эти же слова, но со словом
много: много солнца, много сосулек, много воды, много птиц. Получилось?
Справились с заданием? (Да). Трудно было?)
Воспитатель: - Все команды справились с моими заданиями? Вам понравилась новая игра? Чем понравилась? (Представляли зонтики, прятались под ними, закрывали и раскрывали зонтики, а ещё выполняли разные задания).
Вы молодцы!
Воспитатель: - А теперь, давайте сделаем большой круг и вместе дружно поиграем в игру «Добавь словечко». Для кого мы сегодня делаем добрые дела?
Дети: - Для Весны.
Воспитатель: - Конечно, для Весны. И, конечно же, в игре будем добавлять слово весна. Начинаем: Пришла …; Мы очень ждали …; Мы поём песни о …; Мы встречали …; Мы будем гулять …; Мы очень рады.
Воспитатель: - Посмотрите, а как Весна - то рада! Мы с вами, ребята, сегодня, как настоящие солнышки помогали и радовали нашу весну, столько добрых дел сделали. Наше большое солнце хочет узнать всем ли все понравилось, все ли справились с заданиями, было ли трудно? Оно приготовило вам яркие жёлтые цветочки, как солнышки, и предлагает украсить лесную полянку, чтобы быстрее наступила настоящая тёплая и солнечная весна. Кому было легко выполнять задания выберет большой цветочек, кому было труднее – цветочек поменьше, а кому было совсем трудно – самый маленький цветочек.
(Дети выбирают цветочки и прикрепляют на лесную полянку).
Воспитатель: - Ребята, какая же у нас получилась красивая полянка, настоящая весна! Полюбуемся! Красота! А где же Весна? Смотрите она к нам в гости пришла, вместе с солнышком и со своими друзьями для всех нас. А вам, детишки спасибо за ваши добрые дела!
Используемая литература:
1. Кобзева Т. Г., И. А. Холодова, Г. С. Александрова «Организация
деятельности детей на прогулке. Старшая и подготовительная группа».
2. Мазукабзова А. Х., Морозова М. Я. Искорка.
3. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1998.
4. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5 – 6, 6 - 7 лет»
5. Программа «Истоки» : Базис развития ребёнка – дошкольника/ Т. А.
Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и д. р. Науч. ред. Л. А. Парамонова и
д. р. - М: Просвещение, 2003г.
6. Социоигровая технология в работе со старшими дошкольниками. – СПб. :
ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2017 г.
8. Шулешко Е. Е. «Понимание грамотности. Условия успеха» сборник (под.
ред. А. С. Русакова. М. В. Ганькиной. 2011 г.