Людмила Тормышова
ОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 0»
Тема: «Число и цифра 0».
Цель:
- сформировать представление о числе 0, способе его записи (печатания) в клетках, месте в числовом ряду и на числовом отрезке, сравнении, сложении и вычитании с 0;
- актуализировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия : предметов;
- тренировать умение соотносить числа с символами на основе пред-ставлений о взаимосвязи между частью и целым и порядке следования чисел в числовом ряду;
Материалы к занятию:
Публикация «ОД по ФЭМП в подготовительной группе „Число и цифра 0“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 0 (ноль)
- Темочки
Раздаточный: счетные палочки, карточки с цифрами 0, 7, 8, тетради, карандаши, вьетнамская игра (схемы «Заяц», «Рыба», карточки с числами от 0 до 9.
Ход занятия.
Введение в ситуацию.
- Ребята, мы отправляемся на прогулку в лес. Перед нами 3 тропинки. Идем по первой, нам встречаются грибы. Сколько их? Посчитайте и результат покажите на карточке. (8). Идем по следующей тропинке, видим ежей. Сколько? Покажите результат на карточке. (7). На третьей тропинке мы кого-то встретили? (Нет). Какой цифрой обозначим этот результат? (0)
- Знаете ли вы, как правильно печатать цифру 0? (Да, нет.)
Воспитатель предлагает детям попробовать самостоятельно выложить цифру 0 с помощью палочек.
Дети подходят к столам, на которых находятся счетные палочки.
Дети выкладывают цифру 0. Воспитатель побуждает детей к тому, чтобы у каждого получился не один вариант.
Воспитатель подводит итог: отсутствие предметов обозначается числом ноль
Включение нового знания в систему знаний.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть первый рисунок и рассказы-вает, что осенью весь урожай с грядок сняли. Таня и Ваня решили отвезти в город огурцы и положили их в сумки.
- Сколько огурцов в первой (второй) сумке? (В первой - 6 огурцов, в: второй - ни одного, т. е. 0.)
- Как вы думаете, какую сумку понесет Ваня, а какую Таня?
- Почему вы думаете, что полную сумку понесет мальчик?
Привезли дети огурцы домой и сложили в одну кастрюлю.
- Сколько огурцов в кастрюле? (6 огурцов.)
- Почему целое равняется первой части? (Потому что второй части не было, она равна 0.)
- Какое равенство можно записать?
Дети сначала проговаривают, а затем записывают в клетках:
6 + 0 = 6
Воспитатель записывает равенство на доске.
- Какой вывод можно сделать? (Если к какому-либо числу прибавить 0, то получится то же число.)
Дети рассматривают второй рисунок. Воспитатель рассказывает, что у Тани было две коробки для игрушек, которые занимали много места, и Таня решила все сложить в одну коробку.
- Сколько игрушек было в первой (второй) коробке? (В первой коробке было 0 игрушек, во второй — 2 игрушки.)
- Что получилось при сложении? (При сложении в коробке оказалось 2 игрушки.)
- Какое равенство можно записать?
Дети сначала проговаривают, а затем записывают в клетках:
0 + 2 = 2
Воспитатель записывает равенство на доске.
- Какой вывод можно сделать? (Если к числу 0 прибавить какое-нибудь число, то получится то же самое число.)
Дети рассматривают третий рисунок. Воспитатель рассказывает, что у бабушки был день рождения, и Таня с Ваней купили ей букет цветов.
- Сколько цветков было в букете? (3 цветка.)
- Сколько цветков подарили дети бабушке? (3 цветка.)
- Сколько цветов осталось у детей? (Ничего не осталось.)
- Какое равенство можно записать?
Дети сначала проговаривают, а затем записывают в клетках:
3 - 3 = 0
Воспитатель записывает равенство на доске.
- Какой вывод можно сделать? (Если из какого-либо числа вычесть то же самое число, то получается 0.)
Дети рассматривают последний рисунок. Воспитатель рассказывает, что к Тане пришли поиграть подружки и мама угостила их яблоками, но девочки заигрались и яблоки не съели.
- Что лежит в первом мешке? (Яблоки, которые положила мама.)
- Почему второй мешок пустой? (Потому что девочки ничего не съели.)
- Сколько яблок осталось? (Сколько было, столько и осталось - 4.)
- Какое равенство можно записать?
Дети сначала проговаривают, а затем записывают в клетках:
4 - 0 = 4
Воспитатель записывает равенство на доске.
- Какой вывод можно сделать? (Если из какого-либо числа вычесть 0, то останется то же самое число.)
Игра с цифрами
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что Таня с подружками решили поиграть и приглашают детей поиграть вместе с ними.
Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с числами от 1 до 9 (на 9 человек). Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать карточку с числом, которое больше 0. Дети разбирают все карточки.
- Какой вывод можно сделать? (Все числа больше 0.)
Далее воспитатель предлагает детям представить, что числа ожили и пошли гулять. Дети двигаются по группе, затем останавливаются.
Пора числам возвращаться домой.
- Первым пришло число, которое получится, если к 5 прибавить 0.
Ребенок, у которого в руках карточка с числом 5, должен выйти вперед.
- Все думают так же?
- Почему вы считаете, что если к 5 прибавить 0, то получится 5? (Потому, что число 0 означает отсутствие предметов. Значит, если к 5 ничего не прибавлять, то получится 5.)
- Следующим пришло число, которое получится, если от 8 отнять 0.
После того как выйдет ребенок с числом 8, воспитатель предлагает объ-яснить, почему он считает, что если от 8 отнять 0, то получится 8.
Далее воспитатель предлагает зайти в свои дома следующим числам :
- Число, которое получится, если от 2 отнять 0.
- Если к 9 прибавить 0.
- Если от 7 отнять 0 и т. д.
После того как дети образуют числовой ряд, воспитатель задает вопрос:
- Чем все последующие числа отличаются от предыдущих (Они больше на 1)
- Чем все предыдущие отличаются от последующих? (Они меньше на 1)
Воспитатель называет числа, дети называют предыдущие. Последним воспитатель называет число 1. Предыдущим является число 0.
- Есть ли у числа 0 предыдущее число?
Как правило, дети отвечают, что такого числа нет. Воспитатель рассказывает, что числа, которые стоят перед 0, есть, и о них дети узнают в школе.
- В каком месте живет 0?
Дети должны объяснить, что место 0 левее 1.
Игра «Школа».
Дети садятся за столы и работают с числовым отрезком.
Воспитатель рассказывает, что Ваня-учитель попросил Таню-ученицу от 9 отнять 4.
— Как Таня должна это сделать?
Дети рассказывают:
«Находим число 9, от него делаем 4 шага влево и оказываемся в числе 5.
Значит, если от 9 отнять 4, получится 5».
Дети рисуют в своих тетрадях дугу и записывают ответ. Для проверки воспитатель рисует дугу на числовом отрезке, изображенном на доске, и записывает равенство:
9-4 = 5
Воспитатель говорит, что Ваня-учитель просит от 5 отнять 3 (затем от 2 отнять 1).
Дети выполняют задание самостоятельно. Для проверки воспитатель проделывает то же самое на доске.
Воспитатель говорит, что Ваня-учитель просит от 1 отнять 1.
- От какого числа начнете движение? (От числа 1.)
- Сколько шагов влево вы сделаете? (1 шаг.)
- Стоит ли в этом месте какое-либо число? (Нет.)
- Как вы думаете, какое число может стоять в этом месте? (Число 0.)
- Почему? (Потому что если от числа отнять это же число, то ничего не останется.)
- Какое равенство можно записать?
Дети сначала говорят, а затем записывают:
1-1=0
- Какое число является предыдущим числу 1? (Это число 0.)
Воспитатель пишет 0 в начале числового отрезка. Дети делают это в тет-радях.
Воспитатель делает вывод: 0 - это начало отсчета.
Вьетнамская игра. На доске помещаются схемы «Заяц» и «Рыба». Дети составляют фигурки из деталей вьетнамского круга.
Тема: «Число и цифра 0».
Цель:
- сформировать представление о числе 0, способе его записи (печатания) в клетках, месте в числовом ряду и на числовом отрезке, сравнении, сложении и вычитании с 0;
- актуализировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия : предметов;
- тренировать умение соотносить числа с символами на основе пред-ставлений о взаимосвязи между частью и целым и порядке следования чисел в числовом ряду;
Материалы к занятию:
Раздаточный: счетные палочки, карточки с цифрами 0, 7, 8, тетради, карандаши, вьетнамская игра (схемы «Заяц», «Рыба», карточки с числами от 0 до 9.
Ход занятия.
Введение в ситуацию.
- Ребята, мы отправляемся на прогулку в лес. Перед нами 3 тропинки. Идем по первой, нам встречаются грибы. Сколько их? Посчитайте и результат покажите на карточке. (8). Идем по следующей тропинке, видим ежей. Сколько? Покажите результат на карточке. (7). На третьей тропинке мы кого-то встретили? (Нет). Какой цифрой обозначим этот результат? (0)
- Знаете ли вы, как правильно печатать цифру 0? (Да, нет.)
Воспитатель предлагает детям попробовать самостоятельно выложить цифру 0 с помощью палочек.
Дети подходят к столам, на которых находятся счетные палочки.
Дети выкладывают цифру 0. Воспитатель побуждает детей к тому, чтобы у каждого получился не один вариант.
Воспитатель подводит итог: отсутствие предметов обозначается числом ноль
Включение нового знания в систему знаний.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть первый рисунок и рассказы-вает, что осенью весь урожай с грядок сняли. Таня и Ваня решили отвезти в город огурцы и положили их в сумки.
- Сколько огурцов в первой (второй) сумке? (В первой - 6 огурцов, в: второй - ни одного, т. е. 0.)
- Как вы думаете, какую сумку понесет Ваня, а какую Таня?
- Почему вы думаете, что полную сумку понесет мальчик?
Привезли дети огурцы домой и сложили в одну кастрюлю.
- Сколько огурцов в кастрюле? (6 огурцов.)
- Почему целое равняется первой части? (Потому что второй части не было, она равна 0.)
- Какое равенство можно записать?
Дети сначала проговаривают, а затем записывают в клетках:
6 + 0 = 6
Воспитатель записывает равенство на доске.
- Какой вывод можно сделать? (Если к какому-либо числу прибавить 0, то получится то же число.)
Дети рассматривают второй рисунок. Воспитатель рассказывает, что у Тани было две коробки для игрушек, которые занимали много места, и Таня решила все сложить в одну коробку.
- Сколько игрушек было в первой (второй) коробке? (В первой коробке было 0 игрушек, во второй — 2 игрушки.)
- Что получилось при сложении? (При сложении в коробке оказалось 2 игрушки.)
- Какое равенство можно записать?
Дети сначала проговаривают, а затем записывают в клетках:
0 + 2 = 2
Воспитатель записывает равенство на доске.
- Какой вывод можно сделать? (Если к числу 0 прибавить какое-нибудь число, то получится то же самое число.)
Дети рассматривают третий рисунок. Воспитатель рассказывает, что у бабушки был день рождения, и Таня с Ваней купили ей букет цветов.
- Сколько цветков было в букете? (3 цветка.)
- Сколько цветков подарили дети бабушке? (3 цветка.)
- Сколько цветов осталось у детей? (Ничего не осталось.)
- Какое равенство можно записать?
Дети сначала проговаривают, а затем записывают в клетках:
3 - 3 = 0
Воспитатель записывает равенство на доске.
- Какой вывод можно сделать? (Если из какого-либо числа вычесть то же самое число, то получается 0.)
Дети рассматривают последний рисунок. Воспитатель рассказывает, что к Тане пришли поиграть подружки и мама угостила их яблоками, но девочки заигрались и яблоки не съели.
- Что лежит в первом мешке? (Яблоки, которые положила мама.)
- Почему второй мешок пустой? (Потому что девочки ничего не съели.)
- Сколько яблок осталось? (Сколько было, столько и осталось - 4.)
- Какое равенство можно записать?
Дети сначала проговаривают, а затем записывают в клетках:
4 - 0 = 4
Воспитатель записывает равенство на доске.
- Какой вывод можно сделать? (Если из какого-либо числа вычесть 0, то останется то же самое число.)
Игра с цифрами
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что Таня с подружками решили поиграть и приглашают детей поиграть вместе с ними.
Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с числами от 1 до 9 (на 9 человек). Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать карточку с числом, которое больше 0. Дети разбирают все карточки.
- Какой вывод можно сделать? (Все числа больше 0.)
Далее воспитатель предлагает детям представить, что числа ожили и пошли гулять. Дети двигаются по группе, затем останавливаются.
Пора числам возвращаться домой.
- Первым пришло число, которое получится, если к 5 прибавить 0.
Ребенок, у которого в руках карточка с числом 5, должен выйти вперед.
- Все думают так же?
- Почему вы считаете, что если к 5 прибавить 0, то получится 5? (Потому, что число 0 означает отсутствие предметов. Значит, если к 5 ничего не прибавлять, то получится 5.)
- Следующим пришло число, которое получится, если от 8 отнять 0.
После того как выйдет ребенок с числом 8, воспитатель предлагает объ-яснить, почему он считает, что если от 8 отнять 0, то получится 8.
Далее воспитатель предлагает зайти в свои дома следующим числам :
- Число, которое получится, если от 2 отнять 0.
- Если к 9 прибавить 0.
- Если от 7 отнять 0 и т. д.
После того как дети образуют числовой ряд, воспитатель задает вопрос:
- Чем все последующие числа отличаются от предыдущих (Они больше на 1)
- Чем все предыдущие отличаются от последующих? (Они меньше на 1)
Воспитатель называет числа, дети называют предыдущие. Последним воспитатель называет число 1. Предыдущим является число 0.
- Есть ли у числа 0 предыдущее число?
Как правило, дети отвечают, что такого числа нет. Воспитатель рассказывает, что числа, которые стоят перед 0, есть, и о них дети узнают в школе.
- В каком месте живет 0?
Дети должны объяснить, что место 0 левее 1.
Игра «Школа».
Дети садятся за столы и работают с числовым отрезком.
Воспитатель рассказывает, что Ваня-учитель попросил Таню-ученицу от 9 отнять 4.
— Как Таня должна это сделать?
Дети рассказывают:
«Находим число 9, от него делаем 4 шага влево и оказываемся в числе 5.
Значит, если от 9 отнять 4, получится 5».
Дети рисуют в своих тетрадях дугу и записывают ответ. Для проверки воспитатель рисует дугу на числовом отрезке, изображенном на доске, и записывает равенство:
9-4 = 5
Воспитатель говорит, что Ваня-учитель просит от 5 отнять 3 (затем от 2 отнять 1).
Дети выполняют задание самостоятельно. Для проверки воспитатель проделывает то же самое на доске.
Воспитатель говорит, что Ваня-учитель просит от 1 отнять 1.
- От какого числа начнете движение? (От числа 1.)
- Сколько шагов влево вы сделаете? (1 шаг.)
- Стоит ли в этом месте какое-либо число? (Нет.)
- Как вы думаете, какое число может стоять в этом месте? (Число 0.)
- Почему? (Потому что если от числа отнять это же число, то ничего не останется.)
- Какое равенство можно записать?
Дети сначала говорят, а затем записывают:
1-1=0
- Какое число является предыдущим числу 1? (Это число 0.)
Воспитатель пишет 0 в начале числового отрезка. Дети делают это в тет-радях.
Воспитатель делает вывод: 0 - это начало отсчета.
Вьетнамская игра. На доске помещаются схемы «Заяц» и «Рыба». Дети составляют фигурки из деталей вьетнамского круга.