Анна Морозова
Конспект ООД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Музей истории вычислительной техники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
познакомить с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; расширять представления о предметах облегчающих труд людей; закреплять представления о компьютере, его составных частях; активизировать познавательную деятельность; воспитывать интерес к счётным устройствам.
Программное содержание:
формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах (любое исследование приводит к появлению чего – то нового, необходимого для развития общества, для облегчения труда человека).
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект ООД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе „Музей истории вычислительной техники“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
– познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком (подача материала производится с опорой на имеющий опыт дошкольников)
Развивающие задачи:
– развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира
– активизировать познавательную деятельность детей
Воспитательные задачи:
– воспитывать любознательность
– воспитывать умение работать сообща, в подгруппах
Материалы и оборудование: Телевизор, компьютер, мультимедийная презентация «Музей истории вычислительной техники», картинки с изображением счётных устройств, счёты, калькулятор, камешки, веревочки, счетные палочки.
Предварительная работа:
– знакомство с понятием «счетное устройство»
– знакомство со счетами, принцип вычисления на них
– знакомство с калькулятором, принципом простейшего вычисления на нем
– знакомство с компьютером, его устройством
– беседа «Компьютер в жизни человека»
– рисование на тему «Мой компьютер».
Ход занятия:
Вводная часть.
Организационный момент. - Здравствуйте, дети! Я, снова приглашаю вас в путешествие, в мир электроники. Закрываем глаза (под музыку перемещаемся в мир электроники).
- Мы сегодня с вами познакомимся с историей развития компьютерной техники.
- Для чего можно использовать компьютер? (Ответы детей. Играть, рисовать красивые картинки, печатать, как на пишущей машинке, задачки по математике решать, ракетой управлять.)
- А где ты и твои друзья встречали компьютеры? (У меня дома есть компьютер, у папы на работе, в кассе авиабилетов, на вокзале в справочной и т. п.)
- Люди придумали компьютеры, чтобы быстро выполнять сложные расчеты. И не случайно вначале их назвали электронными вычислительными машинами или, сокращенно, ЭВМ. Но компьютеры могут решать не только математические задачи. Человек научил их управлять космическими кораблями, различными машинами, механизмами и даже целыми заводами. Сейчас и дома компьютеры становятся незаменимыми помощниками. А сколько разных сведений хранят компьютеры в своей памяти! Они всегда к вашим услугам и в любой момент мгновенно дадут нужную справку ученому и врачу, инженеру и учителю, писателю и композитору, конструктору и агроному – всем может помочь компьютер.
(Читаю стихотворение, ребята хором называют устройство, показанное мной).
“Оглянись, дружок, вокруг!
Вот компьютер – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит!
Может он ребят учить,
Может он станок включить,
Папе, дедушке и тете
Он поможет на работе:
Стало легче с ним, чем прежде,
Дом построить, сшить одежду.
И послать ракету к звездам
Без него не так-то просто!
Даже вылечить больного
Он поможет – что ж такого!”
Наверху машины всей
Размещается дисплей –
Словно смелый капитан!
А на нем – горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Под дисплеем – главный блок,
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут “системным”.
Вот, познакомьтесь – дисковод!
Если с дисководом дружен –
То и справочник не нужен:
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится дискета –
Там записаны программы
И для папы, и для мамы!
Там веселых игр десятки
Друг за другом по порядку!
Блок системный всё, что нужно,
У нее узнает. Дружно
Трудятся они вдвоем
Утром, вечером и днем!
Это вот – клавиатура.
Вот, где пальцам физкультура
И гимнастика нужна!
Пальцы прыгать тут должны!
А вот это – принтер, братцы.
Тут нам надо разобраться.
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу втащит.
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент.
Вот теперь, дружок, немного
Ты с компьютером знаком.
Если дальняя дорога
Приведет его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
“Мой компьютер – лучший друг!»
- Молодцы!
II/ Основная часть.
Ребята, мы свами продолжаем путешествие в прошлое предметов. На предыдущем уроке мы с вами История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем-то считать. Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. (Слайд №3) Пальцы и были самым первым счетным устройством. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног. У многих народов пальцы рук долго служили инструментом для счёта. (Слайд №4)
– Давайте попробуем посчитать, используя пальцевый счёт.
– Удобно считать? Почему нет?
– Да, пальцевый счёт оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30 и более.
– Следующим шагом в развитии счёта стало использование палочек, камешков, бусин. Индейцы племени Майя придумали свой способ счёта – на узелках (верёвках) – узелковые счёты. (Слайд №5)
Считать приходилось много, и возникла потребность в изобретении устройств, помогающих счету, то есть счетных устройств.
Первый помощник человека в счете появился очень давно (в V в. До н. э.) в Греции и Египте, и назывался абак. (Слайд №6) «Абак» – слово греческое, переводится как «счетная доска». Это была обычная доска с полосками, вдоль которых складывались камешки. Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками. Существовала целая наука о счете при помощи этого счетного устройства. Этим счетным устройством пользовались еще очень долгое время.
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук. (Счёты)
– Рассмотрите их внимательно. Счёты – это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра.
Первые счёты с «косточками» на веревочках появились в России. (Слайд №7).
После появлялись еще счетные машины, которые постепенно усложнялись. В XIX веке петербургский инженер Однер создал арифмометр (Слайд №8, который позволил считать быстрее и притом большие числа.
А на смену арифмометру появилась другая счётная машина. Вы, наверное, её знаете.
Что-то бабушкины счёты
Брать с собою неохота
Лучше я возьму ребята,
В школу новый (калькулятор)
Изобретатели создают в XX веке калькулятор (Слайд №9) (римское calculi – камешки (вычислять, который работает сначала от розетки, затем от батареек.
– А теперь подойдём к следующему экспонату. Отгадав загадку, вы узнаете, какое счё тное устройство было следующим:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся что за гений?
Ну, конечно же (компьютер).
Появляется компьютер (англ. Computer – считаю) – машина для приема, переработки, сохранения и выдачи информации в электронном виде. (Слайд №10)
Первый компьютер был изобретён ещё в 17 веке французским учёным Блез Паскалем.
– Что можно делать с помощью компьютера?
– Чем компьютер отличается от калькулятора?
– Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера. (Системный блок и монитор.)
– Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера? (клавиатура).
– С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране? (мышка).
– Какое устройство поможет нам вывести информацию на бумагу? (принтер).
Изобрели и переносные микрокомпьютеры – смартфон, нетбук, ноутбук, планшет.
– Давайте нашему другу компьютеру расскажем стихотворение.
Компьютер-друг детей и взрослых,
Он создан был давно.
Пришёл из Франции далёкой
Огромный и простой.
Но шли года, века, эпохи,
Компьютер стал другим.
Он вычитает, прибавляет,
Рисует, с нами говорит!
Передаёт, хранит, стирает,
Играет, учит, развивает.
Всем этим занимается глава-
Микропроцессор-голова!
Отсюда следует, друзья,
Компьютер нужен для труда,
Обогащения ума,
С ним просто весело всегда.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Во время проведения физминутки предложить одному из детей с помощью счетных палочек посчитать количество действий, выполняемых детьми.
2. Практическая часть
Предложить детям разделиться на подгруппы и произвести вычисления с помощью различных счетных устройств:
– пальцы
– узелки
– камни
– счеты
– калькулятор
Примеры для вычисления даются детям на карточках.
После выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку.
А знаете, ребята, ведь все предметы и объекты имеют свою историю. Давайте поиграем в игру «Чем был раньше?» (игра с мячом)
Дети становятся в круг. Бросаю мяч и называю любой предмет, например,
Книга - деревом
Велосипед – железом;
Стол – деревом;
Хлеб – мукой;
Дуб – желудем;
Корова – теленком;
Бабочка – гусеницей;
Дом – кирпичами;
Очки – стеклом;
Снег-водой
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
– Как люди считали сначала и что использовали?
– Какие счеты появились потом?
– Что люди используют теперь?
– Людям, каких профессий нужны счетные устройства?
– И в заключении я предлагаю вам отгадать загадки:
1. Что за чудо – агрегат,
Может делать все подряд –
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать.
(компьютер)
2. На столе стоит сундук,
В сундуке окошко.
Можно видеть чудеса,
Если знать немножко
(монитор)
3. На доске по строчечке
Разместились кнопочки.
Догадайтесь, мальчики
Как здесь тыкать пальчиком?
(клавиатура)
4. По ковру зверек бежит,
То замрет, то закружит,
Коврика не покидает,
Что за зверь, кто угадает?
(компьютерная мышь)
5. То – то радость, то – то смех,
На бумаге без огрех,
Из какой коробки лезет,
Текст на удивленье всех?
(принтер)
6. Если что – то отключить,
То компьютер замолчит,
Тугоухий, как медведь –
Ничего не сможет петь.
(колонки, акустическая система).