Татьяна Георгиевна Редикульцева
Конспект НОД «Виртуальная экскурсия в Тобольский губернский музей» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Цель: познакомить детей с Черной книгой Тюменской области; с палеонтологическими находками.
Задачи:
1. Формирование первичных представлений о вымерших животных, виртуальное посещение музея.
2. Развивать у детей потребность в природоохранной деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал: презентация "Виртуальная экскурсия в Тобольский губернский музей"
Словарная работа: Черная книга, "вымершие" животные, палеонтология, аммониты, белемниты, празубр.
Публикация «Конспект НОД „Виртуальная экскурсия в Тобольский губернский музей“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Тюменская область, Тюмень
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Предварительная работа: просмотр картинок (фотографий) животных, птиц, рыб и растениях. Беседа с детьми о животных и их жизнью в природе.
Ход организованной образовательной деятельности:
Слайд 2:
- Ребята, наш Тюменский край очень богат лесами, лугами, полями, болотами, озерами, прудами, реками. На наших лугах и полянах растет множество разнообразных цветов, а в лесу – кустарники и деревья, живут насекомые, птицы и животные. В реках обитают рыбы, земноводные животные, растут водные растения.
- Ребята, скажите пожалуйста, кто-нибудь из Вас был в лесу? (ответы детей).
- А что вы там видели? Может быть, кого-нибудь встречали из обитателей?
Слайд 3:
- Все правильно, очень много в Тюменских лесах разных животных и растений. А когда-то давным-давно в наших краях было еще больше растений, животных, рыб, но с течением времени они исчезли.
- Может, кто-то из вас знает таких животных? (ответы детей)
Правильно, эти животные, растений, птицы, рыбы, насекомые исчезли навсегда, их уже нет на нашей планете.
Слайд 4:
- Люди собрали об этих животных, растениях разнообразную информацию и создали "Черную книгу" - книгу смерти, печали и горя.
-Скажите, а где мы с вами можем увидеть останки вымерших животных?
- Правильно, останки животных хранятся в музее! Самый старый музей в Тюменской области, где в палеонтологическом зале хранятся кости мамонта, древних моржей, шерстистого носорога и другие вымершие животные - находится в городе Тобольске, а именно в Тобольском губернском музее.
- Ребята, а вы хотите посетить музей?
- Как нам оказаться в Тобольске? На чем мы поедем или полетим?
Слайд 5: (ракета)
- Пора отправляться в путешествие, но для начала немного разомнемся!
Раз, два - стоит ракета (Руки вверх)
Три, четыре - самолет (Руки в стороны).
Раз, два - хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре -
Мы на месте походили.
Тик-так, Тик-так,
Целый день крутись вот так (Руки на пояс, наклоны в сторону).
- Экипаж готов к полету в город Тобольск? (Ответы детей)
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь!
(1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)
Слайд 6:
- Ребята, мы с вами прилетели в город Тобольск и приземлились у здания Тобольского губернского музея. Посмотрите здание очень красивое, нарядное, а еще это здание очень старое. Около музея установлен памятник - упряжка с лошадьми.
Прежде чем войти в музей, вспомним правила поведения в музее:
• сдать в гардероб верхнюю одежду и оставить сумки, портфели;
• по залам музея передвигаются бесшумно и громко не разговаривают;
• для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место;
• трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается.
• недопустимо перебивать экскурсовода во время рассказа;
• в конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
Слайд 7:
- Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Итак, проходим в музей. Посмотрите, как красиво внутри: высокие потолки, тяжелые портьеры, массивная мебель. Мы с вами пойдем в зал, где ископаемые останки древних животных, растений, встречавшихся на территории Тюменской области, нашли свое место в одной из самых ранних коллекций музея – палеонтологической, то есть - это кости «допотопных» животных.
Слайд 8:
- Аммониты – морские животные, теперь уже не существующие, а некогда жившие в большом количестве. Какое строение имела внутренняя часть их тела, неизвестно: от них сохранились их наружные части – раковины.
Слайд 9:
- Аммониты принадлежат к животным, которым современная наука даёт название «головоногих».
Раньше люди принимали спирально закрученные раковины аммонитов за окаменевших змей. Именно так в народе называли этих ископаемых моллюсков, с которыми были связаны различные суеверия.
Слайд 10:
- Аммониты стали одними из интересных экспонатов музея. Были они разных видов и размеров: одни не более горошины, другие имели огромные перламутровые раковины величиной с колесо большого грузовика. Гигантские аммониты в морях приобретали самые невероятные формы – прямые, как палки, изогнутые и даже завитые в клубок раковины моллюсков - и дали огромные залежи мела.
Слайд 11:
- Белемниты – предки современных кальмаров с раковиной. Эти хищные животные, как правило, хорошо плавали, имели плавники, крупные глаза, роговые челюсти, чернильный мешок, а на щупальцах были крючки. Белемниты формой тела походили на торпеду, копье, дротик. Они плавали ростром вперёд (подобно кальмарам). Народное название белемнитов в России — «чёртов палец».
В палеонтологической коллекции широко представлены костные останки наземных животных.
Слайд 12:
- Скелет празубра – предка современных бизонов и зубров, возраст 24 тысячи лет, а найден был данный скелет в окрестностях Тобольска. Празубр это один из представителей диких быков. Празубры жили небольшими стадами величиной от 3 до 12 животных, состоявших в основном из коров и молодых телят. Когда - то давно его средой обитания были леса, и питались эти животные исключительно травой, исключением были телята, которые питались молоком.
Слайд 13:
- На рисунке изображен празубр так, как выглядел в жизни, много-много лет назад, пока не исчез навсегда. Празубр был одним из самых крупных, тяжелых и мощных наземных животных. Его тело покрывал плотный слой шерсти, а на голове были крепкие и острые рога.
-Как вы думаете зачем? (ответы детей)
-Правильно, идем дальше!
Слайд 14:
- В палеонтологическом зале музея установлен скелет мамонта в натуральную величину. Его останки нашли также в окрестностях Тобольска.
Мамонты родственники слонов. Они были в два раза тяжелее самых крупных современных слонов. Рост мамонтов был до 5,5 метров и масса тела 10-12 тонн. Мамонты были хорошо приспособлены к жизни в холодных суровых условия климата. В сравнении с современными слонами у мамонтов были более короткие ноги, плотная длинная шерсть, меньшего размера уши длинные изогнутые бивни, которые служили для добывания пищи в зимнее время из-под снега. Коренные зубы мамонта были хорошо приспособлены для пережёвывания грубого растительного корма.
Слайд 15:
- Хобот на конце расширялся, и ученые предположили, что это служило для разгребания снега, предотвращения обморожения хобота, а также для употребления снега для утоления жажды.
На спине у мамонта располагался горб, в котором накапливались мощные запасы жира. Вот такие животные некогда жили в Тюменской области.
- Наша экскурсия подходит к концу. Пора возвращаться в детский сад.
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза.)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты.)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки.)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами.)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.)
Слайд 16:
- Вот мы с вами и в нашем детском саду! Ребята, что нам с вами нужно делать для сохранения природы?
- Правильно, охранять и оберегать природу.
Слайд 17:
- Посмотрите, как это сделать?
- Надо соблюдать все это важные правила, и тогда мы сохраним природу. Будем наблюдать за ней каждый день вокруг себя.
Литература:
1. Материалы ко второму изданию Красной книги Тюменской области / ООО «ТюменНИИгипрогаз» ; гл. ред. С. Н. Гашев. — Тюмень, 2013. — 190 с. — 300 экз.
2. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 256 с.
3. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Руководитель авторского коллектива Н. В. Федина. - М. : Просвещение, 2015. — 235 с.
4. Шило Н. А. Исчезновение мамонтов с лица Земли // Вестн. СВНЦ ДО РАН. 2005 №4 С. 48-57.