Елена Половнева
Обучение рассказыванию детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение рассказыванию детей среднего дошкольного возраста.
В работе воспитателя всегда большие затруднения вызывает обучение детей рассказыванию.
Дети, не умеющие рассказывать затем плохо справляются с заданиями в школе, которые требуют умения логически мыслить, составлять связный рассказ по картине или теме, не могут пересказать последовательно и без пропусков знакомую сказку. В этой связи предлагаются рекомендации, составленные на основе многолетней работы в детском саду и определенный порядок действий по преодолению возникающих трудностей.
Публикация «Обучение рассказыванию детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
В начале учебного года в средней группе дети лишь с помощью взрослого пересказывают хорошо знакомые сказки. Кроме частых пауз во время пересказывания, встречаются не менее частые повторения. Не спасают ситуацию даже красочные иллюстрации к сказкам. Происходит это по причине того, что детей не учили пересказыванию. Поэтому знакомую сказку пересказывает сам воспитатель, обращая внимание детей на атрибуты сказки и красочные иллюстрации. Предлагая детям одеть шапочки героев сказки и произнести слова героя сначала с помощью взрослого, мы поддерживаем интерес к сказке, а затем и к драматизации. Каждый ребенок старается запомнить сказку, чтобы участвовать в драматизации.
Но большинство детей все еще не могут пересказать без помощи взрослого: подсказать нужное слово, напомнить, что надо рассказывать надо громко не спешить.
Следующий шаг-научить пересказывать впервые услышанные на занятии сказки и рассказы. И опять встречаются те же проблемы: пропуски, монотонность и невыразительность речи. Не удастся научить пересказу, если не завести дневник и не записывать ошибки. На основе этого дневника наблюдения легко затем построить целенаправленную индивидуальную работу.
Речевое развитие у детей неодинаково, различны ошибки, поэтому для наблюдения намечается группа детей с разным уровнем развития речи, внимания и памятью, но типичными для каждой группы.
Индивидуальная работа начинается уже в начале года на основе записей в дневнике наблюдения. Дети пересказывают с помощью иллюстраций хорошо знакомые сказки и впервые услышанные многократно на занятии и вне, при этом воспитатель постоянно подсказывает нужное слово, как пересказывать выразительно, напоминает, что не надо торопиться и говорить громче.
Благодаря драматизации дети начинают понимать, что каждый персонаж должен говорить своим голосом. Здесь нужно научить диалогу, часто помогая вопросом: «Каким голосом говорит заяц, он же трусишка?», «А каким голосом скажет лиса, она же хитрая?» После этого многие дети будут подражать воспитателю, быстро усваивают диалог-всем хочется участвовать в драматизации.
С начала учебного года воспитатель должен учить детей полным ответам. Сначала повторять за воспитателем, потом за детьми которые это освоили. Без этого умения- отвечать на вопросы, правильно строить ответ, нет пересказа нет рассказывания. Затем учим детей отвечать на поисковые вопросы: беседуя по содержанию сказки учим отвечать на конкретные вопросы по содержанию произведения затем на поисковые стараясь заинтересовать детей поисковой ситуацией. Например-при пересказе сказки «Теремок» вначале занятия показываем элемент декорации из настольного театра-теремок и предлагаем вспомнить из какой он сказки. «А это хитрая плутовка из какой сказки?» «А эта мышка в какой сказке появляется первая?» Такие вопросы-это элементарная логическая задача, она обеспечивает мыслительную активность детей и стремление каждого ответить на на эти вопросы поискового характера. Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает следующие вопросы: «Что я спросила?» «Запомнил?» Давай ответим вместе правильно, а теперь ответь сам. Кто поможет ответить правильно? Таким образом дети учатся слышать и слушать ответы сверстников.
Игра «Узнай по описанию» (упрощенный вариант логической задачи) воспитатель предлагает при пересказе нового литературного произведения, дети лучше запоминают содержание и эмоциональнее перескажут. В конце занятия придумают образные слова к главным героям произведения. Упражняясь в подборе определений к словам-существительным дают возможность начать обучение описывать игрушки.
Давая образец описательного рассказа, нужно обратить внимание на детали игрушки, чтобы понимать, что речь идет именно об этой игрушке. Затем нужно обратить внимание на последовательность описания: назвать игрушку, сказать какой она формы, цвета, как с ней можно играть. Последовательность описания можно выделить в образце, в случае необходимости обратиться к детям. Дети привыкают слушать ответы сверстников. А в «Дневнике наблюдения» записать, что надо напоминать о последовательности описания, упражнять в подборе определений к словам, обратить внимание на грамматическую правильность речи»
Рассказывая по картине, дети отвечают короткими и полными ответами на вопросы по содержанию и поисковые, и воспитатель напоминает, что рассказывая нужно смотреть на картину и вспоминать истории из своего личного опыта по теме картины. В «Дневнике» пишется-упражнять в описании, учить рассказыванию из личного опыта.
Благодаря «Дневнику» воспитатель может разнообразить приемы обучения рассказыванию, и у детей уже в средней группе появляется интерес к рассказыванию, потребность мыслительных усилий, умение слушать не только взрослого но и детей.
.