Бражкина Наталья Николаевна
ООД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья нашего края» в старшей группе
Форма организации: групповая совместная деятельность
Тема: «Деревья нашего края»
Цель: дать представление о деревьях и их строении.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям.
Развивающие:
Развитие зрительного восприятия, памяти, вербального воображения.
Публикация «ООД по ознакомлению с окружающим миром „Деревья нашего края“ в старшей группе» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные:
Воспитание любознательности, любви к родной природе;
Воспитание добрых взаимоотношений детей в группе.
Материал и оборудование: Картина «Лес», картинки «Деревья», стихи, загадки, карандаши, раздаточные карточки.
Ход ООД
Организационный момент:
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Гимнастика для глаз
Гроздья рябины на солнце горят,
Рябит от рябины в глазах у ребят. (Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд. В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдохнуть, повторить 3 раза).
Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?
Тогда отгадайте загадку:
В шубе летом,
А зимой раздеты. (Дерево)
Да, ребята, правильно.
Давайте посмотрим, что же в конверте?
Основная часть:
«Дуб и Рябина»
- Ой, Рябина-Рябинушка, что взгрустнула ты?
- Была я, Дуб, тонкой рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня ребятишки как липку, разделали под орех. Ни ягод на мне, ни сучков, ни веток - хоть в костёр головой! Хоть бы ты, Дуб, меня защитил.
- Что ты, что ты! Я сам теперь, голубушка, такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю-то осень жёлуди с меня сшибали, камнями да палками по голове молотили. Всю душу вытрясли! Был я дубом, стал дубиной… Н. Сладков
Ответьте на вопросы:
• О каких деревьях говориться в сказке? (показ картинки с изображением дуба и рябины);
• Кто обидел дуб и рябинку? (ответы детей);
• Какие деревья вы еще знаете? (ответы детей).
Ребята, дерево - это растение, имеющее один ствол. Ствол и ветки твердые. Деревья бывают лиственными и хвойными.
• Чем хвойные растения отличаются от лиственных? (ответы детей)
Лиственные деревья - это береза, рябина, дуб, клен, липа. (показ картинок с изображением деревьев);
Они имеют свои отличительные признаки:
• Наличие листьев.
• Осенью окраска листьев меняется.
• Все лиственные деревья сбрасывают свою листву. Это явление называется листопад.
В отличие от лиственных деревьев хвойные деревья не сбрасывают хвою осенью, поэтому другое их название – вечнозеленые. К хвойным деревьям относятся ель, сосна кедр, пихта. (показ картинок с изображением деревьев);
• Назовите два хвойных и два лиственных дерева? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика «Деревья».
Вот деревья :
Клен, рябина, липа,
Дуб, береза, вяз,
Ясень, тополь, елка, пихта,
Мы в лесу встречаем вас.
(Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами. Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке.)
Задание: Раскрасьте деревья. Назовите лиственные деревья. Обведите карандашом хвойные деревья.
Чем похожи и чем отличается ель и сосна?
Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад (2 раза)
А теперь дети, я хочу прочитать вам рассказ про сухостойное дерево.
Ребята, наши леса богаты разными деревьями. Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого я подготовила для вас загадки (читаю загадки)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту-
В высоту. (сосна)
Весною зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы (рябина)
Кудри в речку опустила,
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (ива)
Что же за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголки круглый год. (елка)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
С моего цветка берет
Пчела самый вкусный мед.
А меня все обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (липа)
Игра «Набери желудей»
Детям раздается карточки с цифрами. Каждый ребенок должен набрать сколько желудей (рассыпанных на ковре, сколько обозначено цифрой на его карточке.
Итог:
• О чем мы сегодня говорили?
• Что вам больше всего понравилось?
• О чем вы могли бы рассказать своим родителям дома?