Папки-передвижки

Обучение дошкольников рисованию хакасского орнамента

Татьяна Чертыгашева
Обучение дошкольников рисованию хакасского орнамента
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение дошкольников рисованию хакасского орнамента

Самобытное, национальное по форме хакасское орнаментальное искусство развивалось столетиями и использовалось для украшения одежды, мебели, посуды, орудий труда.

Для ознакомления дошкольников с хакасским орнаментом можно использовать различную посуду с росписью на керамике, металле, дереве; мебель, предметы быта; детали одежды (рукавицы (мелей, накидка (сикпен, шапка (чапых, нагрудное украшение – пого, сигедеки и т. д.).

Публикация «Обучение дошкольников рисованию хакасского орнамента» размещена в разделах

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы.

Наиболее распространёнными деталями являются следующие формы:

1. Трёхлепестковый цветок, изображаемый в профиль.

2. Листик сердечком.

3. Завиток, почка или бутон.

4. Корни (трёх-, четырёх- и пятилипестковые).

Декоративный эффект детских рисунков достигается путем подбора цветосочетаний, характерных для хакасского орнамента, а он очень яркий, красочный. Мастерицы использовали весь имеющийся многокрасочный набор цветных шелков, разбрасывая их по всей поверхности узора, не считаясь с его формами. Таким образом, отдельный элемент орнамента - какой-нибудь листок, завиток или цветок - оказывается раздробленным в своей окраске: частично заполнен синим, оранжевым, розовым, отчего вся вышивка переливается в цвете и радостно пестреет.

Так же известно, что через цвет передают конкретные настроения и переживания.

Красный. С красным цветом связываются представления о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

Голубой - цвет воды, неба.

Зеленый - цвет растений.

Черный - цвет земли.

Хакасы не любили желтый цвет, ибо он ассоциировался с видом духа – хозяйки малярии и желтухи. Пожилым людям не рекомендовались яркие ткани.

Что касается кухонной утвари. В старину изготавливались предметы из небьющихся материалов, доступных и дешевых. Фарфоровую посуду использовали по праздникам, она стояла в качестве украшения. «Сечка» - своеобразный вид ножа, очень удобный инструмент для рубки мяса и овощей. Сечка используется в домашнем хозяйстве и сегодня. «Типсi» – небольшое деревянное корытце для рубки мяса при помощи сечки или ножа. Обычно не орнаментируется или же украшаются только ручки (ухваты). Орнамент растительный. В настоящее время типсi применяется только как декоративная или обрядовая посуда, так как его вытеснили подносы, пришедшие с запада во времена присоединения Хакасии к России. Пиала–распространенный вид посуды у многих народов. Удобная форма пиалы складывалась веками. В настоящее время изготавливают пиалы из различных материалов, но форма остается неизменной. Узор на пиале располагается по ободу, в основном непрерывный растительный. В пиале подают жидкие пищевые продукты.

При изображении орнамента на пиале можно использовать различные материалы: краски, карандаши, фломастеры. Когда дети овладеют техникой работы. Им можно предложить выбирать материал по своему желанию.

Специфичным является и заполнение украшаемого пространства. Мелкий и редкий растительный узор подходит для обода пиалы, пояса к национальному платью, для большого пространства подбирается крупный узор. При этом нужно помнить, что в хакасском орнаменте узор не терпит ни пустот, ни излишней тесноты.

Воспитатели имеют возможность выбрать из нескольких образцов примерно одинаковой сложности образец, наиболее подходящий для проведения образовательной деятельности. Организуя работу по рисованию хакасского узора, следует руководствоваться методическими указаниями к альбому «Декоративное рисование в детском саду» под ред. Н. Е. Вераксы и книгой «Хакасский орнамент» (Из наследия Н. Н. Нагорской. 1932 г.).

Во второй младшей группе в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» появляется раздел «Развитие продуктивной деятельности» (рисование). Задачи перед воспитателем ставятся следующие: приобщать детей к декоративной деятельности.

Начиная со средней группы в разделе «Развитие продуктивной деятельности», выделяется раздел - декоративное рисование и соответственно задачи ознакомления и приобщения детей к декоративному искусству усложняются. Из 3 – 4 занятий по декоративному рисованию, рассчитанных на это полугодие, 2 занятия можно посвятить рисованию хакасского орнамента. Следует обучать детей тем элементам узора, которые предусмотрены «Программой воспитания и обучения в детском саду» (мазки, точки, прямые линии, кольца, дуги). Я предлагаю три образца:

- полоса (тема образовательной деятельности: «Поясок»);

- квадрат (тема образовательной деятельности: «Коврик»);

- круг (тема образовательной деятельности: «Блюдо»).

Воспитатель может выбрать два любых образца, выполненных различными материалами, с учетом возможностей детей данной группы.

В старшей группе продолжается работа по обучению детей хакасскому узору. Для расширения представлений детей о хакасском орнаменте в групповой комнате помещают предметы быта, элементы национальной одежды.

Обучая детей составлению узоров по мотивам городецкой, хохломской, жостовской росписи, программой предусмотрено 6 занятий в год (темы: «Поясок», «Женская шапочка», «Блюдо», «Кувшин», «Коврик» и занятия по замыслу). Посвятить хакасскому орнаменту можно 3 занятия, при этом строго придерживаясь программных требований. В старшей группе, помимо геометрического, знакомим ребят с растительным и животным орнаментами. Особое внимание уделяем на характерное цветосочетание, присущее хакасскому национальному орнаменту.

В подготовительной к школе группе предлагается детям для росписи чаши разной формы и цвета (в зависимости от формы они сами подбирают соответствующий орнамент). Рекомендовано проводить 6 – 7 занятий в год. По рисованию хакасского орнамента 3 – 4 – по замыслу (темы: «Посуда», «Предметы быта», «Одежда», где дети имеют возможность самостоятельно выбрать тему, форму, орнамент и симметрично расположить его.

К работе привлекаем и родителей. Проводим беседы на тему «Как знакомить детей с произведениями народных мастеров». Организуем экскурсии в музеи, выставки детских работ, проводим открытые занятия и т. д.

Конспекты организованной деятельности по декоративному рисованию

Тема организованной деятельности. Роспис пиалы по мотивам хакасского декоративного узора.

Программное содержание. Учить детей составлять композицию узора, подбирать элементы в соответствии с формой посуды. В узоре соблюдать пропорцию, работать концом кисти, проводить линии сверху вниз, слева направо и наклонные линии. Рисовать завитки, листья, бутоны, точки по показу воспитателя.

Использовать традиционные для хакасского орнамента гаммы цветов. Правильно подбирать тона красок.

Воспитывать аккуратность, чувство красоты, интерес и любовь к хакасскому народному орнаментальному искусству.

Материал. Плоскостная форма пиалы из тонированной бумаги серого цвета. Образцы пиал разного объема, украшенные хакасским орнаментом; кисти №2; белая, черная гуашь.

Предварительная работа. Рассматривание хакасских народных изделий, иллюстраций.

Методические приемы. Рассмотреть форму посуды, уточнить какие детали подойдут к данной форме. Спросить детей, что такое орнамент и какие они знают орнаменты других народов, из каких элементов состоит хакасский орнамент.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель. Дети, чем вы любите заниматься дома и в детском саду.

Сегодня я научу вас расписывать пиалу. (Показывает пиалу).

Какой формы пиала?

Рассмотрите внимательно форму и роспись пиалы. Как вы думаете, из какого материала выполнена эта пиала? (Из металла).

Правильно, поэтому я подобрала серый фон, как цвет металла.

Какой материал можно использовать для росписи пиалы?

Из каких линий и элементов узора состоит роспись пиалы?

Правильно, из тонких листьев слева направо, наклонных бутонов и завитков, как рога у козы. По разному можно придумать декоративный узор на пиале, но сегодня мы будем учиться его расписывать вот так. (Показывает.)

В ходе организованной деятельности воспитатель следит за осанкой детей и техникой рисования (правильно держать руки и кисть при проведении линий).

Анализ работ. Выбрать те работы, которые больше похожи на образец; показать аккуратные, но неровно проведенные линии. Объяснить, почему они получились такими. Похвалить успешно справившихся с работой.

Тема организованной деятельности. Роспись хакасского национального украшения - пого.

Программное содержание. Учить детей изображать орнамент, путем выкладывания по контуру маленьких шариков пластилина, таким образом постепенно заполняя его; подбирать нужные цвета. Рисовать аккуратно. Воспитывать интерес к хакасскому национальному орнаменту.

Материал. Плоскостные бумажные формы хакасского украшения – пого из картона черного цвета, цветной пластилин, изготовленные заранее различные трафареты с хакасским орнаментом.

Предварительная работа. Рассматривание хакасского украшения – пого, иллюстраций.

Методические приемы. Краткая вступительная беседа о том, из каких деталей рисуют хакасский орнамент. Что такое орнамент? Для чего он нужен? Какие вещи и украшения украшаются орнаментом?

Содержание организованной деятельности

Воспитатель. Дети, я приготовила вам музыкальную загадку, послушайте и отгадайте ее. (Играет музыка Г. Е. Колмакова «Хакасия».)

Какому народу принадлежит эта музыка? Подумайте и скажите, какая она. Песенная, танцевальная или маршевая? (Ответы детей.)

Какое настроение она вызывает у вас? Давайте вспомним, как одевались и какие украшения надевали на себя хакасские женщины и девушки на праздник.

Характерным женским украшением был нагрудник (пого). Он вырезался из кожи, обшивался плотным материалом и на него наносился узор с помощью перламутровых пуговиц, кораллов и бисера. Пого надевали только на свадьбу.

Ныне, в основном следуя традиционным схемам, мастера вносят в композицию немало своего, придерживаются других орнаментальных ритмов.

А сейчас часто ли мы видим такие украшения?

Пого, как нагрудное украшение получило широкое распространение среди хакасских женщин, которые надевают его на любой праздник.

Сегодня мы с вами научимся рисовать узор для хакасского праздничного украшения - пого. Я приготовила для вас различные трафареты с хакасским орнаментом. Ваша задача обвести по контуру трафарет с помощью восковых мелков, положив его на плоскостную форму пого.

В ходе занятий воспитатель следит за осанкой, действиями детей.

Анализ работ.

Публикации по теме:

Проект: «Юный дизайнер» Старшая группа Актуальность: На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Рисование Зимний комплект одежды-шапка и варежкиРисование Зимний комплект одежды-шапка и варежки Наступила зима,на улице выпал снег, мы с детьми решили нарисовать вещи которые необходимы нам зимой. Вначале занятия с детьми отгадывали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение дошкольников рисованию хакасского орнамента
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 09:24
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение дошкольников рисованию хакасского орнамента» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чертыгашева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД