Ирина Черткова
Обзор осетинской фортепианной музыки
Общая характеристика развития фортепианного искусства во второй четверти XX века.
В XX веке композиторы пользовались принципиально новыми выразительными средствами:
1) Рационалистическое- умозрительное конструирование музыки (интеллектуальное начало)
2) Додекофония- звукоряд состоит из 12 тонов
3) Атонализм- нет тональности
4) Серийная и сериальная организация музыкального материала
5) Крайняя разреженность фактуры, пцантилизм- точка против точки, нота против ноты
Публикация «Обзор осетинской фортепианной музыки» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Республика Северная Осетия - Алания
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
6) Кластирно- шумовые эффекты, ударный пианизм
7) Политональности- наложение различных тональностей друг на друга
8) Диатонически- пентатонический склад звукоряда фактуры
9) Сонористика – эффекты (удар колокола у Прокофьева) на две струны накладывается зажим-сурдина
10) Тембро-регистровые возможности инструмента
11) Диномический ритм- мотивы репетиции синкопы, акценты
12) Алиторика (от слова кость) дается регистр и ритм- играть можно что хочешь (второй концерт Щедрина)
Третья четверть XX века - развитие получила санористическая сторона письма. Санористика – стиль, основанный на тембрально-регистровых началах звука формы. Особенность в том, что она в странах Западной Европы связана с сериализмом. Особенность фортепианного письма в санористических опуса: малая плотность звучания, фактура нота против ноты, реже аккорд против аккорда, но не отвечает своим гармоническим нормам, это лишь большая плотность. Образ творится цензурой, молчащее пространство со всех сторон, окружающее звук.
Западный музыковед Шеффер : «Сейчас фортепиано трактуется во всей полноте его универсальных возможностей. Используя игру внутри фортепиано под клавиатурой, под фортепиано. Звук гасится пальцем на струнах, гасятся две струны из трех, играют на струнах палкой, глиссандо по струнам. Стиль - неороманизм».
Народная и современная профессиональная музыка осетин наряду с единством черт имеет некоторые локальные особенности, объясняющиеся диалектными языковыми различиями и многовековыми межнациональными конфликтами с народами Северного Кавказа. О древности музыкальной культуры осетин свидетельствуют и песни народного эпоса.
Своеобразие ладовой системы осетинской музыки связано с обогащением ее диатонической основы разного рода переменностью, а в хоровом двухголосии – с опорой на чистую кварту в качестве заключительного звучания.
В современной музыке получил развитие новый стиль одиночной песни с инструментальным сопровождением. В ритмике выделяются сочетания различных синкопических фигур с триолями. Инструментальная музыка предназначена главным образом для сопровождения танца.
А. Макоев «Ноктюрн» - синкопы, 2/3 ритм, сложный ритм конфигурации.
Б. Газданов «Песня» - движение интервалами, в Д7- пропущен терцевый тон.
Д. Хаханов «Перед сном» - синкопы, П53.
Е. Кулаев «Восточный танец» - квинты, интервальное строение синкопы.
Н. Кабоев «Прилюдия» - синкопы, акценты, в джазовом стиле, четкий ритм, мелизмы.
Д. С. Хаханов «Песенка без слов» - мелодичная, распевная, аккорды полные, в гармоничном миноре.
Т. Алборов «Девичий танец» - сложный ритмический рисунок квинты, октавы, экспромт, сложная техника, виртуозная форма.