МААМ-картинки

Конспект ООД «22 марта — День Жаворонка»

Елена Широкова
Конспект ООД «22 марта — День Жаворонка»
▼ Скачать + Заказать документы

Ребёнок и социальный мир

Тема: «Старинные народные традиции и обряды – 22 марта -день «Жаворонков»» (образовательная область

«Социально- коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными областями «Познавательное

развитие», «Речевое развитие», «Художественно-творческое развитие» и «Физическое развитие»).

Цели: познакомить детей с календарным русским народным праздником - 22 марта – днём «жаворонков»

Обучающие: формировать представления детей о национальных традициях русского народа.

Публикация «Конспект ООД „22 марта — День Жаворонка“» размещена в разделах

Приобщать детей к истокам народной культуры.

Закреплять знания детей о народных играх.

Вызвать чувство сопричастности к культурному наследию русского народа через устный, затейный фольклор (заклички – веснянки, пословицы, приметы, загадки).

Уточнить представление о перелётных птицах Нижегородского края, их образе жизни.

Воспитательная: воспитывать любовь к русской культуре и ее традициям. Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к природе.

Развивающая: развивать мелкую моторику, усидчивость, внимание, умение работать с бумагой (развивать конструктивные навыки (складывать бумагу гармошкой) и клеем.

Продолжать развивать интерес к обрядам и культуре русского народа.

Способствовать развитию творческой инициативы.

Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.

Обогащение словаря: «день весеннего равноденствия», «день с ночью равняется», «Сороки», «Жаворонки».

Предварительная работа:

• беседы о праздниках и традициях русского народа;

• чтение художественных произведений;

• заучивание пословиц, поговорок, закличек;

• рассматривание иллюстраций;

• беседы с детьми о птицах

• рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц

• разгадывание загадок о птицах, чтение художественной литературы о птицах.

• разучивание стихов, песен, хороводов.

Ход занятия:

Постановка цели занятия

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет удивительное путешествие в прошлое, где мы с вами познакомимся с русским народным праздником, традициями, играми и ещё ждет вас много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Воспитатель: Ребята я вам загадаю загадку, а вы попробуйте догадаться, о чем будет сегодня наше занятие.

«Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет»

- Кто догадался? О чем эта загадка, о чем мы будем сегодня говорить (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Весна. Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей. А вы ребята, любите весну? Какие приметы весны вы знаете? Весна — это пробуждения природы, надежда на будущий урожай!

Стук в дверь. В группу заходит Весна.

Весна: здравствуйте, мои друзья! Я, Весна-красна! И пришла к Вам за помощью. Помогите, пожалуйста, мне вступить в свои права.

Зима никак не хочет уходить, не дает мне дорогу, ночами посмотрите какие морозы. Помогите мне прогнать Зиму. Мне одной не справиться.

Воспитатель: для того, чтобы Зима ушла и наступила весна, нам нужно вспомнить все о весне, что знаем и узнать что-то новое. Готовы? Давайте вспомним, какие весенние месяцы вы знаете

(предполагаемые ответы детей Март, апрель, май)

Весна: А что бы не забыть моих сыновей, предлагаю поиграть в игру: ««Идет матушка Весна» (игра на подобие «Золотые ворота»)

Идет матушка Весна, отворяй-ка ворота.

Первый март пришел

Белый снег сошел.

А за ним апрель,

Отворил окно и дверь.

А за ним пришел и май

Солнце в терем приглашай!».

«Ходит матушка Весна по полям, лесам одна.

Первый раз прощается, другой раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас!

Воспитатель: бывало и так, что март наступил, а погода не всегда радовала людей, часто зима не хотела уходить. Вот и приходилось людям не только зиму провожать, но весну в гости зазывать. А кто мне скажет, что за праздник был, когда мы зиму провожали? (ответы детей)

Воспитатель: правильно в феврале, у нас был праздник-проводы зимы, или Масленица. Что мы делали на Масленицу? (Ответы детей)

Воспитатель: А сегодня ребята, чтобы помочь нашей гостье, мы будем второй раз весну встречать. А встречают ее 22 марта - в день весеннего равноденствия (это когда, день с ночью равняется); А еще, на Руси этот праздник называли «Сороки или праздникЖаворонки».

Воспитатель: Ребята а почему именно сегодня – 22 марта, и что это за праздник?

(Воспитатель показывает презентацию)

«В давние – предание времена жила в одной деревне мать с 2- мя ребятишками. Вот как – то раз вечерком подходят дочка и сын к матери и спрашивают: «Матушка, а можно нам на улице раздетыми побегать?» - Нет, простынете. - Матушка, мы хотим в лес сходить – ландышей нарвать». А мать им: «Какие ландыши, если ещё снега на улице полно! Подождите вот придёт весна». А дети не унимаются: «Матушка, а когда она придёт?» матушка им и отвечает: «Вот прилетят скоро к нам птицы, весну на крыльях и принесут». - Благослови, мати, весну закликати – нам зима надоела, весь хлеб у нас поела. - Ладно, завтра утром пораньше встанете и пойдёте весну звать – кликать! А на завтра испекла матушка из теста птичек, отдала их детям и сказала: «Ступайте на улицу, заберитесь по выше, птичек на ладошки посадите, да позовите:

-Весна – весна, поди, сюда,

Жаворонки прилетите

Весну – красну принесите!

- И полетели на Русь птицы: и большие, и малые. Говорят, 40 разных птиц в этот день – (22 марта) прилетают, а первыми летят жаворонки. Поэтому этот день называют «Жаворонками».

Вот такая красивая русская история.

Воспитатель: Много обрядов существовало на Жаворонки : хороводы водили, песни пели, и загадывали загадки. А сейчас Весна -красна подготовила для вас загадки, чтобы напомнить, какие же перелетные птицы возвращаются из теплых стран.

Загадки:

1. Днем спит, ночью летает. (сова)

2. Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит. (дятел)

3. На березовом суку. На лесной опушке, бесконечное ку-ку завела. (кукушка)

4. Весной и летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (грач)

5. Звонко-звонко распеваю, воротившись с юга в срок, а вот песни занимаю у птиц разных, даже у сорок. (скворец)

6. Прилетают к нам с теплом, путь проделав длинный. Строит домик под окном из травы и глины. (ласточка)

7. Встали братцы на ходули, ищут корма по пути, на бегу ли, на ходу ли, им с ходулей не сойти. (журавль)

8. Кто без нот и свирели лучше всех заводит трели. (соловей)

9. Хочет прямо полетит, хочет в воздухе висит, камнем падает с высот и в полях поет, поет. (жаворонок)

Весна: А сейчас для вас задание такое: вот два дерева на которые вы должны разместить своих птиц. Справа- перелетные, слева- зимующие и кочующие.

Игра «Перелетные и зимующие птицы»

Воспитатель: А еще на Руси были, к этому празднику свои поговорки и приметы:

-Если в этот день выпадает снег, то святая Пасхальная неделя будет холодная, если будет сухо, то не ожидай дождя и на Пасху;

-Жаворонок является к теплу (к траве, зяблик — к стуже, к морозу;

-На Сороки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается;

-Сколько проталинок, столько жаворонков;

-На Сороки – прилёт жаворонков : сколько проталинок, столько и жаворонков;

-На Сороки сорок птиц прилетает, сорок пичуг на Русь пробирается;

-Если жаворонки возвращались с юга в день весеннего равноденствия, урожай будет в этом году обильный;

- Парящий жаворонок по народным поверьям обещает, что вы получите добрые вести или встретите приятного человека.

-Жаворонок прилетает — к хорошей погоде;

- Жаворонки поют долго — сохранится ясная погода без осадков, не слышно с утра — ожидай плохой погоды.

Воспитатель: были на Руси свои подвижные игры. Я предлагаю поиграть в игру «Жаворонок»

Подвижная игра: «Жаворонок в поле пел».

Правила игры:

Ведущего жаворонка выбирают при помощи считалки:

Начинается считалка:

На дубу – скворец и галка.

Улетел домой скворец,

И считалочке конец!

Ведущего ребёнка –На голову ведущему надевают ободок с изображением жаворонка.

Дети стоят в кругу. В середине круга стоит ребёнок-"жаворонок" с колокольчиком в руке. Дети идут хороводным шагом по кругу и поют (ребёнок в центре круга в это время звенит колокольчиком) :

"В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине –

Спрятал песенку в траве".

Дети останавливаются. “Жаворонок” под музыкальное сопровождение, звеня колокольчиком, бежит по кругу, кладёт колокольчик между двумя детьми на пол. Дети, между которыми положили колокольчик, поворачиваются друг к другу спиной. Все участники игры хором поют: "Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!" На этом музыкальная часть завершается. Далее звучит позыв к действию: "Раз-два-три, беги!"(кричат все вместе) Два ребёнка, претендующие на роль “жаворонка” бегут по кругу в противоположные стороны. Тот из них, кто первым прибежит и возьмёт колокольчик, тот победил.

Воспитатель: как для праздников, так и для игры изготавливали наши предки птичек из соломы, лыка, лоскутков ткани и развешивали их на деревья и в разных углах домов, по преданию, делали это для того, чтобы приманить в свой дом счастье и гармонию.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю продолжить традиции русского народа и сделать птичку из бумаги.

Чтобы изготовить жаворонка, понадобятся: плотная бумага, двухсторонняя цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей, палочка, ленточка.

Этапы работы:

-на оборотной стороне плотной бумаге рисуем контур птицы. Затем складываем его пополам и вырезаем; получилось сразу две заготовки;

-склеиваем две детали между собой, внутрь вставляем палочку – шпажку;

-ножницами делаем надрезы для крыльев и хвоста;

-берем двустороннюю бумаг, из нее делаем две гармошки: одну длинную для крыльев, вторую - для хвоста;

-вставляем гармошки в готовые прорези.

-для красоты добавляем атласную ленту. Жаворонок готов.

Воспитатель: прежде чем начать работать, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, чтоб подготовить наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «С юга птицы прилетели»

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка- (Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки) Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей. Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж- (Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками)

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами сделать «клюв»«птицы поют»)

Проводится индивидуальная работа с детьми по необходимости.

Воспитатель: Ну, вот и работа сладилась, а теперь давайте рассмотрим, какие у нас получились жаворонки. Дети выставляют работы на выставку. (Рассматривание).

Весна: Какие красивые работы у вас получились. Сразу видно, что вы очень старались.

Релаксация.

-Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали?

-Понравилось вам изготавливать жаворонков из бумаги? Что было в изготовлении жаворонка самое сложное?

Весна: На память о нашей с вами встречи я хочу подарить вам жаворонка из дрожжевого теста, который будет вам напоминать о нашей встрече.

Воспитатель: Послушайте какие были приметы: Таких печеных птичек, дети обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был»;

А еще, помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонка запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печёную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен во время начала посева.

Благослови, мати,

Ой, Лада мати,

Весну закликати!

Зиму провожати!

А теперь давайте весну закликать! (Берём птичек и становимся в круг)

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Жаворонки, жавороночки!

Приносите нам Весну-красну, солнышко, тепло гнездышко!

Воспитатель: А когда мы пойдём на прогулку мы развесим наших жаворонков веснянок на ветки деревьев как наши предки.

Публикации по теме:

Конспект занятия «22 марта — Всемирный день воды»Конспект занятия «22 марта — Всемирный день воды» .

Булочки из постного теста «Жавороночки прилетите, весну красную принесите!» ко Дню сороки и жаворонка на МAAMБулочки из постного теста «Жавороночки прилетите, весну красную принесите!» ко Дню сороки и жаворонка на МAAM Добрый день, уважаемые коллеги! 22 марта мы по русской народной традиции отмечаем праздник Сороки - день сорока мучеников. По народному.

Досуг в старшей группе «День жаворонка»Досуг в старшей группе «День жаворонка» Досуг в старшей группе «День Жаворонка». Цель: ознакомление с истоками культурных традиций русского народа и пополнение знаний в области.

Фотоотчет о народном празднике «День жаворонка»Фотоотчет о народном празднике «День жаворонка» 22 марта в день весеннего равноденствия - отмечается праздник "Жаворонки". Этот праздник имеет свою историю. Считается,что в этот день прилетают.

Фотоотчет о празднике «Сороки — день жаворонка» в подготовительной группеФотоотчет о празднике «Сороки — день жаворонка» в подготовительной группе Фотоотчет праздника «Сороки – день жаворонка» в в подготовительной группе 22 марта в России отмечается народный праздник «День жаворонка».

Фотоотчет «Жаворонка пеку — весну зову»Фотоотчет «Жаворонка пеку — весну зову» Добрый день уважаемые коллеги! А знаете ли Вы как в России Весну встречали, и как зазывали? Двадцать второго марта в народе считалось днем.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «8 Марта — день прекрасный»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «8 Марта — день прекрасный» Цель: - расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта; -изготовить своими руками подарок для мамы. Задачи: - познакомить.

Конспект НОД в старшей группе «Женский день. 8 Марта»Конспект НОД в старшей группе «Женский день. 8 Марта» Цели: Формировать представления детей о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей, учить отвечать на вопросы. Развивать логическое.

Мастер-класс по изготовлению жаворонка из бумаги для фольклорного праздникаМастер-класс по изготовлению жаворонка из бумаги для фольклорного праздника Мы продолжаем подготовку к фольклорному празднику, который совсем скоро наступит. Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению.

Прогулка «День жаворонка»Прогулка «День жаворонка» 22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «22 марта — День Жаворонка»
Опубликовано: 5 октября 2023 в 10:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД «22 марта — День Жаворонка»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Широкова (УИ 599984) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД