Ольга Смирнова
Досуг в старшей группе «День жаворонка»
▼ Скачать + Заказать документы
Досуг в старшей группе «День Жаворонка».
Цель: ознакомление с истоками культурных традиций русского народа и пополнение знаний в области русского фольклора, обрядов старины.
Задачи:
Обучающие:
• Систематизировать представления детей о птицах;
• Познакомить с русским народным праздником «День Жаворонка», с его традициями и обычаями;
• Расширить знания о жизни наших предков;
• Закрепить заклички, потешки.
Развивающие:
Публикация «Досуг в старшей группе „День жаворонка“» размещена в разделах
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Народный праздник 22 марта
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, речь, логическое мышление;
• Развивать познавательный интерес и любознательность;
• Развивать чувство ритма, музыкального слуха через хороводные игры;
• Развивать двигательную активность.
Воспитательные:
• Вызывать у детей стремление самому сделать что-то новое, оригинальное;
• Воспитывать стремление бережно относиться к природной среде;
• Получить эмоциональный отклик на происходящие события;
• Формировать умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игровой деятельности, оказывать друг другу помощь.
Материал и оборудование: Маски с изображением птиц, костюмы птиц, разрезные картинки, портативная колонка, нитки, два лоскутка ткани квадратной формы, синтепон, корзинка.
Методы и приёмы:
• наглядные методы: использование интерактивной игры, показ поделки птички «Жаворонок».
• словесные методы: чтение стихотворения, пояснение действий выполнения поделки птички, рассказ о традициях и обычаях русского народного праздника «День Жаворонка».
• практические методы: русские народные игры, хороводные игры, эстафеты, изготовление птички из ткани.
Предварительная работа: беседы про птиц, дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы», заучивание закличек, потешек, считалок, заучивание сценки «Встреча птиц», русские народные игры, загадки про птиц.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Я сегодня увидала, что на улице весна»
Под музыку в зал входят дети, встают полукругом.
Ведущий:
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей — весеннее! (Михаил Пляцковский).
Ведущая: А у вас настроение веселое?
-Посмотрите ребята, домик стоит, наверное, кто-то в домике живет?
-Постучимся и узнаем?
Выходит под музыку Хозяйка, наряженная в русском народном стиле, в руках корзинка.
Хозяйка: Здравствуйте ребята, я Хозяйка птиц и у меня сегодня особый день - праздничный.
Выходите в круг скорей,
Да танцуйте веселей.
Дети заводят в хоровод «Весенний хоровод» Насауленко
Хозяйка: А вы не знаете, какой сегодня праздник?
22 марта- это день весеннее равноденствие, именно в этот весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью.
На Руси считалось, что 22 марта прилетают сорок птиц. Первыми — жаворонки. Говорят: «Жаворонок за собой сорок птиц привел» и весна наступила.
Ведущий: Хозяйка птиц, наши дети знают много перелетных птиц и хотели их назвать.
Хозяйка: Сейчас проверим.
Эй, дружок, не робей!
Подходи ко мне скорей!
Ты не будешь здесь скучать –
Будешь с птичками играть!
Игра «Круг крути и птицу назови» (на столе-барабане, на нем выложены разные перелетные птицы, дети по желанию вращают круг барабана и угадывают название птицы, на которую укажет стрелка).
Хозяйка: Эй вы птицы разные: грачи, дятлы, синицы да скворцы. Расскажите нам о вашей встрече.
Сценка «Встреча птиц»
Скворец
Здравствуй, птичка-невеличка, Здравствуй, добрая синичка!
Грач
Здравствуй, дятел, наш приятель, Здравствуй, голубь и снегирь!
Дятел
Расскажите, птицы, Где вы побывали? Расскажите, птицы, что вы повидали?
Скворец
В жарких странах — жаркое лето ни зимы, ни снега там нету.
Грач
Бродят там слоны-великаны, целый день кричат обезьяны, под деревьями вьются лианы, там кокосы растут и бананы.
Дятел
Хорошо ли жили вдалеке от дома? С кем вы там дружили, в странах незнакомых?
Скворец
Мы скучали по деревне, по скворечне по деревьям, по соседу воробью, по соседскому коту.
Синичка
Вы б для нас потанцевали, мы вас очень, очень ждали!
Грач
Чтобы было интересней, мы танцуем с вами вместе.
Танец «Птиц» под музыку (минусовка) «Танец маленьких утят».
Подвижная игра «Займи домик»
(6 детей образуют в паре 3 «домика», остальные дети – это птички, они под музыку летают. Когда музыка остановится, птички должны занять место в домике. Затем дети меняются ролями).
Хозяйка: День Жаворонка - это переломный момент: весна вступает в свои права. Крестьяне просили хорошей погоды, большого урожая. Пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.
Дети выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц, испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. И кричали заклички, призывали весну и просили хорошего урожая.
Ведущая: Мы тоже хотим, чтоб быстрее пришла весна, принесла тепло, здоровье и хороший урожай.
Дети хором кричат заклички.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое, лето красное
Хлеба дорого. С сохой бороной
И с кобылой вороной.
Жаворонки, жавороночки
Летите из-за моря
Принесите здоровья,
Кому крошку, кому- ложку,
А мне целую лепешку.
Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!
Жаворонки, жавороночки!
Скорее летите, тепло принесите.
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Хозяйка: После закличек, дети булочки съедали, а голову от жаворонка отдавали маме. И говорили слова «Как жаворонок высоко в небе летает, так и лен пусть высокий уродится».
Был еще обычай, когда босоногие ребятишки рано утром выбегали с жаворонками, кричали заклички и играли в игры: мальчики перекидывали 40 щепок через крыши, а девочки завязывали 40 узелков.
Эй, ребята, все вниманье!
Есть веселое заданье!
Игра «Завяжи узелок».
(дети делятся на две команды и завязывают узелки).
Хозяйка: Жаворонков не только пекли из теста, но и мастерили из лоскутков ткани.
Вот посмотрите, какие жавороночки есть у меня в корзинке.
Подходите все сюда,
Собирайтесь детвора!
Веселиться будем вместе,
Так нам будет интересней!
Игра «Жаворонок».
Выбирают водящего по считалке:
«Тили-тели- птички летели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить,
Кто не вьёт, тому водить»
Дети встают в круг, ребенок «Жаворонок» ходит за кругом с колокольчиком и все вместе проговаривают:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Жаворонок кладет колокольчик за ребенком.
Произносят слова: Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!». Жаворонок и ребенок бегут в противоположном направлении. Кто первый возьмет в руки колокольчик, тот и становится Жаворонком.
Ведущий: Колокольчик, колокольчик
Как же звонко он поёт,
Просит нас он разделиться
В две команды побыстрей.
Эстафета «Жаворонок лети». Надо добежать до дерева с жаворонком в руках и быстро вернуться, передать его следующему члену команды.
Ведущий: Ребята вспомните потешку про грачей:
Ай качи качи качи
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
В пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки.
Эстафета «Грачи». (на подносе бумажные муляжи калачей и баранок, игрокам надо взять калач и принести в команду.)
Хозяйка: Хорошо вы все играли и меня развлекали. За ваше доброе, веселое настроение, научу вас мастерить жаворонков из лоскутков.
Хозяйка и ведущий по подгруппам мастерят жаворонков, дети помогают.
Ведущий: Предлагаю сделать коллективную фотографию на память с жаворонками и скворечниками для птиц.