Татьяна Борисова
Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией»
Сегодня много детей, у которых нарушена как в целом речевая система, так и отдельные ее компоненты. И дети с ОВЗ имеют не только проблемы в речевом развитии, но и психофизические особенности, которые необходимо учитывать при проведении коррекционно-развивающей образовательной работы. А именно:
• быстрая утомляемость;
• сниженная работоспособность;
• сниженная познавательная активность;
Публикация «Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
• незрелость мотивационной готовности к деятельности;
• нарушения тонуса, особенно в области лица и кистей рук;
• слабая координация движений;
• сложности в понимании инструкций, установлении контакта, коммуникации.
В работе с данной категорией детей использование традиционных методик коррекционной работы не всегда приводит к желаемым результатам. В связи с этим возникла необходимость поиска новых технологий и приёмов для эффективного устранения недостатков в речи.
Среди современных инновационных технологий в коррекционной логопедической работе я успешно реализую одно из направлений конструктивной деятельности дошкольника – технику «оригами».
Цель использования элементов техники оригами на логопедических занятиях – реализация коррекционно-образовательных задач, стоящих перед учителем-логопедом в работе с дошкольниками с проблемами речевого развития.
Задачи:
• учить ориентироваться в окружающем пространстве, пространстве собственного тела, листа бумаги;
• обучать ориентироваться в схемах и рисунках, основных символах;
• воспитывать внимание, собранность, дисциплинированность, аккуратность;
• развивать умение следовать инструкции, доводить начатое до конца;
• развивать тонкую моторику руки и координацию движений;
• активизировать познавательную и речевую активность;
• расширять представление о различных сторонах и аспектах жизни;
• развивать творчество, инициативу, самостоятельность.
Оригами развивает мелкую моторику рук дошкольника, что важно для постановки руки и формирования почерка на этапе школьного обучения. Кроме того, тренировка пальцев ускоряет процесс функционального созревания мозга. В процессе занятий дети учатся складывать лист бумаги по линиям, по-разному расположенных в пространстве; отрабатываются элементарные приемы, используемые в бумажной пластике, при этом развивается мелкая моторика рук, координация в пространстве, сила нажима, точность движений пальцев. «Оригами» учит следовать устным инструкциям и выполнять последовательность действий. Затем эти умения будут использованы детьми при складывании более сложных фигур.
В процессе складывания поделок из бумаги формируются кинетическая (удержание позы) и кинестетическая поза (переключение с одного движения на другое) пальцев рук.
Во время работы дошкольники делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, обогащается активный словарь. Работа с готовым образцом предполагает составление описательных и сравнительных рассказов, формирование навыков выделения части в целом, обучение словообразованию, словоизменению, правильному употреблению предлогов. А дома, дети с удовольствием рассказывают родителям о своих поделках.
Таким образом, фигуры, сделанными способом оригами, решают ряд логопедических задач:
• работа над силой выдоха;
• автоматизация поставленных звуков;
• пополнение и активизация словарного запаса;
• развитие лексико-грамматической стороны речи;
• совершенствование навыков формоизменения и словообразования;
• развитие связной речи;
• совершенствование коммуникабельности;
«Оригами» — прекрасное средство оформления наглядных пособий. Применение такого наглядного материала повышает эффективность усвоения детьми нового материала, создает условия для поиска новых приемов и методов работы, особенно с детьми ЗПР и ТНР.
В процессе обучения, у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (актуальность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и тому подобное).
Все это позволяет рассматривать технику «оригами», как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.
Конструирование и ручной труд являются практической деятельностью, направленной на получение определённого результата, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Конструирование — важное средство умственного воспитания детей.
Содержание работы в процессе развития у них навыков работы с бумагой в разных возрастных группах имеет свои особенности.
В средней группе мы знакомим детей с бумагой, её особенностями, учим складывать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба, приклеивать к основной части детали (к домику — окна, двери; к автобусу — колёса). У детей формируются общие умения и навыки: умения обследовать предмет, планомерно и последовательно работать, доводить начатое дело до конца. Также развиваются глазомер, чёткость движения рук.
В старшей группе продолжается совершенствование умений детей сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы. Дети учатся складывать бумагу по диагонали, чётко совмещая стороны и углы; работать по готовой выкройке, по несложной схеме.
В подготовительной группе на занятиях у детей совершенствуются умения и навыки работы с бумагой, полученные в старшей группе : складывать бумагу в разных направлениях, делить её по диагонали, складывать готовые выкройки и соединять их по шаблону.
Достоинствами «оригами» следует считать:
• доступность бумаги как материала, простота ее обработки;
• не требуется больших материальных затрат;
• безопасность занятий, даже для самых маленьких детей.
Оригами — коллективное творчество. Анализ литературы доказывает, что техника «оригами» всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста, позволяет системно устранить речевые недостатки детей и подготовить их к успешному обучению в школе. «Оригами» – ступенька в речевом и личностном развитии ребенка.
Используемая литература:
1. Аксенова, М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. — //Дошкольное воспитание № 8, 1990.
2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю., Оригами : «Волшебный квадрат», издательский дом «Литература», 2003
3. Боготеева З. А., «Чудесные поделки из бумаги», 1999
4. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. – М., 1998
5. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. / Г. Г. Григорьева — М. : Издательский центр «Академия», 1998. — 272 с.
6. Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет М. : Издательство ГНОМ и Д, 2012., 48 с.
7. Кирсанова С. В. Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. – СПб. : ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2013. – 144 с.
8. Лиштван, З. В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада / З. В. Лиштван — М. : просвещение, 1981. — 159 с.
9. Матвеева О. В., Панжина Е. Н., Научно-методический журнал для работников дошкольного образования «Теория и практика дошкольного образования» - г. Чебоксары, № 2, 2013
10. Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция Издательство: Детство-Пресс, 2006 г., 128 с.
11. Художественно-творческая деятельность. Оригами : тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт. -сост. И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с.