Татьяна Семенова
Обучение сюжетно-ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевые игры
Актуальность:
Сюжетно-ролевые игры - самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях, и в отношениях, и в суждениях. Ролевая игра позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Публикация «Обучение сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Мною была поставлена следующая цель: Учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас. Воспитывать чуткое, внимательное отношение друг к другу.
Задачи:
• Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку.
• Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.
• Формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним.
• Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Перспективный план по сюжетно – ролевым играм 2014 года
Сроки Перечень игр и виды работ Цели и задачи Пособия и материалы Отметка выполнения Ответственные
Январь
Февраль
Март
I ПОВАР
1. рассматривание предметных картинок (посуда, действия повара и т. д.) Помочь понять, как важен труд повара по приготовлению еды для всего детского дома, какие вкусные блюда они готовят. Воспитывать уважительное отношение к труду повара. Картинки с разнообразной посудой и картинки с действиями повара (варит, жарит, режет, печет и т. д.)
2. рассматривание настоящей посуды Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями. Детская, игрушечная посуда
3.
Экскурсия на кухню Знакомство с названиями предметов кухонной посуды, уточнение и закрепление назначения предметов кухонной посуды; дать представление детям о профессии повара;
Развивать наблюдательность; воспитывать уважение к труду взрослых, желание называть сотрудников детского сада по имени и отчеству.
Предметы кухонной посуды (кастрюля, сковорода, половник и т. д.)
4.
Показ изготовления винегрета Рассматривание овощей; познакомить с названиями некоторых овощей;
Учить узнавать их по названию и самостоятельно называть;
Активизировать словарь, развивать связную речь Вареные овощи, доска для резанья овощей, нож, масло растительное, миска для винегрета
5.
Изготовление булочек Знакомить детей с процессом приготовления булочек и правилами безопасности на кухне
Развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас словами противень, тесто, духовка. Дрожжевое тесто, противень для запекания.
6.
Изготовление атрибутов (при детях) Формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними;
Картон, ножницы, клей, маркер.
7.
Рассматривание всех атрибутов Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Одежда для повара, игрушечная, детская посуда
8.
Д/и напоим куклу чаем Знакомить с названием предметов из чайного сервиза;
Упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития, закреплять навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку;
Обогащать игровые действия - научить кукол пить чай из чашки;
Закреплять знание «чайной церемонии» : вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку. Чайный сервиз (блюдца, чашки, заварочный чайник, сахарница, десертные тарелки, вазочка для печенья, чайные ложки.
9.
Д/и накормим куклу Знакомить с названиями столовой посуды,
Объяснять детям последовательность расстановки приборов для обеда Кастрюля, поварешка, сковородка, ложка, вилка, глубокая и мелкая тарелки, чашка - для каждого участника игры.
10.
Д/и к кукле гости пришли Учить детей поить чаем куклу ( позже и другие игрушки: мишку, зайку и т. д.)
Формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними;
Развивать ласковое, заботливое отношение к кукле. Куклы, чашки, блюдца, ложки, сахарница и чайник из чайного сервиза, игрушечное печенье.
11. самостоятельные игры Учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты повара и называть их. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к друг другу. Кастрюля, поварешка, сковородка, ложка, вилка, глубокая и мелкая тарелки, чашка - для каждого участника игры.
Апрель Май Июнь
II доктор
1.
Наблюдения за действиями медсестры в группе Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями. Атрибуты у медсестры
2. рассматривание предметов медсестры (чем она работает) Показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
Атрибуты у медсестры
3. рассматривание картин (предметных, сюжетных) Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями. Картины предметные и сюжетные
4.
Экскурсия в медицинский кабинет Цель. Дать детям представления о профессии медсестры
Рассматриваем медицинский кабинет
5.
Наблюдения за работой врача и рассматривание медицинских принадлежностей Научить основным приемам ухаживания за больным, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему;
Правильно пользоваться врачебными принадлежностями в соответствии с их назначением;
Атрибуты у врача
6.
Ручной труд: изготовление градусника, горчичников для игры «в больницу». Формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними;
Картон, ножницы, клей, маркер.
7.
Д/и кукла маша заболела Знакомить детей с профессией врача, и учить детей игровым действиям их выполнению в определенной последовательности: осмотр, послушать трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры, градусником, лечение таблетками.
Развивать слуховое внимание, восприятие, памяти путем названия предметов для лечения куклы, запоминание последовательности лечения.
Учить пользоваться игрушками – заместителями, выполнять роль врача,
Воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача. Закреплять умение выполнять игровые действия. Бинт, вата, горчичники, медицинские инструменты, шприц, лекарства, банки, белые халаты, фонендоскоп
8
Дидактические игры: «Подбери инструменты и принадлежности для врача», Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями. Атрибуты из игр: доктор, повар, парикмахер…
9.
Игровая ситуация: «Выздоровление Машеньки»
Вызвать сочувствие к заболевшей кукле, включить детей в обсуждение проблемы и поиск конкретных путей оказания помощи. Научить правильно пользоваться врачебными принадлежностями в соответствии с их назначением. Белый халат, куклы, атрибуты для игры “Больница” (шприц, градусник, витамины).
10.
Слушанье музыки кукла заболела, кукла выздоровела Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Музыкальные диски.
11.
Чтение художественной литературы: Чуковский «Айболит» 1. Познакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Учить понимать занимательность сюжетов его сказок, особенность языка.
2. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным, желание помочь им.
3. Развивать творческие способности дошкольников. Рассказ Чуковского «Айболит»
12.
Занятие: лепка («угощение для заболевшей куклы – витаминки») Закрепление навыков лепки, учить детей проявлять заботу о заболевшем. Пластилин, дощечка, коробочка, витамин
13.
Рассматривание атрибутов в игре доктор Цель. Дать детям представления о профессии доктор
Изготовление атрибутов
14.
Просмотр мультфильмов
«Айболит», «Бегемот, который боялся прививок» Закрепить ранее полученные знания о труде врача, обогащать словарь, развивать речь детей; Диски с мультфильмами: «Айболит», «Бегемот, который боялся прививок»
15.
Совместная игра (приложение № 1) 1. Способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
2. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (врач-пациент).
3. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли. Набор медицинских инструментов (градусник, шприц, вата, фонендоскоп).
Июль
Август
Сентябрь
III ПАРИХМАХЕР
1.
Просмотр видео презентации «О работе парикмахера»
Закреплять знания детей о работе парикмахера, о правилах поведения в парикмахерской;
Видео о работе парикмахера
2.
Рассказ о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской
Цель. Дать детям представления о профессии парикмахер
Рассказ о парикмахере
3.
Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера
Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ножницы, фен, мисочки и щеточка для окрашивания волос, заколки, бигуди и др.
4.
Рассматривание альбома с образцами причесок: мужских, женских и детских, журналов мод
Вызвать желание выглядеть красиво
Альбомы с прическами
5.
Беседа «Для чего нужна парикмахерская?»
Расширять знания о профессии парикмахера, Беседа про профессию парикмахер
6.
Чтение потешек об умывании, причесывании, К. И. Чуковский «Мойдодыр»
Развить умение внимательно слушать рассказ взрослого, активно отвечать на вопросы по содержанию; сформировать интерес к сказкам;
Рассказ К. И. Чуковский «Мойдодыр»
7.
Д\И «Кому что нужно для работы?»
Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями. Атрибуты из игр: доктор, повар, парикмахер…
8.
д/и «Для чего эти предметы», Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ножницы, фен, мисочки и щеточка для окрашивания волос, заколки, бигуди, расчёски, ножницы и др.
9. Д/и «Причешем куклу красиво» Развивать игровые умения и навыки, расширять знания о профессии парикмахера, обогащать словарный запас-расческа, фен, ножницы, зеркало, лента, бант Расчёски, ножницы (предметы заместители, банты, ленты (в 2-3 экземплярах, зеркало, куклы
10. совместная игра
Учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к друг другу. Ножницы, фен, мисочки и щеточка для окрашивания волос, заколки, бигуди, расчёски, ножницы и др.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
IV ШОФЕР
1.
экскурсия на улицу (наблюдение за транспортом)
Развивать устойчивое внимание, дать общее представление об автомобиле (машина едет, останавливается, гудит, сигналит, у машины есть колеса они крутятся, кабина – в ней сидит шофер, он сидит за рулем, правильно рулит, то есть ведет машину, кузов – в нем возят груз; машины бывают легковыми и грузовыми. Машины
2.
Наблюдение
- за движением автобусов,
- действиями людей на автобусной остановке Создать основу для развития и обогащения содержания игры Автобусы
3.
Рассматривание иллюстраций с изображением транспорта Развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом
Картинки с изображением транспорта
4.
Чтение
Б. Заходер «Шофёр» А. Барто «Грузовик»
Развить умение внимательно слушать рассказ взрослого, активно отвечать на вопросы по содержанию; сформировать интерес к сказкам;
Рассказы и стихи Б. Заходер «Шофёр» А. Барто «Грузовик»
5.
Наблюдение за машинами.
Обратить внимание на разнообразие разного вида транспорта»
Иллюстрации с изображением автомобиля
6.
Наблюдение за водителями.
Дать детям представления о профессии водителя
Наши водители
7.
Музыкальное развитие
«Автобус»
Муз. М. Иорданского, сл. О. Высоткой «Машина» муз. Т. Потапенко, сл. Н. Найденовой «Мы едем, едем, едем.», «Автомобиль»
Учить:
- воспринимать мелодии спокойного, веселого характера;
-отзываться на музыку движениями рук, ног, хлопками, притопами, покачиваниями Музыкальные диски
8.
Знакомство со спец машинами «Скорая помощь», пожарная машина.
Познакомить детей со спецмашинами, они спешат на помощь людям, «скорая помощь» - к больным, пожарная машина – тушить пожар. Спец. машинки «Скорая помощь», пожарная машина.
9.
Транспорт
Развивать умение детей различать виды наземного транспорта (грузовые, легковые);
Закрепить знания о частях машины Машинки разного вида
10. Конструирование
«Строительство дорожек для пешеходов и машин»
Формировать представление о протяженности предметов. Познакомить с разными способами соединения деталей при построении дорог для пешеходов. Строительный материал
11.
Рисование
«Широкая и узкая дорожки»
Закрепить умения детей проводить широкие и узкие линии Кисть, краски, альбомные листы, стаканчик с водой, подставка для кисточки.
12.
Аппликация «Автобус», «Цветные автомобили» Формировать умение по образцу собирать из частей целое активизировать словарь детей. Шаблоны автобусов и автомобилей, клей, альбомные листы, тряпочки
13.
Д/игра «Транспорт» «Назови машину»
. Познакомить ребенка с названиями машин. Карточки с различными видами транспорта
14.
д\и Покатаем кукол на машине Продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир).
Воспитываем интерес и уважение к профессии водителя, воспитываем желание соблюдать нормы поведения в общественном транспорте, закрепляем умения выполнять игровые действия 1. Набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичик).
2. Рули (2-3 шт., можно использовать игрушки-заместители: круг, кольцо
3. Куклы, образные игрушки (мишка, заяц, лисичка и т. д.).
4. В строительном уголке воспитателем заранее построена машина.
15.
«Строим дорожку» (из кирпичиков, обыграть их.
Побуждать детей выполнять постройки по словесному объяснению воспитателя, рассматривая только образец. Строительный материал
16.
Аппликация «Светофор»
Стимулировать детей к передаче в своих работах впечатления, полученных на улице.
Готовые шаблоны, чистые листы, клей, тряпочки
17.
С/р игра «Мы–водители»
Расширять кругозор детей об окружающем, о труде людей, о профессии шофера, давать им новые впечатления через наблюдения, игру; Учить включать новые эпизоды в сюжет игры; Учить играть рядом, не мешая друг другу, и вместе. Развивать и поощрять взаимодействия детей в игре Различные игрушечные машины: грузовики, легковые автомобили, тракторы, подъёмные краны. Руль, стульчики, кепка. Крупный и настольный строительный материал: кубы, бруски, кирпичики, пластины. Мягкие модули
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Программное содержание:
1. Способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
2. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (врач-пациент).
3. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.
Игровой материал:
Набор медицинских инструментов (градусник, шприц, вата, фонендоскоп).
Подготовка к игре :
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы по теме.
Игровые роли:
Доктор, медицинская сестра, пациенты.
Воспитатель: Ребята, мы с вами будем играть в «Больницу». Давайте вспомним, какие принадлежности нам необходимо иметь для игры? Правильно, для игры в «Больницу» нам необходимо иметь набор медицинских инструментов. Спасибо Ваня (Ваня выносит комплект игры «Доктор»).
Врачом сегодня буду я. Чтобы быстрее лечить всех больных, помогать доктору принимать больных, нужна медицинская сестра. Кто хочет быть медицинской сестрой? Медицинской сестрой хочет быть Алина. Хорошо.
Ход игры.
Воспитатель: Открыта больница для всех людей, идите лечиться в неё поскорей!
Проходим на приём к врачу.
Чтобы не толкаться, не мешать друг другу можно присесть на стульчики, подождать своей очереди.
Врачи, очень умные и добрые люди. Они много знают про каждую болезнь, про каждое лекарство. Они помогают людям, которые заболели.
Пациент: Здравствуйте. Я упал и подвернул руку.
Врач: Здравствуйте. Давайте посмотрим, что у вас с рукой.
Какая большая рана, сейчас мы её обработаем хорошо, смажем йодом, вот так. Пройдите, пожалуйста, к медицинской сестре, она вам сделает обезболивающее лекарство (делает шприцом укол). Выздоравливайте. До свидания.
Пациент: Здравствуйте.
Врач: Здравствуйте. Проходите, садитесь. Расскажите, что случилось?
Пациент: У меня болит живот.
Врач: Давайте посмотрим, послушаем больного фонендоскопом: «Дышите, не дышите» (врач осматривает больного).
Врач: В жизни нам необходимо
Очень, много витаминов,
Всех сейчас не перечесть
Нужно вам, побольше есть
Мясо, овощи и фрукты-
Натуральные продукты,
А вот чипсы, знай всегда
Это вредная еда.
Врач: Выздоравливайте. До свидания.
Пациент: Здравствуйте.
Врач: Здравствуйте. Расскажи мне, девочка, что с тобой случилось?
Пациент: У меня болит горлышко.
Врач: Пройдите к медицинской сестре, она вам даст градусник, чтобы узнать есть ли у вас температура или нет. Температура нормальная.
Давайте посмотрим горлышко (шпателем смотрит горло).
Врач: О-о! Горло красное.
Днём и ночью кашель частый
Нарушает твой покой,
Нужно делать полосканье,
Пить ромашковый настой.
Выздоравливайте. До свидания.
Воспитатель: Все люди проходят осмотр, делают прививки, осматриваются врачом.
Молодцы, ребята, интересная игра у нас с вами получилась. Алина внимательная медсестра, со всеми здоровалась, добрая, хорошо ставила уколы. Умница. Пациенты были вежливыми, терпеливыми, не капризничали. Молодцы.
Описание работы
Первоначально сама принимаю активное участие в играх - подсказываю ребятам, как построить сюжет, распределить роли, подобрать игрушку, подводя их к самостоятельной организации игры.
При объединении для совместных игр я использую различные приёмы. Например, Лёша возит грузовую машину, а Артем что - то начал строить, беря время от времени детали из ящика «строителя». Предлагаю Лёше на машине подвозить Артему детали и, чтобы была быстрее закончена постройка, подключаю к ней Сергея. «Сергей, помоги, пожалуйста, Артему»- прошу я. Так игра обрела новый характер - в ней участвовала уже группа детей. В конце игры обратила их внимание на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. Потом, когда дети начинали что-то строить, они уже объединялись.
Сюжеты детских игр развивались как через самостоятельные, так и через игры во время занятий. В каждой игре есть новое содержание, обучение, которое давало конкретные примеры нравственного отношения друг к другу, а также к игрушкам и предметам.
Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания. Постепенно учу детей самостоятельно строить сюжет игры и реализовать его, используя знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, слушания сказок, потешек, рассказов. Наблюдения строила так, чтобы в центре внимания был человек, осуществляющий трудовую деятельность, например, наблюдали с детьми работу шофёра, врача, повара, парикмахера: обращали внимание на то, что шофёр работает на машине и привозит нам продукты, врач лечит детей, а медсестра ему помогает, повар варит каши, супы, жарит котлетки и т. д. Такие наблюдения помогали переключать детей от ролевых игровых действий, связанных с предметом, к игровым действиям, связанным с ролью. Однако одного ознакомления было недостаточно для возникновения игры.
Остановлюсь на формировании сюжета наиболее любимой ребятами игры в «больницу». Первое, что я сделала, это познакомила их с книгой К. Чуковского «Айболит», обратила внимание на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате, рассмотрели иллюстрации о том, как Айболит лечит зверюшек. Все дети проявили большой интерес к содержанию книги, увлеклись красочными иллюстрациями. Также мы смотрели мультфильмы «Айболит», «Бегемот который боялся прививок». Изготавливали атрибуты к игре : горчичники, градусники из картона и т. д.
Коллективно посетили кабинет мед. сестры в доме ребенка, посмотрели весы, ростомер, шкаф, где хранятся лекарства, бинты, вата, коробочки со шприцами и т. д. в другой раз дети непосредственно наблюдали за работой мед. сестры. Она объяснила ребятам, что врач заботится об их здоровье, делает прививки, чтобы никто не болел. Затем в игровой комнате появился халат с шапочкой, сумка врача, в которой лежали градусник, трубка для врача. Познакомила детей с этими атрибутами, объяснила детям их значение, показала, как нужно действовать, дала самим детям попробовать послушать кукол, мишек, поставить градусник, в другой раз непосредственно перешла к игре.
Все дети приходили на приём со своими любимыми игрушками, даже которые раньше не принимали участие в игре. В дальнейшем в игру вводила новые медицинские атрибуты: шприц, банки. Постепенно усложняла сюжет. Заинтересовавшись, дети более активно включались в игру. А когда у них стало больше знаний о профессии и появился некоторый опыт, мы провели игру в «больницу».
Большое значение здесь имеет содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к явлениям окружающей жизни: любовь к труду, уважительное отношение к людям труда. Учитывая, что содержание игры оказывает большое внимание на формирование личности ребёнка, я развиваю интерес к таким играм, как «Больница», «повар», «шофер», «парикмахер», в которых формируются доброта, забота и вежливость.
Продуманная обстановка, интересные игрушки, дружное общество товарищей – всё это заставляет играть с удовольствием, с хорошим настроением. Наблюдая за ходом игры, я следила за речью детей, незаметно вмешивалась, исправляя её, и они воспринимали это как вполне естественное явление, усваивали правильное выражение.
Нужно не только научить детей играть, но и дать им через игру знания, воспитать у них нравственные качества. Во время игры я старалась всегда прийти им на помощь: выбрать нужные игрушки, место для игры, распределить роли.
Вывод:
Таким образом, в результате проделанной работы игра детей в нашей группе стала интересней, увлекательней. Дети, стали использовать атрибуты для игр по назначению. Применять игрушки заместители (карандаш-градусник, укол и т. п.). бережно обращаться с игрушками. Активизировалась диалогическая речь детей, дети стали называть свои действия («делаю укол», «лечу» и т. д.); дети постарше Артем Б., Артем К., Дима стали брать на себя роль («я доктор» и т. п.). и вообще дети стали дружелюбно относиться к друг другу (жалеют когда делают укол, делятся игрушками).