Светлана Нимакова
ООД по приобщению дошкольников к искусству. Знакомство с произведениями живописи А. И. Куинджи, Г. Г. Нисского «Радуга»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности (занятие) по приобщению детей
к искусству в подготовительной к школе группе:
«И опоясала полнеба румяной радуги дуга» (знакомство с произведениями живописи А. И. Куинджи, Г. Г. Нисского «Радуга»)
Подготовила: Нимакова С. И.
Публикация «ООД по приобщению дошкольников к искусству, Знакомство с произведениями живописи А, И, Куинджи, Г, Г, Нисского „Радуга“» размещена в разделах
МБДОУ «Детский сад № 49 «Веселый гном» Январь, 2018 г.
Образовательные задачи: Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Вызвать у детей интерес к природному явлению – радуге, к ее изображению; эмоциональный отклик на художественный образ, созданный пейзажистами.
Развивающие задачи: Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к искусству родного края, любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Словарная работа: палитра, жанр, цветовая гамма, природный пейзаж, линия горизонта, композиция.
Оборудование и материалы: мультимедийная презентация «Цвета радуги», аудиозапись мелодий лета, картины художников А. И. Куинджи, Г. Г. Нисского «Радуга», мнемотаблица, цветовая палитра, цветная соль, клей ПВА, альбомный лист.
Формы работы с детьми: просмотр презентации «Цвета радуги», рассматривание картин, составление рассказов по картине, используя мнемотаблицу, игровая деятельность.
Предварительная работа: эксперименты по образованию радуги, наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций с изображением радуги, чтение стихов и загадывание загадок о лете.
Ход занятия:
1. Приветствие.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я вас очень рада видеть! Представляете,
сегодня, я шла в детский сад и мне прямо с крыши в ладошку упала капелька.
Посмотрите! Какая она? (Слайд 1).
Дети: Мокрая, прозрачная, холодная, маленькая, большая и т. д.
Воспитатель: Вот, сколько рассказали про капельку, а капелька эта волшебная! И она приглашает нас в путешествие по удивительному миру капель! Ребята вы хотите отправиться в такое путешествие?
Воспитатель: Капелька! Ребята согласны отправиться в удивительное путешествие! Что? Что ты говоришь? (Воспитатель подносит к уху капельку, как будто прислушивается, что говорит капелька). Капелька Вам передала, что просто туда нам не попасть, надо для начала самим превратиться в капельки, сказав заклинание!
2. Подвижная игра «Превращение в капельки»
Вы за руки все возьмитесь,
Теперь присядьте, поднимитесь.
Потянитесь, покрутитесь
Друг другу мило улыбнитесь
И в капельки превратитесь!
Вот мы и превратились в капельки!
Воспитатель: Ребята мы с вами попали в удивительную страну капель! А скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое капельки, откуда они берутся и как появляются!
Дети: Знаем! С тучек появляются капли! Дождь — это много капель! Капельки росы бывают! А ещё бывают капельки слёз! Когда сосулька тает, она тоже по капелькам стекает! Капли из красок! (Слайд 2).
Воспитатель: Молодцы! Вы всё говорите правильно! Сначала капельки собираются в тучке, а когда их становится много в этой тучке, они падают на землю дождем! То есть дождь это много капель!
Воспитатель: После дождика вдруг выглянуло солнышко! Мы с вами в волшебной стране, давайте познакомимся с волшебными цветными каплями. (Демонстрация цветных капель). Капельки очень дружные и не представляют себя друг без друга.
Воспитатель: Ребята, в этой удивительной стране я хочу познакомить вас с волшебной палитрой. Она рассказала, что у цветных капель есть еще сестрички – краски. Они стали вместе играть, и во время игры капельки еще больше сдружились и узнали, что если смешать краски, то получится еще много-много красивых красок. Вдруг пошел сказочный дождик и быстро закончил лить свои слезки. Капельки увидели радугу. И каждая красочка-капелька увидела себя в этом красивом мостике, который соединил землю с небом.
Мир полон красок. Цвет способен радовать и огорчать. Цвета делятся на теплые и холодные. Зеленый – промежуточный цвет. Красный- цвет огня, жизни, он придает энергию и силы. Оранжевый – цвет солнца. Дает чувство радости, согревает, помогает при простуде. Желтый – цвет разума, улучшает память, помогает сосредоточиться. Зеленый – цвет природы, гармонии, укрепляет, освежает и успокаивает. Голубой – цвет солнечного неба. Синий – цвет покоя. Он дарит хороший сон, снимает усталость. Фиолетовый на языке цвета означает ночь, тайну, мудрость. Снимает напряжение. Все цвета умеют лечить. Это красивое и приятное лекарство! (Презентация «Цвета радуги).
Воспитатель: Вот в такой замечательной сказке мы сегодня с вами побывали. Ребята, скажите, пожалуйста, люди каких профессий в своей работе используют художественные краски? (Художники). А сейчас я вам предлагаю отправиться на экскурсию в мастерскую художника.
Воспитатель: Ребята, перед вами картина русского художника Архипа Ивановича Куинджи. Полюбуйтесь ею. (Аудиозапись звуков лета). Как бы вы назвали эту картину? (Картина называется «Радуга»). Какой формат полотна? (Горизонтальный). Какое время года изображено на картине? В каком жанре написана эта картина? (Природный пейзаж). О чем художник хотел рассказать в своей картине? Какое настроение она у вас вызывает? Как вы думаете, кто главный герой картины? Что же здесь необычного? Какую цветовую гамму использовал художник? (Да, необычен колорит картины. Он очень яркий, построен на цветовых контрастах: темно – фиолетово – синеватое, с зеленоватым оттенком у горизонта небо и лимонно – желтовато – зеленые травы. Колорит картины создает ощущение тревожности, опасности). Есть в картине солнце? Как узнали? (Солнечный луч зажег радугу, высветил края разорванных туч и зарумянил маленький кусочек облака в небе, а на земле лимонно – желто осветил даль). Что изображено на переднем плане? Над чем же сияет радуга? (Радуга сияет над бескрайним полем). Какого цвета трава? (Трава пронзительного зеленого цвета – это недавний дождь смыл с нее пыль и грязь, все краски стали резкими и четкими). Обратите внимание на цвет травы на холме. О чем это говорит? (На холме чуть поодаль трава пожелтела под солнечными лучами – скорее всего уже конец лета. Что и как изображено посреди поля? (Посреди поля проложена узкая дорога, которая немного размыта после сильного ливня и уходит далеко к горизонту). Где здесь линия горизонта? Что изображено на заднем плане картины? (Да, перед нами необъятные просторы земли и огромное, грозно нависшее небо. Гроза проходит, но она еще близко, наверное, можно слышать, как гулко гремит гром, время от времени небо пронзают зигзаги молний). Что на картине вызывает чувство радости и восхищения? А теперь пофантазируйте и представьте, что будет дальше происходить в природе?
Гимнастика для глаз.
Игра «Составь рассказ по картине» (мнемотаблица).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вашему вниманию еще одну картину о радуге – художника Георгия Григорьевича Нисского. Посмотрите, пожалуйста, и расскажите, что здесь интересного он увидел? (Аудиозапись звуков моря). Какое настроение вызывает у вас эта картина? Какой формат полотна? (Вертикальный). Что изображено на переднем плане? (Да, здесь как будто бы две радуги : одна – ажурный железнодорожный мост через большую реку, а другая – повисла в небе, начинаясь от середины моста. Это удивительное сочетание двух арок). В каком жанре написана эта картина? (Природный пейзаж). Какую цветовую гамму использовал художник? Какого цвета радуга? Какого цвета в ней больше? Какого цвета небо? (Правая сторона вся в сине – черно – коричневых тучах. Слева небо светлее, голубеет его чистый кусочек, видны бело – розовые, освещенные солнцем облака, но внизу, к горизонту, темнеют синие грозные тучи. Конструкция моста – там, куда упал солнечный луч, - кажется легкой, изящной, коричневато – белой). Какая линия горизонта? (Низкая). Что изображено на заднем плане? (Под мостом проходит ослепительно белый пассажирский пароход, мерно рассекающий темную воду. Луч солнца зажег радугу, осветил теплоход, часть моста, низкий правый берег с зеленью деревьев и корабли вдали).
Воспитатель: А сейчас, ребята, сравните две картины: они о радуге, даже название художники дали им одинаковое, но каждая рассказала об этом явлении по – своему.
Игра «Найди картину по палитре».
Цель: развивать у детей художественное восприятие, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины, соотносить ее с цветовой палитрой (холодной, теплой, контрастной) и с собственными ощущениями, находить картину, в которой звучит соответствующее палитре настроение.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать художниками и нарисовать радугу необычным способом – цветной солью.
Самостоятельная работа детей.
Рефлексия.
По окончании работы детей вывешиваются на стенд.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая замечательная выставка юных художников – пейзажистов у нас получилась. Картина дарит нам много радости, чтобы мы всегда могли любоваться красотой леса, луга, пруда, природу надо беречь и охранять.
Вопросы:
1. Какой рисунок полон ярких красок? Почему, ты так думаешь?
2. Какой рисунок вызывает у вас улыбку? Почему?
3. Чем запомнилась наша с вами встреча сегодня? О чем интересном вы узнали?
Вы все молодцы!