Ольга Шишкина
Обучение составлению рассказа по картине
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картине.
На занятиях решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и т. д.
Публикация «Обучение составлению рассказа по картине» размещена в разделах
В процессе обучения рассказыванию на материале картин используются разнообразные методические приемы: беседа; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.
Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам. Для того, чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картине.
Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. В начале проводится краткая беседа, в которой нужно коснуться основных моментов сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, надо обращаться к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное.
В конце краткой беседы педагог конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание.
В ходе занятия применяются различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце года). Если, например, занятие в старшей группе проводится в начале учебного года, можно применить прием совместных действий – педагог начинает рассказ по картине, а дети продолжают.
Можно привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.
Проводя занятия по рассматриванию картины и тем самым подготавливая группу к составлению содержательных рассказов, педагог усилит у детей интерес к картине, желание высказываться и вслушиваться в речь друг друга, если в ходе беседы предложит ребятам самим задавать вопросы.
Вопросы, задаваемые детьми, необходимо внимательно выслушать, для того чтобы, во-первых, прийти на помощь ребенку, затрудняющемуся в формулировке, а во-вторых, чтобы отделить те, которые непосредственно связаны с содержанием занятий, от тех, ответить на которые будет уместно в другое время. Ответы детей педагог также должен дополнять и уточнять.
Важно от занятия к занятию повышать активность детей. Это достигается целенаправленным установлением связи между содержанием занятий.
С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявляют все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать на одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней.
Сюжетная сторона рассказов станет ярче, если дети глубже вникнут в изображенные события, в действия всех персонажей, в их эмоциональное состояние. Однако ребенок часто допускает смысловые ошибки в истолковании событий, действий и поступков изображенных лиц, особенно при невнимательном и торопливом просматривании картины. Поэтому надо учить детей передавать событие с описанием всех его участников, обстановки, в которой он происходит, причинных связей и зависимостей, своевремен-но предотвращая появления в рассказах поверхностного перечисления персонажей и мелких деталей.
В ходе беседы нужно побуждать детей выражать личное отношение к изображенному. Ответив на вопросы: «На что в картине хочется подольше смотреть? Чем полюбоваться? О чем хочется подробнее всего рассказать?». Ребенок выделит что-то эмоционально привлекательное для себя, и это сделает для него картину более близкой, интересной, усилит желание говорить об изображенном.
Итак, в структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. Речевой практике дошкольников – рассказыванию отводится основное учебное время.
В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.
Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.
В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказов. Для коллективных рассказов нужно выбирать картины, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета.
В ходе беседы по картине дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания. Большую роль играет речь педагога, сопровождающая процесс рассматривания картины. Из речевого образца дети могут почерпнуть однокоренные слова (снег, снежный, снежок, снеговик, синонимы (ребята, детвора) и активно оперировать ими в своих рассказах.
Если в ходе беседы ребенок допускает речевую ошибку, нужно дать образец правильного употребления слова.
Переход от рассматривания картины к составлению рассказов – важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа. Затем по просьбе взрослого кто-нибудь из детей еще раз воспроизведет последовательность изложения материала.
Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (я поправляю рассказчиков, подсказываю нужное слово, подбадриваю и т. д.). Таким образом на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию.
Уже во второй половине учебного года структура занятий несколько изменяется. После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов. Вопросом «Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?» педагог сосредотачивает детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью подготовить рассказы. При этом педагог своими вопросами и указаниями («О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?») помогает им выявить в картинном материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но не сообщает детям готовый вариант, а ориентирует их на самостоятельное решение задачи, учит проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.
Таким образом, на занятиях следует применять методические приемы, вызывающие и поддерживающие проявление у детей инициативы.