Галина Сахарова
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова «Роза»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА. Звуковой анализ слова РОЗА.
ЦЕЛИ: закрепление произношения смешиваемых звуков; упражнения в их дифференциации; формирование интонационной выразительности речи; воспитание умения пользоваться разной силой голоса, темпом и ритмом речи, речевым дыханием, четкой дикцией; учить анализировать звуковой состав слова (учить слышать каждый звук в слове, отделять его от рядом стоящих, знать, определять, из каких звуков состоит слово и какова их последовательность).
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте, Звуковой анализ слова „Роза“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Роза. Все о розах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
ОБОРУДОВАНИЕ: кружки (синий, зеленый, красный, индивидуальные карточки со схемой слова с картинкой, увеличенная карточка со схемой и картинкой, картинки на определенные звуки, пеналы с фишками на каждого ребенка, картинки с насекомыми.
Ход занятия.
1. Послушать и определить: первый звук : (ау, (иа, (оо); последний звук : (аи, (уо, (иои). Дети стоят в кругу.
2. Определить, сколько звуков : (а, (оау, (уэ). Дети стоят в кругу.
3. Игра «Мое имя» : тихо произнести свое имя, определить, с какого звука начинается имя (гласного, согласного твердого, согласного мягкого, подойти к определенному кружку по сигналу воспитателя (кружки – красный, синий, зеленый – расположены в разных местах комнаты). Дети стоят в кругу.
4. Звуковой анализ слова РОЗА. Дети сидят за столами.
Загадка. На кустах в саду растет. Запах сладкий, словно мед.
Но нередко льются слезы, тех, кто рвет руками … (розы).
(иллюстрация)
- Что можете сказать о розе? (высказывания детей)
- Сегодня мы с вами будем разбирать слово РОЗА.
- Посчитайте, сколько звуков в слове Р-О-З-А. (четыре звука) Произнесите каждый звук за указкой : Р-О-З-А.
- Произнесите первый звук. (звук Р) Как он произносится? (с преградой, мешает язычок) Какой первый звук? (твердый согласный) Как обозначим его? (синей фишкой)
- Произнесите второй звук. (звук О) Как он произносится? (свободно, без преграды) Какой второй звук? (гласный) Как его обозначим? (красной фишкой)
Аналогично проводится работа над третьим и четвертым звуками.
- Сколько гласных звуков в слове Р-О-З-А? (два звука - О и А)
- Сколько согласных звуков? (два звука – Р и З)
Вместе с воспитателем дети составляют схему слова в своих карточках по ходу объяснения (у детей индивидуальные карточки со схемой и картинкой слова РОЗА).
- Произнесем слово Р-О-З-А медленно за указкой. Прочитаем!
5. Деление слов на слоги.
-Послушайте, как я сейчас произнесу слово : РО – ЗА. (по частям) Верно, сначала сказала первую часть РО, потом вторую часть ЗА. Произнесла слово по слогам.
- Теперь поучимся произносить другие слова по слогам : О-СА (повторяют, СТРЕ-КО-ЗА, МУ-ХА, КО-МАР, ПЧЕ-ЛА, ЖУК, КУЗ-НЕ-ЧИК. Назовите слова, в которых один слог (жук). Назовите слова, в которых два слога (оса, муха, пчела, комар). Назовите слова, в которых три слога (стрекоза, кузнечик). Как одним словом назвать их? (насекомые)
- Запомните такое правило: сколько в слове гласных, столько и слогов!
6. Игра «Живые звуки» со словом РОЗА. Раздать детям фишки, обозначающие каждый звук в слове : Р -синяя (первому, О -красная (второму, З -синяя (третьему, А -красная (четвертому).
Задания детям с фишками: выйди первый гласный звук; выйди второй гласный звук; выйди звук Р, выйди звук З; звуки, составьте слово РОЗА; звуки, найдите свое место на схеме; уберите со схемы: звук О, звук А, звук Р, звук З.
7. Игра «Найди пару». На доске два ряда картинок: первый ряд – «лыжи», «роза», «кит», «машина», «зеркало». Второй ряд – «кисточка», «зебра», «ложка», «ромашка», «мышка».
Задание: Произнесите слова на картинках с выделением первого звука (по указке). Найдите пары слов из первого и второго ряда, в которых первые звуки одинаковые : лыжи – ложка, роза – ромашка, кит – кисточка, машина – мышка, зеркало – зебра.
8. Подведение итогов. – Чем занимались во время занятия?
Определяли первый звук и последний звук, определяли количество звуков, определяли первый звук в своем имени, составляли схему слова РОЗА, делили слова на слоги, играли в игру «Живые звуки», находили пары слов с одинаковыми первыми звуками в словах.
9. Похвалить детей за работу.