Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Слова-признаки предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Слова – признаки предметов.
Цель: дать понятие о словах – названиях признаков предмета;
формировать умение правильно ставить к ним грамматические вопросы; способствовать овладению детьми приёмами сравнении, обобщения; развивать речь детей, развивать словарный запас; развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.
Ход занятия:
Ну-ка, все - встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Слова-признаки предметов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,
Повторять, не зевать, всё запоминать.
1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ
1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка - Мишутка)
-Что обозначают эти схемы?
(Воспитатель показывает разные схемы.)
–Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)
–Как мы обозначаем слова – названия действий? (двумя прямыми линиями)
-На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названия действий?
Игра «Кто больше?».
(Воспитатель показывает разные картинки.)
Я буду говорить слово- название предмета, а вы к нему подберёте как можно больше слов – названий действий.
Например: мама – сидит, стоит, лежит, бежит, рисует, поёт, спит, умывается, кушает, плавает, поднимается, опускается, смотрит, уходит, прощается, несёт, выручает, хлопает, прыгает, топает, кормит и т. д.
М е д в е ж о н о к выполняет это задание. (ДЕТИ ПОМОГАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ЕГО.)
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Рассказ с элементами беседы.
Мишутка и Буратино подготовили вам два рассказа. Послушайте и скажите, чей рассказ вам понравился больше и почему.
Мишутка. Жил – был цыплёнок. У него лапки, головка, клювик, глазки.
Буратино. Жил – был маленький желтенький цыплёнок. У него крохотные лапки, круглая головка, красненький клювик, маленькие умненькие глазки.
-Чей рассказ вам понравился больше?
- Почему рассказ Буратино был интереснее?
-Какие слова помогли сделать рассказ интереснее?
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
Сегодня мы познакомимся с новыми словами, которые помогли описать цыплёнка. Мы узнаем, что обозначают эти слова и на какие вопросы отвечают.
4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Игра «Угадай предмет?».
Воспитатель прячет в коробок предмет и просит детей отгадать, что это?
Детям нужно лишь задать вопрос (что это) и ждать - пусть сделают несколько попыток отгадать!
Пусть поймут, что если не описать предмет - то угадать очень сложно!
Затем воспитатель предлагает помощь – описывает этот предмет используйте только слова-признаки. Например: сладкая, шоколадная, вкусная. Что это (конфета)
Какие слова помогли вам угадать? Назовите их ещё раз. (сладкая, шоколадная, вкусная).
На какие вопросы отвечают эти слова? (какая). Почему трудно было отгадать в начале игры?
2. Сообщение с элементами беседы.
Мы познакомились со словами, с помощью которых можно описать предмет.
-Какие слова помогли определить, что в коробке лежит конфета?
-На какой вопрос отвечают эти слова?
СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ:
Слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какие? Называют словами- признаками. Для его нам нужны слова-признаки? Условно мы их будем обозначать волнистой линией.
3. Физкультминутка. Игра «Сова».
По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
1. Игра «Угадай предмет?».
Я буду называть признаки какого–нибудь предмета, а вы догадайтесь, о чё м или о ком я говорю: Кто это?
Большой, бурый, косолапый, лохматый (медведь).
Длинноухий, трусливый, быстрый (заяц)
Рыжая, хитрая, хищная, быстрая (лиса)
и т. д.
2. Игра «Говори наоборот?».
Я буду называть слово-признак, а вы называйте слово с противоположным значением:
Весёлый - …
Высокий - …
Добрый - …
Мягкий - …
Горячий - …
Глупый -…
-На какие вопросы отвечают слова –признаки предметов?
-Как мы их обозначаем?
6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
М е д в е ж о н о к помогает.
РАБОТА У ДОСКИ
Я буду называть слова, а вы – показывать карточки- схемы. Один человек выполняет задание у доски –записывает схематически слова. Чтобы правильно выполнить это задание, к слову нужно поставить вопрос.
7. Итог занятия
-Что нового вы узнали на занятии?
- С какими словами мы познакомились?
-На какие вопросы отвечают слова –признаки предметов?
-Как мы их обозначаем?