Олеся Плаксина
Консультация для родителей «Оценка поступков: Уроки добра для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Для нас взрослых, обыденные вещи и события, предельно просты: если кто-то в квартире спит, значит нельзя шуметь, если на улице идет дождь нужно взять собой зонт или дождевик, во время еды нельзя разговаривать, и т. д.
Однако, если речь идет о ребенке, то даже самые простые на наш взгляд вещи, могут быть им совершенно непонятны: взаимосвязь между некоторыми предметами, очевидная для нас, для ребёнка пока невидна, ведь грань между плохим и хорошим очень часто бывает размыта.
Объяснять, почему что-то «плохо», а что-то «хорошо», нужно ясно, понятно и доступным ребенку языком. Плохо – «потому что плохо»! или «потому что я так сказала» это совершенно не аргумент. Дети очень любопытны и любят конкретику в словах и действиях.
Отличный способ объяснить ребенку разницу, между «плохим» и «хорошим» - обыграть некоторые моменты в игре.
Мои хорошие поступки
Предложите ребенку проанализировать свои поступки за весь день. Пусть он вспомнит, какие хорошие поступки он совершил за этот День и какие поступки нельзя было назвать хорошими. Составьте карту поступков. Разделите лист на две части: одну часть пометьте солнышком, а другую тучкой. Все хорошие поступки запишите в ту часть, где нарисовано солнышко, а все проступки B ту часть, где нарисована тучка. Сравните, чего больше: солнышек или тучек? Обсудите вместе с ребенком результаты.
Две страны
Вместе с ребенком вырежьте из раскрасок, Детских журналов (или нарисуйте сами) персонажей из разных сказок. Это могут быть как положительные, так и отрицательные герои, например, Красная Шапочка, Волк, Карабас-Барабас, Мальвина, Баба-яга, Золушка и другие. Подготовьте два листа цветной бумаги: светлый и темный.
Разместите положительных героев на светлом листе – это Страна хороших поступков, а отрицательных персонажей - на темном листе - это Тёмное царство. Обсудите, почему ребенок помещает героев ту или иную страну. После того, как две страны обретут своих жителей, и малыш объяснит причины размещения их в одну или другую страну, спросите, в какой стране лучше, почему? Пожалейте тех персонажей, которые попали в Темное царство, и предложите совершить чудо. Пусть ребенок станет добрым сказочником. Ему нужно будет наделить отрицательных героев хорошими манерами и обменять их плохие качества на хорошие. Ребенку предстоит изменить образы этих персонажей, например, нарисовать им улыбки, украсить их цветами, дорисовать их таким образом, чтобы они превратились в хороших и добрых героев.
Очень важно обсуждать и учить ребенка оценивать поступки других и свои собственные.
Для этого можно смотреть мультфильмы вместе и оценивать поступки героев, кто поступил хорошо, а кто плохо, как надо было поступить в подобной ситуации и т. д. Читайте ребенку стихи, истории, рассказы, которые потом не забудьте обсудить. Это крайне важно! Вот некоторые из них.
Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние папы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, это будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! Гневно ответила женщина.
(В. А. Осеева)
Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? Завтрак потерял. спросил его Коля.
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба, - до обеда далеко еще!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю--- тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, — сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: - Бери, ешь!
(В. А. Осеева)
Страна хорошего воспитания
Предложите ребенку стать автором правил поведения. Приготовьте альбом для рисования. Это будет Книга правил поведения. На каждой страничке малыш будет составлять список правил для той или иной ситуации. Роль ребенка царь (или царица) хороших манер, которому (ой) надо написать указ для жителей Страны хорошего воспитания. Роль взрослого писарь, который записывает эти правила в альбом. Помогите оформить первую страницу и написать на ней «Книга правил поведения». Пусть ребенок поставит свою царскую
подпись, чтобы все жители Страны хорошего воспитания знали, что эти правила составлены самим царем или самой царицей и что их надо обязательно соблюдать.
Важно составить правила по следующим разделам:
• Поведение дома, или как вести себя дома (правила послушания, трудолюбия, аккуратности, правила гостеприимства).
• Поведение на улице, или как вести себя на улице (на площадке; важно обозначить правила пешехода).
• Поведение в транспорте.
• Поведение в театре, музее.
• Поведение в магазине, поликлинике, детском саду.
• Поведение в гостях, или как вести себя в гостях.
• Правила охраны природы (отношение к природе).
• Правила заботы о животных (отношение к животным).
• Правила культурного общения с людьми (отношение к старшим, младшим, родителям, Друзьям, к самому себе).
• Как вести себя в школе (как обратиться к взрослым с вопросом; как вести себя на уроке, на перемене, если возникли проблемы: опоздал
урок; забыл, где находится класс; отвлекся на занятии; не выполнил задание; захотел в Малет).
Можно красочно оформить Книгу правил поведения, добавив в нее иллюстрации, соответствующие определенной теме. Так, например, в правилах заботы о животных можно нарисовать картинку, как ребенок кормит птица или гуляет с собачкой, и многое другое. Стихотворения о правилах тоже будут хорошим дополнением, и Книга получится весьма интересной. Например, к какой теме можно отнести это стихотворение?
Случай в автобусе
Один пассажир малолетний
Ногою качал и качал,
Один пассажир малолетний
По спинке сиденья стучал.
Другой - на переднем сиденье
Терпел, и терпел, и терпел.
И, тихо теряя терпенье,
Зубами скрипел и скрипел. (А. Усачев)
Культурный человек
Обсудите с малышом, кого считают культурным человеком, а о ком говорят: «Ка жаль, что этот человек некультурный». Предложите продолжить историю «Утро культурного человека». История начинается так: «Воскресный день. Мама готовит завтрак на кухне.
Пора вставать. Ты уже проснулся, но не хочешь вставать.
- Доброе утро! - улыбается мама.
Что отвечаешь ты? (Доброе утро)
- Прошу к столу, завтрак готов, — приглашает тебя мама. Ты встаешь с постели. А что происходит дальше? (Встаю, застилаю постель, желаю всем доброго утра, умываюсь, делаю зарядку, одеваюсь и иду завтракать.) После завтрака ты пошел заниматься своими делами. Так? Как должен поступить культурный человек? (Поблагодарить за завтрак, помочь убрать посуду, вымыть ее.) Расскажите ребенку о том, что культурный человек - это хорошо воспитанный человек, уважающий труд других людей, благодарный за заботу и помощь. Грязь в доме и подъезде, мусор на Площадке, надписи на стенах, сломанные детские качели во дворе, разбитые стекла, испачканные лифты - все это дело рук некультурных людей. Они ничего не создают сами, более того, они портят и разрушают созданное другими людьми. Они не следят чистотой не только в доме, но и своей одежды. Пятна на одежде, отсутствие пуговиц, непричесанные волосы, грубые слова – это облик некультурного, невоспитанного человека. А культурный человек - это чуткий, добрый, вежливый, заботливый человек, который старается исправить свои недостатки. Так, например, мальчик катался на велосипеде и упал в лужу. Он испачкался, порвал штанину. Ему стыдно за свой внешний вид. Он пошел домой, признался в случившемся, извинился за свой вид, положил вещи в грязное белье и, переодевшись, снова пошел гулять. Можно ли назвать человека культурным в следующей ситуации?
Мальчик аккуратно одет, причесан, вежливо здоровался с соседями, а выйдя за дверь, пнул ногой котенка. Сел в автобус и сделал вид, что не заметил бабушку, стоящую рядом, и не уступил ей место.