Сания Ильясова
Занятие по обучению грамоте «Гласный и согласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 16
Прогр. содержание. Познакомить детей с понятиями «гласный звук» и «согласный звук». Звуковой анализ слова шар с определением гласных и согласных звуков.
Материал к занятию. 1. Таблицы с изображением мака, дома, жука, сыра, кита, шара. 2. Фишки белые, красные и синие для доски. 3. У каждого ребенка белые фишки. 4. Детские синие и красные фишки (по две каждого цвета на каждого ребенка) приготовлены у воспитателя в двух коробках (мешочках).
Публикация «Занятие по обучению грамоте „Гласный и согласные звуки“» размещена в разделах
Ход занятия.
1. Игра «Подарки»
У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка – (хлопушку, погремушку, вертушку и т. д.).
Белый мишка – шоколад,
А Ежонок -(мармелад, лимонад и т. д.) + СЛАЙДЫ «Рифмушки»
2. .Игра «Какое слово спряталось -O-».
Перед детьми представлена картина с изображением предметов. Педагог предлагает детям угадать, какое слово спряталось? Суть игры: необходимо составить имена, ориентируясь на первые звуки в словах. СЛАЙД
3. На доске таблица с изображением мака.
Восп. : Вы помните, из каких звуков состоит слово мак? Назовите их. Правильно, слово мак состоит из звуков м, а, к. Теперь я загадаю всем загадку. Отгадайте: какой звук в слове мак можно очень громко крикнуть? (Звук а). Давайте попробуем его крикнуть. Когда мы его произносим, нам во рту ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язычок. Давайте попробуем сказать звук а не очень громко и понаблюдаем, не мешает ли нам что-нибудь его произносить. А вот когда мы произносим звук м, нам что-нибудь мешает? Давайте скажем м. Видите, нам мешают губы. (Показ картинок со звуками ж,ш,з,а. р, о. Дети вместе с воспитателем произносят эти звуки, при этом наблюдают за речевым аппаратом.)
Восп. : Ребята, звуки, которые можно громко, кричать без помех, называются гласными звуками, а все остальные — согласными. Мы с вами будем теперь отмечать гласные звуки — те, которые можно кричать,— красными фишками, а согласные — те, крикнуть которые нам мешают либо язык, либо губы, либо зубы, — мы будем обозначать синими фишками.
Сейчас я вам раздам красные фишки для обозначения гласных звуков и синие — для согласных, а белые фишки уберу, они нам больше не понадобятся. Теперь мы будем разбирать все слова и определять, какие звуки гласные, а какие — согласные. Теперь возьмите карточку, на которой нарисован шар. Давайте разберем слово шар. Какой первый звук? Правильно, ш. Скажем все вместе этот звук : ш. Видите, как он тихо произносится, нам мешают зубы и язык. Значит, это звук согласный, обозначим его синей фишкой. (Воспитатель работает у доски, а дети на местах. Так разбирается все слово.)
4. РЕФЛЕКСИЯ. Ребята, как много нового мы с вами сегодня узнали: звуки бывают гласные и согласные. Кто помнит, какие звуки называются гласными?. Какими фишками мы их обозначаем? А согласные звуки, которые нельзя кричать, какими фишками обозначаем?