Юлия Облавацкая
Конспект занятия по обучению нравственности «Упорство. Храбрость. Чуткость. Щедрость»
▼ Скачать + Заказать документы
Храбрость
Игра «Колечко храбрости»
Педагог приносит на занятие колечко. Это колечко храбрости. Дети встают в круг, и педагог просит их подумать, как можно помочь человеку, который боится темноты (воды, собак, оставаться дома один, заблудиться в лесу, летать на самолете и т. д.)
Затем педагог надевает колечко на палец кому-либо из детей, и этот ребенок рассказывает, как помочь человеку научиться храбрости в той или иной ситуации. После этого колечко возвращается педагогу, и проигрывается новая ситуация. Например: тому, кто боится собак, нужно купить маленького симпатичного щенка; тому, кто боится темноты, нужно поговорить с темнотой или рассказать ей сказку и т. д.
Публикация «Конспект занятия по обучению нравственности „Упорство, Храбрость, Чуткость, Щедрость“» размещена в разделах
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Считаете ли вы себя храбрым человеком?
• Было ли в вашей жизни какое-либо событие, которое сделало вас храбрее?
• Как вы думаете, что нужно для того, чтобы научиться храбрости?
• Есть ли в вашей жизни люди, рядом с которыми вы никогда ничего не боитесь?
• Были ли в вашей жизни случаи, когда беспокойство за чью— либо жизнь делало вас храбрее?
• Нужно ли быть храбрым человеком, чтобы говорить правду?
ХРАБРАЯ ЛЯГУШКА
М. Скребцова
Возле большого озера, спрятавшись под кочкой, сидела зеленая лягушка.
— Сестра, — окликнула ее другая лягушка, побольше, — что ты все дрожишь, пошли с нами на поляну. Сегодня я первый раз выступаю в хоре.
— Я боюсь, — тихо прошептала зеленая лягушка, — вдруг меня кто-нибудь съест!
— Эх ты, трусиха, — укорила ее лягушка-сестра. — Ты, наверное, и квакать-то не умеешь.
— Нет, — вздохнула зеленая лягушка, — я боюсь, что кто-нибудь услышит мой голос и съест меня.
— Ну и сиди, а я пошла, на поляне так весело! — сказала лягушка побольше и ускакала.
Зеленая лягушка посидела еще часок под кочкой и, наконец, решила выйти из укрытия поискать себе ужин. Болотистый берег озера был затоплен водой, и кочки кое-где поднимались прямо из воды. Зеленая лягушка, заплыв в тень большой кочки, приготовилась нырнуть, и вдруг прямо увидела чудовище с большим клювом. Лягушка от страха закрыла глаза.
Чудовище запищало:
— Не ешь меня, я еще маленький!
Лягушка приоткрыла глаза и увидела пушистого утенка, ко — торый, спрятав голову в траве кочки, продолжал пищать:
— Мама, спаси меня, я боюсь!
Лягушка оглянулась вокруг. Никого не было, только комары жужжали. Зеленая лягушка рассмеялась:
— Утенок, ты что, меня боишься?
— Да, — пропищал утенок, не поднимая головы.
Это насмешило лягушку еще больше:
— Но лягушки не едят утят.
— Ты большая и страшная, — ответил утенок.
— Не бойся, я маленькая, — успокоила его зеленая лягушка.
Утенок отважился, наконец, взглянуть на нее.
— Ты — симпатичный, — сказала лягушка утенку. — А где твоя мама?
— Мама с братьями поплыли на чистую воду, а я боюсь отплывать далеко от кочки, — вздохнул утенок.
— Не бойся, тут безопасно, — утешила его лягушка, — смотри лучше, как я ныряю.
До ночи они плавали и ныряли. Лягушка учила утенка квакать, а он ее — крякать.
Сестра зеленой лягушки, узнав об ее дружбе с утенком, пришла в ужас:
— Ты самая глупая лягушка на свете, он тебя съест!
— Ты сама — глупая, — обиделась зеленая лягушка, — почему я должна бояться моего лучшего друга?
Когда мама утенка узнала о лягушке, она сказала:
— Эта лягушка, наверняка, вкусная, раз она тебе так приглянулась. Приведи ее к нам на ужин.
— Мама, как ты можешь так говорить о моей самой лучшей подружке! — возмутился утенок.
— Посмотрим, долго ли протянется эта дружба, — усмехнулась в ответ мама-утка.
Но они остались друзьями, даже когда подросли. Каждый вечер встречались они возле большой кочки и вместе играли, ныряли и ужинали. И самое главное — вместе они ничего не боялись. Только родные продолжали считать их трусишками, потому что утенок не хотел отправляться в дальнее плаванье по озеру, а лягушка отказывалась принять участие в концерте.
Однажды, когда утенок учил свою подружку новому способу ныряния, случилась беда. Голодная ворона, пролетавшая мимо, схватила утенка за лапку и полетела со своей добычей к лесу.
Утенок пищал и бился, и ворона летела с трудом, касаясь крыльями травы. Вне себя от горя и ужаса, зеленая лягушка вскочила на кочку и заквакала так громко, как никогда в жизни:
— Ква-ква, караул! Ква-ква, спасите! Помогите!
Она огромными прыжками помчалась за вороной. В это время лягушки на поляне готовились к вечернему концерту. Какой же поднялся переполох, когда на поляну влетела ворона с утенком, а за ней зеленая лягушка. Лягушки бросились врассыпную, квакая изо всей мочи:
— Ква-ква, караул! Ква-ква, ворона! Помогите!
Вороне показалось, что сотни лягушек напали на нее, и она, выпустив от страха добычу, улетела прочь.
Через минуту все успокоилось. Испуганные лягушки попрятались по норкам. Зеленая лягушка помогла утенку подняться. Он почти не пострадал, только лапка, за которую его схватила ворона, болела. Зеленая лягушка обернула ее листом подорожника, и они тихонько побрели назад, к берегу.
Дома сестра сказала зеленой лягушке:
— Ты знаешь, что сегодня было на поляне? Ты бы умерла от страха. Только мы приготовились к концерту, как на поляну влетела огромная ворона с огромной уткой. Они хотели поужинать нами, но тут явилась волшебная зеленая лягушка и вступила с ними в бой. Пока она билась, мы все спаслись.
— А что же стало с волшебной лягушкой? — спросила зеленая лягушка.
— Она всех победила и исчезла, — ответила сестра.
Зеленая лягушка ничего не сказала, но на следующий день она и утенок долго смеялись над их рассказом.
— А моя мама, — смеясь, сказал утенок, — рассказала, что вчера вечером на поляне был бой за озеро между тремя волшебниками, которые приняли вид вороны, утки и огромной зеленой жабы. Победила всех волшебная утка. Мама сказала, что этот пример должен научить меня храбрости.
Вопросы и задания к сказке:
• Что помогло лягушке победить свою трусость?
• Как ты думаешь, останутся ли зеленая лягушка и утенок друзьями, когда они вырастут?
• Как ты думаешь, может ли слабый человек быть храбрым?
Сценка «Школа храбрости»
Поделите детей на группы по три человека. Один ребенок в группе — лягушка, другой — утенок, третий — какой-либо слабый лесной обитатель, например: мышка, зайчик, белочка. Дети должны придумать небольшие сценки о том, как лягушка и утенок учили храбрости своего лесного друга.
СМЕЛОСТЬ ГОРОДА БЕРЕТ
М. Скребцова
Я не трус, но я боюсь,
Вдруг я в яму провалюсь?
Вдруг меня собака злая
Выследит и искусает?
Вдруг контрольную работу
Не решу я отчего-то?
Вдруг расти я перестану?
Нет уж, лучше смелым стану!
Вопросы к стихотворению:
• Чего ты боишься больше всего на свете?
• Расскажи про какой-нибудь свой храбрый поступок.
• Спроси у папы, как научиться храбрости.
Рисунок «Храбрые путешественники»
Прочитайте детям пословицу: «Храброму не нужна длинная шпага».
Поделите детей на группы. Дети рисуют на листах ватмана, как они совершают путешествие на воздушном шаре; на паруснике через океан; поднимаются на горную вершину или переходят через знойную пустыню. Затем дети рассказывают, как храбрость помогала им в трудные минуты.
Упорство
Игра «Упорный, как мяч»
Дети встают в круг. Педагог берет мяч и ударяет им о пол, а затем объясняет детям, что мячик может научить их упорству, так как, падая, он снова и снова подскакивает вверх.
Затем педагог передает мяч кому-либо из детей, и этот ребенок рассказывает, какое дело у него не получается или чему он хотел бы научиться. Дети по очереди дают ему советы. Ребенок должен повторить все советы своих друзей, ударяя мячом о пол столько раз, сколько советов он запомнил.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Как упорство может помочь людям в следующих ситуациях:— Люди заблудились в лесу.
— У кого-то тяжело заболел близкий человек.
— Люди идут через пустыню, и у них кончилась вода.
— Вы переехали в новый дом, но у вас нет денег на покупку мебели.
— Вам нужно научить брата мыть перед обедом руки.
— Вам нужно вырастить возле дома красивый цветник.
— Вам нужно стать чемпионом в каком-либо виде спорта.
— Вам нужно научить писать слепого человека.
• Если бы вы встретили человека, который упал духом, что вы ему посоветовали бы?
• Что помогает вам не падать духом?
• Кто в вашей семье самый упорный?
УПОРНЫЙ ЮН СУ
Китайская сказка
Когда-то жил близ Фучжоу маленький мальчик по имени Юн Су. Отец его умер, остался он один с матерью. В доме у них было бедно и пусто. Иной раз нельзя было найти даже горсточки рису.
Пришло время Юн Су учиться, а у него не было ни бумаги, ни туши, ни кисточки для письма. Однако Юн Су твердо решил: «Буду учиться!» И стал придумывать, как обмануть нужду. Наут — ро он пришел к богатому соседу и сказал: — Я слышал, вы ищете работника в дом. Возьмите меня! Лет мне немного, это правда, да ведь я многого и не прошу: позвольте мне изредка лишь смотреть, как учатся ваши сыновья, и я буду доволен.
Богач обрадовался: пришел бесплатный работник! И согласился.
С утра до вечера трудился Юн Су в доме богача. Всю грязную и тяжелую работу оставляли ему. Но зато Юн Су мог изредка заглядывать в книги, по которым учились дети хозяина. А иногда удавалось прослушать и целый урок: придет учитель — а Юн Су спрячется в угол и слушает. Так и учился.
Через год начал уже сам разбирать слова. Но вот беда — писать не умел! Не на чем было. Задумался Юн Су: как тут быть? И придумал.
Жил Юн Су со своей матерью в маленьком домике на самом берегу моря. Волны целый день ровняли тонкий морской песок. И вот Юн Су взял длинную палку и пришел на берег моря. Быстро нарисовал на песке слово. Накатилась волна и все смыла. Нарисовал опять — и опять все смыла другая волна. Так он мог бесконечно писать без кисточки и бумаги. Но теперь стало ему не хватать книг. Однажды Юн Су подошел к своему богатому хозяину и сказал:
— Я работал на вас бесплатно — теперь хочу просить о плате. Однако если вы разрешите мне читать ваши книги, я согласен работать у вас так же еще год.
Хозяину жаль было терять такого выгодного работника, и он разрешил. Теперь у Юн Су были книги.
Приближалась зима. Дни стали короче. Юн Су приходилось работать дотемна, а учиться только ночью. Он был так беден, что не мог купить даже масла для лампы. Однако Юн Су не сдавался.
Когда светила луна, он читал и писал при лунном свете. А когда луны не было, Юн Су набирал в траве светлячков и наклеивал их на бамбуковую палочку.
При слабом свете живых светлячков упорный Юн Су продолжал читать по ночам.
Прошло много лет. Юн Су добился своего — он стал великим ученым. И до сих пор люди вспоминают упорство маленького бедняка Юн Су.
Вопросы и задания к сказке:
• Как вы думаете, если бы Юн Су не жил на берегу моря, какой способ он придумал бы для того, чтобы научиться письму?
• Если бы у вас не было ни книг, ни бумаги, ни кисточки для письма, ни возможности ходить в школу, но вам бы очень хотелось учиться, что вы предприняли бы?
• Напишите или изобразите буквы и слова без помощи бумаги, карандашей и ручек.
• Может ли человек стать ученым лишь благодаря своему упорству и страстному стремлению к знаниям?
Творческое задание «Упорные герои»
Поделите детей на группы и раздайте им рисунки с сюжетами из известных сказок. Например: «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Золушка», «Три поросенка», «Аленький цветочек».
Дети должны рассказать, как упорство помогло героям этих сказок достичь своей цели.
Затем попросите детей придумать волшебную ситуацию, когда герои этих сказок помогут им достичь какой-либо цели.
УПОРСТВО И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ
М. Скребцова
Труд с упорством руки трут,
Много дел их важных ждут.
От работы не бегут,
Сил своих не берегут.
Кучу сделают всего,
Им нестрашно ничего.
Горы вмиг перевернут,
Все на помощь их зовут.
Вопросы к стихотворению:
• Что бы ты посоветовал человеку, который не умеет упорно трудиться?
• Есть ли у тебя цель кем-то стать, когда ты вырастешь?
• Как упорство может помочь тебе достичь ее?
Рисунок «Упорство и труд»
Нарисуйте волшебную птицу с двумя крыльями. Одно крыло — упорство, другое — трудолюбие. Расскажите, в каких делах и как эта птица будет вам помогать.
Задание на дом
Попросите детей, следуя советам волшебной птицы, сделать то, что у них не получалось раньше.
Чуткость
Творческое задание «Чуткое сердечко»
Прочитайте детям пословицу: «У чуткого сердечка ласко— вы словечки». Дети встают в круг и по очереди называют друг друга какими-либо ласковыми словами. Например: теплое солнышко, пушистое облачко, веселый зайчик. Каждый ребенок повторяет ласковое слово, сказанное ему соседом, а затем называет каким-либо другим ласковым словом следующего по кругу человека.
В конце игры педагог обсуждает с детьми, что они почувствовали, когда им подарили ласковые слова.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Перечислите все, что бывает чутким. (Чуткое лицо, чуткая улыбка, чуткие руки, чуткий характер, чуткий взгляд, чуткое прикосновение.) Затем дети вспоминают и рассказывают разные эпизоды из своей жизни, когда они соприкоснулись с чем-либо чутким.
ЧУТКОЕ ОБЛАКО
А. Лопатина
Маленький грибочек раздвинул землю и показал свою красную шапочку. Погода стояла сухая. Грибочку не хватало сил, чтобы выглянуть из зеленой травы, и он жалобно попросил:
— Пить, дайте мне несколько капелек водички.
— Мы тоже хотим пить, нам тоже нужно несколько капелек водички, — раздались тоненькие голоса травинок, цветочков и ягод.
— Слышу, слышу, лечу, лечу, — послышался мягкий голос пролетавшего мимо облака, и с неба повеяло прохладой.
Облако спустилось пониже, и над лесом полился теплый грибной дождик. Красный грибочек напился, подрос и выглянул из зеленой умытой травки.
А облако чуть-чуть уменьшилось и полетело дальше.
За лесом было пшеничное поле.
— Пить, пить, — шелестели колоски. Уже две недели не было дождя, и мы не можем вырастить зернышки. Без зернышек у людей не будет хлеба и каши.
— Сейчас напою, потерпите немножко, — откликнулось облако и послало на поле резвые дождевые струи.
Подняли колоски кверху золотые головки, и зернышки в них сразу окрепли и подросли. Облако еще чуть-чуть уменьшилось и полетело дальше.
Залетело облако в город. Хотело оно отдохнуть на крышах домов. Смотрит, а дома в городе запылились, улицы загрязнились. Деревья и газоны стонут:
— Сколько пыли, нам просто дышать нечем, и никто не поможет нам.
— Я помогу, сейчас я вас умою, — прошелестело облако и умыло город сильным дождиком. Заблестели крыши домов, улицы и машины, чистенькими стали, а облако наполовину уменьшилось.
За городом был пруд. Вода в нем почти испарилась, он зарос зеленью и еле булькал:
— Я высыхаю. Мои рыбки без воды не могут дышать и плавать.
— Сейчас я налью тебе водички, пруд, — предложило облако и послало на землю такой сильный дождь, что пруд до краев наполнился. Рыбки обрадовались и закружились, а лягушки заквакали. Только облако совсем растаяло.
— Милое облако, спасибо, что ты своего богатства не пожалело для меня, — сказала Земля, — жаль только ты совсем исчезло.
— Я не исчезло, я превратилось в красный грибочек и зеленую листву, в золотые колоски и в чистый пруд, — прошептало облако в последний раз и растаяло.
Вопросы и задания к сказке:
• Почему облако помогало всем, кто хотел пить?
• Как ты думаешь, куда исчезло облако?
• У кого в вашей семье самые чуткие руки?
• От чего сон человека бывает чутким?
Рисунок «Чуткие мамины руки»
Нарисуйте чуткие руки своей мамы и расскажите какой-либо случай из своей жизни, когда ее руки помогли вам выздороветь, успокоили вас, вселили в вас надежду и т. д.
Сценка «Учимся чуткости»
Дети делятся на пары и вытягивают карточки с представителями разных профессий. В сценке-диалоге дети рассказывают, как проявят чуткость в своей работе представители разных профессий.
Если на карточке профессия «повар», дети должны представить себя чуткими поварами и придумать рецепт волшебного пирога чуткости. Если на карточке профессия «врач», дети должны представить себя чуткими врачами и придумать рецепт волшебного лекарства чуткости. Если на карточке — пилот, дети должны придумать самолет, который возит людей в страну чуткости и т. д.
Задание на дом
Попросите детей подарить чуткие слова каждому члену своей семьи.
Щедрость
Игра «Щедрые подарки»
Один человек играет роль феи Щедрости. Остальные дети получают разные буквы. Фея дотрагивается до кого-либо волшебной палочкой. Музыка останавливается, и ребенок называет свою букву.
Фея Щедрости должна придумать, какой подарок на данную букву она хотела бы подарить детям. Например, тому, у кого буква З, она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Трудно ли вам быть щедрым?
• Делитесь ли вы со своими родителями, братьями или сестрами, когда вам что-то дарят или когда вас чем-то угощают?
ЩЕДРАЯ БУХТОЧКА
М. Скребцова
Чистая бухточка хранила лучшие жемчужины моря, но всегда хорошо прятала их. Во всех других бухтах этого моря люди добывали жемчуг, и только в чистой бухточке никто не мог найти его.
Если бухты отдавали людям слишком много жемчуга, мама море сердилась и поднимала страшный шторм. От этого вода в бухтах мутнела. И только чистая бухточка оставалась всегда чистой.
«Ну и что! — говорили другие бухты, — зато мы щедро поделились с людьми, а ты скупая».
Бухточка молчала и по-прежнему прятала раковины с жемчужинами в глубокие расщелины.
Однажды на берег чистой бухточки пришел человек и попросил: «Подари мне только одну жемчужину. Моя дочурка очень больна, и мне нужны деньги на ее лечение. Ловцы жемчуга не пускают меня в другие бухты».
Человек нырнул и поплыл к тому месту, где бухточка хранила самую прекрасную жемчужину моря. И бухточка вдруг сама подтолкнула ее навстречу человеку.
«Что я наделала? Теперь море рассердится, и моя вода тоже станет мутной», — вздохнула чистая бухточка и услышала ласко — вый мамин голос:
— Эта жемчужина спасет жизнь девочки. Ты поступила щедро, и от этого твоя вода станет еще чище!
Вопросы и задания к сказке:
• Почему бухточка отдала свою жемчужину?
• Как ты думаешь, море щедрое?
• Что такое щедрость?
• Замечаешь ли ты, что кому-то нужна помощь?
• Когда ты делишься с друзьями, ждешь ли ты от друзей чего-нибудь взамен?
• Что щедрость изменяет в людях?
Рисунок «Жемчужина щедрости»
Нарисуй жемчужину, которую подарила человеку щедрая бухточка.
Творческое задание «Учимся делиться»
Прочитайте детям пословицу: «Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам».
Дети делятся на группы и получают от педагога по яблоку. Каждая группа должна разделить свое яблоко поровну на всех членов группы. Можно предложить детям разделить печенье, конфету или шоколад.
ЧЕМ БОГАТЫ, ТЕМ И РАДЫ
М. Скребцова
Мы гостей принять умеем,
Накормить мы их сумеем.
Разносолов нет, ну что ж?
Наш обед и так хорош!
Есть супец и с хлебом кашка,
С чаем ароматным чашка,
Испечем еще блины —
Мы не так уж и бедны.
Вопросы к стихотворению:
• Если к тебе неожиданно приходят гости, радуешься ли ты их приходу?
• Что в своей жизни ты считаешь богатством?
• Делишься ли ты своим богатством с друзьями?
• Расскажи о щедрости своей мамы.
• Кого еще ты считаешь щедрым?
Сценка «Щедрый хозяин»
Поделите детей на пары. Один человек из пары — хозяин, а другой — его гость.
В сценке-диалоге хозяин рассказывает, чем он будет угощать гостя, а гость должен поблагодарить хозяина за вкусное угощение.