Татьяна Гаврильева
Обучение разговорному якутскому языку в подготовительной к школе группе «Дьиэ кыыллара» — «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: воспитывать у детей интерес к домашним животным, устойчивый интерес к изучению якутского языка; развивать речь; добиваться правильного, отчетливого произношения звуков «5» и «h»;
познакомить детей с новыми словами по теме «Дьиэ кыылара» - «Домашние животные» и закрепить уже известные по теме «Дьиэ кэргэн» - «Семья»; способствовать пониманию смысла слов «ынах» (корова, «ат»(конь, «ыт» (собака, «куоска»(кошка, «сибиинньэ»(свинья, учить точно по смыслу употреблять их в речи;
Публикация «Обучение разговорному якутскому языку в подготовительной к школе группе „Дьиэ кыыллара“ — „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Животные. В мире животных
- Подготовительная группа
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
Сыала-соруга: о5олорго «Дьиэ кыылара» - «Домашние животные» тема5а сыhыаннаах тыллары билиhиннэрии, «Дьиэ кэргэн» - «Семья» тема5а билэр тылларын хатылааhын; сана тыллары ойдyyллэрин cитиhии; сахалыы «5» уонна «h» дор5ооннору чуолкайдык санарарга эрчийии; тыл саппааьын байытыы; таба санарар уоруйэхтэрин сайыннарыы; саха тылын уорэтиигэ интэриэhи иитии.
Словарная работа - тыл улэтэ: новые слова: аат тыллар – ат, ынах, ыт, куоска, сибиинньэ; туохтуур – кистиир,манырыыр, урэр, ньаа5ыныыр, санарар; слова на закрепление: аат тыллар - ийэ, а5а, эбээ, эhээ, эдьий, убай, балыс, быраат.
Выполнение заданий – сорудахтары толоруу: турун, хаамын, олорун.
Материал и оборудование: презентация с изображением и звуком.
Содержание деятельности: I.Вводная часть (киирии чааhа).
1. Оргмомент. Приветствие детей, гостей. Дорооболоhуу.
-Утуо сарсыарданан, кунду ыалдьыттар! Дорооболорун, о5олоор! Баhаалыста олорун.
2. Сообщение цели занятия. Дьарык сыалын-соругун билиhиннэрии.
-Cегодня на занятии якутского языка мы узнаем новые слова и вспомним знакомые. Вас ждут интересные задания и игры.
II.Основная часть. Сурун чааhа.
1. Сообщение новых знаний. Сана теманы билиhиннэрии. Тема: «Дьиэ кыыллара».
Загадывание загадок. -А сейчас я вам загадаю загадки. Мин эhиэхэ таабырыннары таайтарыам.
Лает, кусает,
В дом не пускает.
(Дети отгадывают загадки).
-Правильно, собака. (Слайд с изображением собаки). А на якутском языке собака - ыт. Проговорим это слово все вместе. Ыт (Повторяем 2-3 раза).
Мохнатенькая, усатенькая
Ест и пьет, песенки поет.
Да, это кошка – куоска. Скажите «куоска». (Слайд с изображением кошки. Проговариваем все вместе).
Хвост крючком, нос пятачком. Кто это?
Правильно, это - свинья. Сибиинньэ. (Иллюстрация). Скажем все вместе (произносим слово 2-3 раза).
Голодная мычит, сытая жует,
Всем детям молоко дает. Кто же это?
Корова - ынах.
(Слайд). Давайте скажем все вместе. Ынах.
Я большой и я красивый.
Я бегу – и вьется грива.
Длинный шелковый хвосток
И копытами «Цок-цок».
Кто это?
Конь – ат.
О5олоор, бу тугуй? Ат. (Слайд)
Работа над произношением. А теперь мы с вами поиграем в игру – будем проговаривать эти слова (названия животных) медленно – бытааннык, быстро - тургэнник, тихо – кыратык, громко - улаханнык.
Игра «Угадай, кто это?» Сейчас мы с вами будем угадывать, кто же к нам пришел в гости. «Ким биьиэхэ ыалдьыттыы кэлбитий?» Встанем все в круг. Валерия будет показывать движения, повадки животного, а вы будете отгадывать кто это. Молодцы, дети! Вот вы и отгадали всех животных.
Игра «Кто как говорит?» (на понимание смысла предложения и звукоимитацию). Я хочу узнать у вас «Какое животное как говорит?» Ыт хайдах урэрий? Куоска хайдах ньаа5ыныырый? Ат хайдах кистиирий? Ынах хайдах манырыырый? Сибиинньэ хайдах санарарый?
Физминутка под музыку. Давайте отдохнем. (Дети выполняют движения под музыку).- О5олоор, баран олоруо5ун.
Игра на закрепление новых слов. У вас на столах лежат модели животных. Вы должны правильно и быстро собрать изображение и назвать это животное на якутском языке. Все вы отлично справились с заданием.
2. Повторение пройденного. Тема «Дьиэ кэргэн» (Семья). Работа с изображениями на презентационном материале. Бу кимий? ( Дети отвечают: бу ийэ; бу а5а; бу эьээ; бу эбээ: о5олор; убай; эдьиий; балыс; быраат).
«Хлопни в ладоши». Веселый язычок приготовил нам задание. Если в словах есть звук «5» и «h»нужно хлопнуть в ладоши. Ийэ, а5а,эбээ, эьээ, эдьиий, убаай, балыс, быраат.
Пальчиковая гимнастика «Дьиэ кэргэн».
Кто живет в нашей семье?
Бу-эьээ. Бу-эбээ. Бу-ийэ. Бу-а5а.
Бу-мин. Бу-дьиэ кэргэн!
III.Заключительная часть. Тумуктуур чааhа. - Сегодня на занятии мы с вами узнали много нового, интересного. Вы очень хорошо занимались. Молодцы! Давайте подарим нашим гостям свое любимое стихотворение. (Дети читают стихотворение «Сахалыы санарабыт»). Вы очень хорошо занимались. Молодцы! До свидания! Корсуоххэ диэри!