Ольга Суслова
Консультация «Обучение сюжетному рисованию»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБУЧЕНИЕ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ
ПО СКАЗОЧНО – БЫЛИННОМУ ЖАНРУ
Суслова Ольга Васильевна,
воспитатель по изобразительной деятельности
МБДОУ детский сад №48
г. Ставрополь
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, талантливым, удачливым, а самое главное счастливым.
Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желание творить прекрасное. Учить этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление. Формируются эти способности у детей в процессе обучения сюжетному рисованию
Публикация «Консультация „Обучение сюжетному рисованию“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Рисование по замыслу и по представлению
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Особое предпочтение дети отдают сказочно – былинному жанру. Мотив выбора этого жанра понятен, так как со многими сказками они знакомы, а чувства, выраженные художником в иллюстрации не раз ими переживались.
Что же такое сюжетное рисование сказочно-былинного жанра? Это изображение детьми связного сказочного содержания в рисунке нескольких предметов. В сюжетном рисовании развивается мыслительная деятельность дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь помогает ребёнку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла маленького художника. Она, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства.
Обучение сюжетному рисованию предусматривает решение следующих задач:
- учить детей изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием (эпизод из сказки, загадки, потешки и др.);
-учить изображать пространство на плоскости листа бумаги, где предметы располагаются ближе, дальше, рядом, за, около, позади и т. д;
-учить самостоятельно решать цветовые отношения в рисунке;
-учить изображать взаимоотношение персонажей;
-создавать элементарные психологические характеристики (добрый, злой, красивый, страшный, трусливый, смелый);
-передавать пространственное расположение предметов (рядом друг с другом, вместе и др., пропорциональные отношения (большой, маленький, старший, младший).
Сюжетному рисованию предшествует чтение сказок с дальнейшим обсуждением сюжета, характеров героев. При этом широко используются средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, животных (добрый, отважный, мужественный, бесстрашный, пословицы и поговорки.
Обучению способам выражения связного содержания, композиции рисунка помогает рассматривание с детьми картин и рисунков художников.
Рассматривание картин приобретает также познавательное значение, поскольку дети выполняют рисунки к сказкам, в которых рассказывается о предметах, вид которых им неизвестен.
Близки и понятны иллюстрации Е. Рачёва, которые по своему развивают традиции русских художников- сказочников. Не подделываясь под старинный стиль, художник старается передать национальный характер сказок. Особой выразительности они добиваются благодаря бытовым деталям: украшенный наличник русской избы, крестьянское лукошко или вышитое полотенце. Яркий, неповторимый мир сказочных образов, созданный художниками, близок и понятен детям.
В иллюстрациях Е. Рачёва каждый персонаж наделён своим характером. Надо суметь показать это детям. Они не будут копировать рисунки художника, однако увидят, как можно передать особенности костюма у лисы, как изобразить её хитрой. Противоположность лисе, медведя художник изображает простодушным, добрым, и нарисовать его надо именно таким.
Игровой приём занимает в сказочно- былинном жанре достаточно большое место. Игровые приёмы сосредотачивают внимание детей на восприятие героя, активизируют мыслительную деятельность детей, создают интерес к произведению, формируют положительное эмоциональное отношение к сказочно- былинному жанру.
Дети с увлечением принимают игровые элементы «Загадай что либо об Иванушке (Машеньке, а мы отгадаем», «Кто лучше и красивее передаст в движении тело животного», «Откроем тайну человека, которую скрыл от нас художник».
Знакомя детей с сказочно – былинным жанром я использовала знакомых детям героев: «Незнайку», «Тюбика», «Кузю», «Маркешу». Они задавали детям вопросы, учили рисовать, приносили новые сказки (иллюстрации, играли с ними в игры: «Художественный салон», «Выставка картин», «Найди ошибку», «Нарисуем для выставки, для книги, которую смогут «читать» и малыши» и др.
«Незнайка» «Тюбик»
«Кузя» «Маркеша».
Впечатления, полученные детьми во время игр или занятий, бесед с героями, находят своё отражение и в их рисунках. Ребята стремятся к наиболее точной передаче сюжета сказки, через использование в рисунках изображений цвета, стиля, национального характера. У детей появилось желание к собирательству своих рисунков.
В работе по сказочно – былинному жанру огромную роль сыграли игровые задания из книги О. В. Южжей: «Колобок» - игры и забавы, а также дидактические игры: «Найдите двух героев одной сказки», «Какие две сказки перепутал художник?», «К какой сказке нарисованы эти картины?», «Кто лишний? Кого художник не нарисовал?», «Добрые и злые герои».
Использование приёма «вхождение» в картину будит детское воображение, ставит ребёнка на место изображённого героя, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему.
Одной из форм приобщения детей к сказочно - былинному жанру являются развлечения: «Как прекрасен этот мир»; выставка иллюстраций и конкурс на лучший рассказ ребёнка о понравившейся картине; проведение игры «Музыка и картина», в которой дошкольники упражняются в соотнесении музыкального произведения с настроением, выраженным в картине; викторины «Мир художника», «Русские народные сказки».
Как показала практика работы в детском саду с семьёй, многие родители правильно понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников, но в основном видят её мышления в развитии речи, в формировании нравственного сознания. Они недооценивают того, что восприятие ребёнком искусства оказывают сильное воздействие на формирование его личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу.
В условиях семьи детей знакомят с изобразительным искусством в основном посредством книжных иллюстраций, но это бывает эпизодически, в основном тогда, когда ребёнок сам обращается к взрослому с вопросом. При этом родители зачастую не учитывают особенностей жанра, психологических особенностей ребёнка, не знают методики ознакомления дошкольника с сюжетным рисованием.
Что ещё побуждает родителей обращаться к сказочно – былинному жанру? Основное назначение иллюстраций родители видят в воспитании любви к красивому, волшебному, а также для того, чтобы его развлечь.
Помочь полюбить русские народные сказки в которых воплощены лучшие традиции устного народного творчества (победа добра над злом, счастливый конец). Использовать слова и выражения из сказок; особенности композиций (традиционный зачин, концовка, присказка)
Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
В. Берестов.
Через сказку помочь детям понять характер героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, умные или глупые. Сказка открывает волшебный мир фей, троллей, гномов, колдунов. Только в сказочной иллюстрации можно прикоснуться к волшебному ковру- самолёту, к сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке. Как это здорово попасть в сказку, пройти через все приключения, стать одним из её героев.
В процессе обучения рисованию сказочно-былинного жанра у детей появляются стремление к познанию мира, любознательность, формируются способность создавать эмоционально- чувственный образ, пространственное восприятие, развиваются творческие способности, мелкая моторика рук, воспитываются чувства доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи.
«Царевна - лебедь» «Колобок»
Даша Д. 6 лет 8 м. Матвей С. 6 лет 8 м.
«Колобок» «Гуси – лебеди»
Жанна Л. 6 лет Катя Г. 6 лет