Елена Широкова
Конспект ООД «22 марта — День Жаворонка»
▼ Скачать
Ребёнок и социальный мир
Тема: «Старинные народные традиции и обряды – 22 марта -день «Жаворонков»» (образовательная область
«Социально- коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными областями «Познавательное
развитие», «Речевое развитие», «Художественно-творческое развитие» и «Физическое развитие»).
Цели: познакомить детей с календарным русским народным праздником - 22 марта – днём «жаворонков»
Обучающие: формировать представления детей о национальных традициях русского народа.
Публикация «Конспект ООД „22 марта — День Жаворонка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Сороки, Жаворонки. Народный праздник 22 марта
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Приобщать детей к истокам народной культуры.
Закреплять знания детей о народных играх.
Вызвать чувство сопричастности к культурному наследию русского народа через устный, затейный фольклор (заклички – веснянки, пословицы, приметы, загадки).
Уточнить представление о перелётных птицах Нижегородского края, их образе жизни.
Воспитательная: воспитывать любовь к русской культуре и ее традициям. Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к природе.
Развивающая: развивать мелкую моторику, усидчивость, внимание, умение работать с бумагой (развивать конструктивные навыки (складывать бумагу гармошкой) и клеем.
Продолжать развивать интерес к обрядам и культуре русского народа.
Способствовать развитию творческой инициативы.
Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.
Обогащение словаря: «день весеннего равноденствия», «день с ночью равняется», «Сороки», «Жаворонки».
Предварительная работа:
• беседы о праздниках и традициях русского народа;
• чтение художественных произведений;
• заучивание пословиц, поговорок, закличек;
• рассматривание иллюстраций;
• беседы с детьми о птицах
• рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц
• разгадывание загадок о птицах, чтение художественной литературы о птицах.
• разучивание стихов, песен, хороводов.
Ход занятия:
Постановка цели занятия
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет удивительное путешествие в прошлое, где мы с вами познакомимся с русским народным праздником, традициями, играми и ещё ждет вас много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Воспитатель: Ребята я вам загадаю загадку, а вы попробуйте догадаться, о чем будет сегодня наше занятие.
«Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет»
- Кто догадался? О чем эта загадка, о чем мы будем сегодня говорить (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Весна. Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей. А вы ребята, любите весну? Какие приметы весны вы знаете? Весна — это пробуждения природы, надежда на будущий урожай!
Стук в дверь. В группу заходит Весна.
Весна: здравствуйте, мои друзья! Я, Весна-красна! И пришла к Вам за помощью. Помогите, пожалуйста, мне вступить в свои права.
Зима никак не хочет уходить, не дает мне дорогу, ночами посмотрите какие морозы. Помогите мне прогнать Зиму. Мне одной не справиться.
Воспитатель: для того, чтобы Зима ушла и наступила весна, нам нужно вспомнить все о весне, что знаем и узнать что-то новое. Готовы? Давайте вспомним, какие весенние месяцы вы знаете
(предполагаемые ответы детей Март, апрель, май)
Весна: А что бы не забыть моих сыновей, предлагаю поиграть в игру: ««Идет матушка Весна» (игра на подобие «Золотые ворота»)
Идет матушка Весна, отворяй-ка ворота.
Первый март пришел
Белый снег сошел.
А за ним апрель,
Отворил окно и дверь.
А за ним пришел и май
Солнце в терем приглашай!».
«Ходит матушка Весна по полям, лесам одна.
Первый раз прощается, другой раз запрещается.
А на третий раз не пропустим вас!
Воспитатель: бывало и так, что март наступил, а погода не всегда радовала людей, часто зима не хотела уходить. Вот и приходилось людям не только зиму провожать, но весну в гости зазывать. А кто мне скажет, что за праздник был, когда мы зиму провожали? (ответы детей)
Воспитатель: правильно в феврале, у нас был праздник-проводы зимы, или Масленица. Что мы делали на Масленицу? (Ответы детей)
Воспитатель: А сегодня ребята, чтобы помочь нашей гостье, мы будем второй раз весну встречать. А встречают ее 22 марта - в день весеннего равноденствия (это когда, день с ночью равняется); А еще, на Руси этот праздник называли «Сороки или праздник – Жаворонки».
Воспитатель: Ребята а почему именно сегодня – 22 марта, и что это за праздник?
(Воспитатель показывает презентацию)
«В давние – предание времена жила в одной деревне мать с 2- мя ребятишками. Вот как – то раз вечерком подходят дочка и сын к матери и спрашивают: «Матушка, а можно нам на улице раздетыми побегать?» - Нет, простынете. - Матушка, мы хотим в лес сходить – ландышей нарвать». А мать им: «Какие ландыши, если ещё снега на улице полно! Подождите вот придёт весна». А дети не унимаются: «Матушка, а когда она придёт?» матушка им и отвечает: «Вот прилетят скоро к нам птицы, весну на крыльях и принесут». - Благослови, мати, весну закликати – нам зима надоела, весь хлеб у нас поела. - Ладно, завтра утром пораньше встанете и пойдёте весну звать – кликать! А на завтра испекла матушка из теста птичек, отдала их детям и сказала: «Ступайте на улицу, заберитесь по выше, птичек на ладошки посадите, да позовите:
-Весна – весна, поди, сюда,
Жаворонки прилетите
Весну – красну принесите!
- И полетели на Русь птицы: и большие, и малые. Говорят, 40 разных птиц в этот день – (22 марта) прилетают, а первыми летят жаворонки. Поэтому этот день называют «Жаворонками».
Вот такая красивая русская история.
Воспитатель: Много обрядов существовало на Жаворонки : хороводы водили, песни пели, и загадывали загадки. А сейчас Весна -красна подготовила для вас загадки, чтобы напомнить, какие же перелетные птицы возвращаются из теплых стран.
Загадки:
1. Днем спит, ночью летает. (сова)
2. Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит. (дятел)
3. На березовом суку. На лесной опушке, бесконечное ку-ку завела. (кукушка)
4. Весной и летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (грач)
5. Звонко-звонко распеваю, воротившись с юга в срок, а вот песни занимаю у птиц разных, даже у сорок. (скворец)
6. Прилетают к нам с теплом, путь проделав длинный. Строит домик под окном из травы и глины. (ласточка)
7. Встали братцы на ходули, ищут корма по пути, на бегу ли, на ходу ли, им с ходулей не сойти. (журавль)
8. Кто без нот и свирели лучше всех заводит трели. (соловей)
9. Хочет прямо полетит, хочет в воздухе висит, камнем падает с высот и в полях поет, поет. (жаворонок)
Весна: А сейчас для вас задание такое: вот два дерева на которые вы должны разместить своих птиц. Справа- перелетные, слева- зимующие и кочующие.
Игра «Перелетные и зимующие птицы»
Воспитатель: А еще на Руси были, к этому празднику свои поговорки и приметы:
-Если в этот день выпадает снег, то святая Пасхальная неделя будет холодная, если будет сухо, то не ожидай дождя и на Пасху;
-Жаворонок является к теплу (к траве, зяблик — к стуже, к морозу;
-На Сороки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается;
-Сколько проталинок, столько жаворонков;
-На Сороки – прилёт жаворонков : сколько проталинок, столько и жаворонков;
-На Сороки сорок птиц прилетает, сорок пичуг на Русь пробирается;
-Если жаворонки возвращались с юга в день весеннего равноденствия, урожай будет в этом году обильный;
- Парящий жаворонок по народным поверьям обещает, что вы получите добрые вести или встретите приятного человека.
-Жаворонок прилетает — к хорошей погоде;
- Жаворонки поют долго — сохранится ясная погода без осадков, не слышно с утра — ожидай плохой погоды.
Воспитатель: были на Руси свои подвижные игры. Я предлагаю поиграть в игру «Жаворонок»
Подвижная игра: «Жаворонок в поле пел».
Правила игры:
Ведущего жаворонка выбирают при помощи считалки:
Начинается считалка:
На дубу – скворец и галка.
Улетел домой скворец,
И считалочке конец!
Ведущего ребёнка –На голову ведущему надевают ободок с изображением жаворонка.
Дети стоят в кругу. В середине круга стоит ребёнок-"жаворонок" с колокольчиком в руке. Дети идут хороводным шагом по кругу и поют (ребёнок в центре круга в это время звенит колокольчиком) :
"В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине –
Спрятал песенку в траве".
Дети останавливаются. “Жаворонок” под музыкальное сопровождение, звеня колокольчиком, бежит по кругу, кладёт колокольчик между двумя детьми на пол. Дети, между которыми положили колокольчик, поворачиваются друг к другу спиной. Все участники игры хором поют: "Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!" На этом музыкальная часть завершается. Далее звучит позыв к действию: "Раз-два-три, беги!"(кричат все вместе) Два ребёнка, претендующие на роль “жаворонка” бегут по кругу в противоположные стороны. Тот из них, кто первым прибежит и возьмёт колокольчик, тот победил.
Воспитатель: как для праздников, так и для игры изготавливали наши предки птичек из соломы, лыка, лоскутков ткани и развешивали их на деревья и в разных углах домов, по преданию, делали это для того, чтобы приманить в свой дом счастье и гармонию.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю продолжить традиции русского народа и сделать птичку из бумаги.
Чтобы изготовить жаворонка, понадобятся: плотная бумага, двухсторонняя цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей, палочка, ленточка.
Этапы работы:
-на оборотной стороне плотной бумаге рисуем контур птицы. Затем складываем его пополам и вырезаем; получилось сразу две заготовки;
-склеиваем две детали между собой, внутрь вставляем палочку – шпажку;
-ножницами делаем надрезы для крыльев и хвоста;
-берем двустороннюю бумаг, из нее делаем две гармошки: одну длинную для крыльев, вторую - для хвоста;
-вставляем гармошки в готовые прорези.
-для красоты добавляем атласную ленту. Жаворонок готов.
Воспитатель: прежде чем начать работать, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, чтоб подготовить наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «С юга птицы прилетели»
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка- (Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки) Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей. Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж- (Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками)
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами сделать «клюв» — «птицы поют»)
Проводится индивидуальная работа с детьми по необходимости.
Воспитатель: Ну, вот и работа сладилась, а теперь давайте рассмотрим, какие у нас получились жаворонки. Дети выставляют работы на выставку. (Рассматривание).
Весна: Какие красивые работы у вас получились. Сразу видно, что вы очень старались.
Релаксация.
-Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали?
-Понравилось вам изготавливать жаворонков из бумаги? Что было в изготовлении жаворонка самое сложное?
Весна: На память о нашей с вами встречи я хочу подарить вам жаворонка из дрожжевого теста, который будет вам напоминать о нашей встрече.
Воспитатель: Послушайте какие были приметы: Таких печеных птичек, дети обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был»;
А еще, помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонка запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печёную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен во время начала посева.
Благослови, мати,
Ой, Лада мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!
А теперь давайте весну закликать! (Берём птичек и становимся в круг)
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Жаворонки, жавороночки!
Приносите нам Весну-красну, солнышко, тепло гнездышко!
Воспитатель: А когда мы пойдём на прогулку мы развесим наших жаворонков веснянок на ветки деревьев как наши предки.