маслова любовь васильевна
Методы обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Маслова
Любовь Васильевна
МАДОУ № 65 г. Тюмени
Методы обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрыто определение монологической речи, ее коммуникативные функции. Формы и методы, применяемые в образовательной деятельности при обучении старших дошкольников творческому рассказыванию.
Монологическая речь - это высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка.
Публикация «Методы обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности (В. П. Глухов). Это форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников, иногда – к самому себе; активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие.
Среди признаков монологической речи выделяются: непрерывность, степень самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание, степень подготовленности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь).
Монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
- информативная - сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний;
- воздейственная- убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия;
- эмоционально-оценочная.
Выделяется ряд разновидностей монологической речи, или «функционально-смысловые» типы (О. А. Нечаева, Л. А. Долгова, 1998 и др.). В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.
Рассказ является наиболее сложным видом монологической речи. Для него характерна определенная последовательность событий, отражающая причинно-следственные связи между ними.
Термином «высказывание» определяются коммуникативные единицы от отдельного предложения до целого текста, законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой (А. А. Леонтьев,; Т. А. Ладыженская, и др.). К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.
Таким образом, к числу важнейших задач работы с дошкольниками, по развитию творческого рассказывания относится формирование у них связной монологической речи.
Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:
1) пересказать текст, подготовить описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему, составить рассказ;
2) логически последовательно раскрыть заданную тему;
3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации. Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений.
Связная монологическая речь - результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).
Развитие монологической речи детей дошкольного возраста через творческое рассказывание возможно будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- определить показатели и критерии развития монологической речи на их основе выявить особенности формирования у детей дошкольного возраста монологической речи через творческое рассказывание.
- использовать формы и методы, которые будут отвечать критериям развития монологической речи;
- вводить развивающие упражнения для формирования творческого рассказывания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.
Т. Б. Филичева в своей программе на этапе формирования связной монологической речи дошкольников выделяет лексико-грамматическую работу, обучение самостоятельному описанию предметов, обучение рассказыванию, заучивание стихотворений, обучение пересказывай текстов. Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль.
У многих детей дошкольного возраста нарушено эмоционально-чувственное постижение мира. Чем больше красоты и добра взрослые привнесут в жизнь детей, тем активнее они будут в своих творческих и познавательных порывах.
- Для создания комфортной обстановки, в работе с детьми, применяется метод воздействия посредством художественного творчества. Театральные куклы вызывает у детей положительные эмоции, мобилизует творческий потенциал. Общение с куклой формирует у ребенка чувство ответственности за «чужую жизнь», помогают снимать психическое напряжение. Дети с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев.
- Для развития познавательных процессов и мыслительных операций применяем сказкотерапию. Успешно используем картины с проблемным сюжетом Т. А. Ткаченко. Ребенок мыслит, высказывает свое мнение. Это способствует развитию монологической речи. Дети составляют рассказы по наблюдаемым действиям, по сюжетным картинам, по прослушанному тексту и картине, по одной сюжетной картине, по памяти, по символам, схемам, по натуральным предметам, по предметным картинам, по заданным словам.
- Таблицы-коллажи удобны тем, что их можно использовать в работе с детьми различных уровней развития памяти, мышления. Применение коллажей способствует стремлению детей называть признаки объектов, рассказать о них, запомнить тексты, стихотворения, закрепить грамматические формы родного языка.
-Заучивание стихотворений является отличным методом тренировки памяти, поэтому необходимо использовать методы, облегчающие этот процесс.
- Одним из методов творческого рассказывания является наглядное моделирование. В начале детей знакомят со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям. Предлагается подумать и изобразить эти части в рисунках. Наброски могут соответствовать слову, словообразованию, предложению. В свободное время ребенок может проверить себя. При использовании пиктограмм, схем, таблиц, коллажей у детей повышается интерес, внимание, речевая активность.
Для обучения детей практическому усвоению различных способов словообразования применяются мнемодорожки. Дети составляют загадки по ним. Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте других. Ребенок самостоятельно рассказывает, например, какой игрушкой или частью ему бы хотелось быть.
Примерный ответ: Мне бы хотелось быть, большим, с серебристой головой, длинными руками, мощными ногами, уметь защищать и защищаться быть не победимым (Робот – воин)
Эффективны в работе над развитием монологической речи рекламные сообщения, ребенок рекламирует свой товар, например: посуду сделанную из фарфора, расписные подносы разных мастеров, рассказывает о продукции (Пицца, торты.). Указывается о скидках, бесплатной доставке. Эта работа активизирует словарь детей по лексическим темам.
- Для совершенствования связной монологической речи эффективно использовать методический материал с занимательным сюжетом Т. А. Ткаченко. Оригинальная система упражнений является наглядной опорой для обучения творческому рассказыванию детей 6-7 лет.
- Составление рассказа по частям - разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, под темы. К каждой из них составляются план, а затем 2-3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем.
Для письменной монологической речи необходимы сложнейшие мелкие движения пальцев. Для этого применяются в работе с дошкольниками приемы Монтессори - педагогики - это пальчиковый театр, штриховки, обведение плоских фигур, определение на ощупь шершавых предметов. Полезна работа с бусами. Это игры «Раз словечко, два словечко…», «Волшебная цепочка», «Звуки в кругу», "Волшебный круг". При составлении рассказов, пересказов дети применяют бусы для перебирания пальчиками. Это успокаивает их, повышает инициативу в высказываниях.
Современные технологии позволяют ввести в обучение и досуг ребенка новые элементы:
При составлении описательных рассказов с использованием ноутбука при просмотре сказки, применяется приём «стоп-кадра»
При остановленном кадре дети подробно описывают происходящее, проговаривают детали, причём их внимание обращается на незаметные при просмотре элементы, качества персонажей и предметов. Дети используют имеющийся у них активный словарь и активизируют, под воздействием вопросов взрослого. Экспозицию для стоп-кадра педагог выбирает в соответствии с полезностью и увлекательностью для ребёнка. В целом использование технических средств позволяет повысить заинтересованность ребёнка, более эффективно донести до него смысл занятия.
Использование интерактивной доски поможет ребенку логически мыслить, развить художественно – творческие навыки, научит моделировать и составлять творческие рассказы.
Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые, фронтальные формы работы, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде создания единого пространства развития ребенка, невозможного без объединения усилий педагога и родителей.
Исследователи занимающиеся проблемой детского творчества отмечают, что генетической основой его возникновения является игра, направленная на активное освоение детьми окружающей жизни (Л. С. Выготский, Н. А. Ветлугина). Деятельностью творческого воображения детей успешно сочетается с подражательностью.
Использование данных видов работы воспитателями при развитии монологической речи дошкольников через творческое рассказывания, поможет значительно преодолеть недоразвитие монологической речи у детей, что положительно будет влиять на развитие их познавательной деятельности. Целенаправленная коррекционная работа по формированию монологической речи дошкольников влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития.
Список используемой литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] : Учеб. Пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., Издательский центр «Академия», 2016
4. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду // Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. - Издательство: Москва, Мозаика-Синтез, 2015 год - 106 с
5. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в природе/ Н. Ф. Виноградов. - М., 2014.
6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в детском саде. М. : Просвещение, 2013. - 176с.
7. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - 323с.
8. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 232с.
9. Гербова В. В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание. - 2014. - 512 с.
10. Глухов, В. П. Методика формирования монологической речи дошкольников с ОНР [Текст] / В. П. Глухов. - М., АРКТИ, 2016
11. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада /Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и др. - М. : Просвещение, 2013. - 271c.
12. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной речи. / Т. А. Ладыженская. - М., 2017 - 75с.
13. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - 2-е изд. - М. : ТЦ Сфера, - 2014. - 396