Надежда Войнова
«Времена года». ООД по познанию окружающего мира для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цели. Расширение и закрепление знаний детей об окружающем мире.
Задачи.
1. Развитие и расширение объема словаря, диалогической речи, речемыслительной деятельности.
2. Закрепление представлений детей о временах года, их характерных признаках и приметах.
3. Закрепление знаний о животном мире, птицах и насекомых, их жизни и деятельности в разные времена года.
4. Закрепление знаний детей об овощах и фруктах, как о продуктах питания.
5. Закрепление умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи; развитие наблюдательности, воспитание любознательности, бережного и заботливого отношения к природе.
Материал. Иллюстрации с изображениями: всех времен года; снеговика, ягод, осенних листьев, подснежников; детей в зимней, весенней, летней и осенней одежде; овощей и фруктов; животных, птиц, насекомых.
Предварительная работа. Дидактические игры, рассматривание картин и составление описательных рассказов; опыты и эксперименты в разное время года; художественное слово; прослушивание музыкальных произведений.
Ход занятия.
Сегодня я вам расскажу сказку, а заодно и проверим, внимательны ли вы. Слушайте.
Жил-был царь. Проснулся он как-то утром, посмотрел в окно – ничего не видно. Все окно узором затянуто.
- Почему окно было узором затянуто? (Потому что наступила зима)
Позвал он слугу и велел ему в саду малины набрать. Пошел слуга, но вернулся ни с чем.
- Почему? (Зимой ягоды не растут)
Решил тогда царь поохотиться на медведя.
- Как вы думаете, удачной была царская охота? Почему? (Зимой медведь спит в берлоге)
Вернулся царь к себе во дворец расстроенный. А во дворце царица сидит печальная, грустная. Захотелось царю ее порадовать. Послал слугу в лес за подснежниками.
- Удалось ли царю сделать приятное царице? Почему? (Подснежники появляются весной)
Тогда царь послал слугу в огород за яблочками. А слуга ничего не нашел.
- Почему? (Яблоки растут в саду и сорвать их можно осенью)
Видно, царь хоть и взрослым был, да не знал, что бывает в каждое время года и какое время года за каким идет. А также не знал, что где растет.
Ну а теперь посмотрим, как вы все знаете, не будете ли и вы что-нибудь путать.
Работа с пособием.
Задание «Определите, какие времена года изображены. Какие картинки подходят к этому времени года».
На столе лежат картинки с изображением летнего, осеннего, зимнего и весеннего пейзажа. Рядом лежат картинки (меньшего размера) с изображением снеговика, санок, подснежника, ягод, осенних листьев, кораблик плывет по ручейку, бабочка, грибы. Вызвать четырех детей и попросить объединить нужные картинки.
- Назовите все времена года.
- Что идет после лета (зимы, осени, весны?
- что было до весны (лета, зимы, весны?
Задание «Определите, какие времена года изображены. Распределите детей по временам года».
На столе лежат картинки с изображением всех времен года. Рядом лежат картинки (поменьше) детей, одетые по весеннему, осеннему, зимнему, летнему. Вызвать четырех детей и попросить объединить картинки.
- Назовите зимнюю (летнюю, осеннюю, весеннюю) одежду (обувь, головные уборы).
Физкультминутка
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
- А теперь давайте еще раз вспомним и назовем дни недели.
Задание «Во саду ли, в огороде»
- Помните, царь не знал, что растет в саду, а что в огороде. Давайте посмотрим, а как вы знаете.
На столе лежат картинки с изображением овощей и фруктов. Вызвать двух детей и попросить выбрать все, что растет в огороде (саду).
- Что растет в огороде? (Овощи)
- Что растет в саду? (Фрукты и ягоды)
Задание «Животные, птицы, насекомые»
На столе лежат картинки с изображением птиц, насекомых, птиц. Вызвать трех ребят и попросить выбрать только животных (птиц, насекомых). Каждый ребенок выбирает свою категорию.
- Чем покрыто тело животных? (Шерстью)
- Чем покрыто тело птицы? (Перьями)
Задание «Домашние и дикие животные и птицы».
На столе лежат картинки с изображениями птиц и животных. Вызвать двух детей и попросить собрать всех домашних (диких) животных и птиц. Каждый ребенок выбирает свою категорию.
- Какие животные впадают в спячку?
- Какие птицы улетают на зиму в теплые края?
Подведение итога занятия.
- Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами хорошо поработали. А главное мы выяснили, что вы не похожи на царя, который ничего не знает и все путает.