Сафонова Любовь
Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету «Как дети вылепили снежную бабу» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 124 города Пензы «Гномик»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему:
«Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету «Как дети вылепили снежную бабу»»
для детей подготовительной к школе группы.
Сафонова Любовь Петровна
Воспитатель
подготовительной к школе группы
г. Пенза
2021 г.
Публикация «Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету „Как дети вылепили снежную бабу“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Снеговик. Материалы про снеговиков
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Цель. Формировать связную монологическую речь детей.
Задачи:
Обучающие :
Формировать умение детей придумывать завязку, ход события и развязку, описывать время и место действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность.
Способствовать проявлению творческой инициативы и выдумки в рамках реалистического рассказа.
Развивающие:
Активизировать употребление слов: снег, снежок, снежинка, снеговик, заснеженный.
Упражнять в составлении сложносочиненных предложений, с помощью словосочетаний: потому что, так как.
Закрепить правила поведения на прогулке зимой.
Закрепить представления о свойствах снега.
Активизировать детскую память, воображение.
Воспитательные:
Развивать умение эмоционально передавать переживания действующих лиц.
Воспитывать чувство ответственности за работу в парах
Предоставить детям право выбора деятельности, материалов.
Способствовать формированию умения договариваться.
Предварительная работа : Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе и жизни человека, познавательно-исследовательская деятельность «Свойства снега», лепка снежной бабы, беседы о зиме, рассматривание картин о зиме, чтение стихов и загадок о снеговике.
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Приемы: Вопросы, указания, упражнения, использование речевых образцов, руководство процессом рассказывания, анализ, индивидуальная помощь, предоставление права выбора.
Оборудование:
Демонстрационный материал: кукла Ама (смуглая). Фонограмма мелодии П. И. Чайковского «Времена года. У камелька». Ноутбук, презентация «Опасные ситуации в зимнее время на прогулке» : «У ребенка примёрз язык к железной перекладине»,
«Огромные сосульки свисают с крыши»,
«Скользкая дорога», «На водоёме треснул лёд», «Ребенок сосёт сосульку», «Снежок попал в лицо», «Мальчик ест снег», «Обмороженная щека»,
картина «Зимние забавы»; 8 столов накрыты клеё нкой:
Раздаточный материал:
на двух столах белая и тонированная (серая, голубая) бумага разной формы и размера, цветные карандаши, фломастеры на 4 человек, на других двух столах - белая и тонированная (серая, голубая) бумага разной формы и размера, гуашь, акварель, карандаши простые, салфетки, кисти №1и№3, стаканы непроливайки с водой для 6 ребят; на третьей паре столов тонированная (серая, голубая) бумага разной формы и размера, белые квадраты 6см,4см,3см, кусочки красной, оранжевой бумаги, полоски черной бумаги, кисти для клея, клей в баночках; на четвёртой паре столов - пластилин, доски, стеки, бумажные салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Ама. (показ куклы) Она очень удивилась тому, какая у нас погода. Она живет в Африке и не знает ничего о зиме. Давайте расскажем ей об этом.
Дети : Давайте.
Воспитатель: (приглашает детей встать полукругом)
Ребята, кому я сейчас брошу мяч, отвечайте, пожалуйста, на мой вопрос. Хорошо?
Какое сейчас время года?
Дети : Сейчас время года — зима.
Воспитатель: Назовите зимние месяцы
Дети : Декабрь, январь и февраль — зимние месяцы.
Воспитатель: Расскажите про погоду зимой?
Дети : Погода зимой морозная, холодная, падает снег, бывают метели, солнце не греет.
Воспитатель;
Что делает мороз? (Трещит, щиплет, кусает).
Метель что делает? (Вьётся, бушует, воет, метет).
Снег что делает? (Идет, летит, падает, кружится).
Дети что делают? (Гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются).
Воспитатель: Каким бывает снег?
Дети : Снег белый, холодный, блестит на солнце, искрится, переливается. Снег похож на толстое одеяло. Когда мороз, он рассыпается. В тепле снег тает. Когда оттепель, он слипается.
Воспитатель: Что можно сказать о снежинках?
Дети : Снежинка похожа на хрустальную звёздочку. В ладошке она тает.
Воспитатель: Какие зимние развлечения вы знаете?
Дети : Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, на ледянках, на лыжах, на коньках, можно лепить снеговика, строить крепость, скользить по ледяной дорожке.
(Дети садятся на заранее расставленные стульчики).
Воспитатель: Вспомните слова, родственные словам; снег, снежок, снежинка. (Если дети затрудняются, то надо задать вопросы. Как сказать о горке, которая сделана из снега? (снежная);
Как еще можно назвать снеговика? (Снежная баба);
Каким бывает город после снегопада? (Заснеженный).
(Воспитатель приглашает детей посмотреть слайды)
Воспитатель: Как надо вести себя во время прогулки? И почему?
Надо составить предложения со словами потому что, так как. Дает образец: Нельзя сосать сосульку, потому что можно заболеть.
Дети : Нельзя языком трогать железо, потому что язык примерзнет.
На сосульку смотреть опасно, потому что она может упасть и поранить голову. Надо быть осторожным на скользкой дорожке, потому что можно упасть. Нельзя выходить на лед на реке, потому что он может треснуть. Это опасно. Нельзя кидать снежок в лицо, так как можно поранить голову.
Нельзя есть снег, потому что простудишься.
Нельзя в сильный мороз гулять, так как можно обморозить лицо и другие части тела.
Воспитатель: (обобщает) Зимой на улице бывает разная погода: то метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад, то оттепель.
Снег белый, холодный, блестит на солнце, искрится, переливается. Когда мороз, он рассыпается. Снег тает на ладони. Когда оттепель, он слипается. Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, ледянках, лыжах, коньках, лепить снеговика, строить крепость.
Физкультминутка «Снеговик»
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Давай дружок, смелей дружок!
Кати по снегу свой снежок!
Он превратится в снежный ком-
И станет ком снеговиком!
Его улыбка так светла:
Два глаза, шляпа и метла.
Но солнце припечет слегка….
-Увы. И нет снеговика.
Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам ещё придумать рассказ на тему «Как мы вылепили снежную бабу».
В своём выступлении надо рассказать сначала о том, каким бывает наш участок зимой, и какая погода была в этот день.
Затем подробно расскажите, как вы лепили снежную бабу. Далее расскажите, что было потом, после окончания работы.
(Воспитатель просит 2-3 детей, повторить в какой последовательности надо придумать рассказ)
(Воспитатель даёт время на продумывание)
Дети : Зимой наш участок покрыт снегом. Снег лежит на домике, на тракторе.
Была оттепель. Снег был мягкий, липкий.
Мы с ребятами договорились слепить снежную бабу.
Сначала надо слепить снежок, а потом покатать его по снегу. Снежок обрастёт снегом и станет большим. У Егора и Данилы получился самый огромный ком, у Семёна и Ульяны поменьше. Большой ком мы оставили внизу. Средний ком был тяжелый. Мы позвали на помощь Кирилла. Кирилл помог поднять ком. И еще он прикрепил снеговику голову. Вместо рук мы воткнули палки. Арина надела ведерко на голову. На место глаз мы воткнули льдинки, вместо носа - еловую шишку, вместо рта - палочку.
Другие ребята строили крепость. Они сразу к нам подошли. Все были рады. Снеговик понравился. Мимо шли малыши. Они улыбались. Мы решили в другой раз построить снеговик на участке малышей.
Все люди идут и глядят на нашего Снеговика, фотографируются с ним.
Спросить 3-4 ребят.
Анализ и оценка прослушанного рассказа (сумел ли ребенок следовать намеченному плану).
Воспитатель: Ребята, кукле Аме очень понравились ваши рассказ. Она приедет в Африку и расскажет своим друзьям обо всем. Давайте сделаем для них подарки. Что вы можете сделать?
Дети : Мы можем нарисовать рисунки о зиме, можно слепить снеговика из пластилина, выполнить аппликацию.
Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую. Выбирайте материал и приступайте к работе.
Что вы хотите сделать?
Дети : Я нарисую зимний лес. Я нарисую катание на санках. Я сделаю аппликацию со снеговиком.
Дети рисуют, лепят, делают аппликацию. Тихо звучит фонограмма произведения П. И. Чайковского «Времена года. У камелька»; Затем дети показывают свои работы.
Дети : Это деревья в лесу. На веточках лежит снег.
Это дети катаются на санках с горки.
Это снегопад. Падают снежинки.
Это зайчик скачет по полю.
Это снежная баба, у неё вместо глаз угольки, вместо носа морковка. На голове кастрюлька. И т. д.
Воспитатель: Вот какие мы молодцы. Столько много успели.
Так о чем мы говорили? (мы говорили о зиме, снеге, зимних забавах, о правилах безопасности на прогулке).
Понравилось вам наше занятие? (Да).
Что особенно понравилось?
Дети : Мне понравился рассказ о том, как мы лепили снеговика.
Мне понравилось делать аппликацию со снеговиком.
Мне понравилось рисовать зимний пейзаж.
Ама благодарит детей и дарит им по мандарину.